АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Конференция: CCCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Данная научная статья посвящена плану действий, которому можно следовать при изучении экономических реалий. В излагаемом материале показано, как с помощью такого плана достигнуть освоения и успешного применения изучаемого. Описываемая схема действий может быть использована исследователями экономических дисциплин. Особенно алгоритм пригодится тому, кто начинает изучение экономических реалий с теоретического материала, а не с полноценной практики.
План действий включает в себя пять этапов, которые будут описаны ниже.
Нулевой этап – выбор объекта исследования. В данном случае это экономическая действительность.
Первый этап – изучение различной экономической литературы. На этой стадии проводятся анализ и синтез информации, получаемой из упомянутых источников.
Приведём рекомендации, полезные для прохождения первого этапа.
1. Чем больше данных будет изучено, тем лучше.
2. С другой стороны, следует ответственно подходить к выбору литературы: нужно обращать внимание на авторитетность и, что ещё важнее, на логичность изучаемой информации.
3. Как и знание логики, для толкования литературы крайне необходима хорошая осведомлённость о правилах того естественного языка, с помощью которого зафиксированы данные.
4. Наконец, при основательных исследованиях надлежит отдавать предпочтение не интерпретациям первоисточников, а собственно первоисточникам. Это важно потому, что в силу индивидуальности опыта любого интерпретатора смысл первоисточника искажается при толковании.
Итак, первый этап подразумевает работу с тематической литературой. Такая работа ведётся с помощью инструментов логики, естественных языков и герменевтики.
Второй этап – соотнесение знаний, полученных при изучении различной экономической литературы, с собственным опытом. Эту стадию условно можно назвать «неоанализом». Она подразумевает повторное (новое) разложение на компоненты приобретённой на первом этапе информации для сопоставления с эмпирическими данными.
Если экономическая действительность исследуется в соответствии с алгоритмом, то в этом процессе важную роль играют примеры. Изучающие экономические дисциплины приводят примеры для теоретического материала на основании уже имеющегося или получаемого впоследствии личного опыта. Первым уровнем познания является познание чувственное [1, с. 16 – 18]. Но алгоритм требует, чтобы до получения достаточного практического опыта была изучена теория. То есть нужно начинать не с первого, а со второго уровня познания – рационального. Примеры же являются «лестницей», позволяющей свободно перемещаться между этими двумя уровнями и соединяющей теорию и практику.
Таким образом, второй этап изучения экономических реалий связан с проведением сравнительного анализа информации, почерпнутой из литературы, и данных, полученных эмпирически. В этой процедуре особое значение имеют примеры.
Третий этап – «неосинтез» данных, ведущий к выработке собственного мнения, к пониманию и «ощущению» объекта исследования. Этот этап назван «неосинтезом», так как он подразумевает повторное (новое) соединение компонентов ранее проанализированной информации. Убеждаясь в истинности или ложности теоретических данных при сравнении их с личным опытом, изучающий экономические дисциплины вырабатывает собственное аргументированное мнение об объекте исследования. Помимо этого, он начинает понимать экономические процессы и явления, то есть иметь представление о них с учётом имеющейся практики. Наконец, из-за погружённости в объект исследователь экономической действительности обретает возможность «ощущать» её: фиксировать в реальности «интеллектуальным взглядом», замечать во всём и повсюду.
Итак, на третьей стадии с учётом эмпирических сведений осуществляется повторный синтез ранее разложенных на элементы теоретических данных. Результатами этой процедуры являются выработка собственного мнения об экономических процессах и явлениях, способность понимать и «ощущать» их.
Важно отметить, что первый, второй и третий этапы направлены на уяснение характеристик, являющихся неотъемлемыми для экономической действительности.
Четвёртый этап – успешное применение полученных при «неосинтезе» знаний на практике. Это становится возможным, так как изучающий экономические процессы и явления понимает и «ощущает» их.
На четвёртой стадии осуществляется переход к следующему уровню познания – интуитивному. К исследователю, сведущему в экономике, верные выводы об интересующем его объекте приходят теперь и в форме озарений.
С другой стороны, понимание сути объекта делает возможным получение новых сведений о нём логическим путём.
Таким образом, четвёртым этапом изучения экономических реалий является успешное применение образовавшихся при «неосинтезе» данных. На этой стадии исследователь переходит на следующий уровень познания. Кроме того, он получает новую информацию об экономической действительности, пользуясь инструментами логики и знаниями о сути объекта.
Хотя четвёртый этап может быть последним, алгоритм не исключает возможности возвращения к предыдущим этапам после его достижения. Схема действий, где цифрами указаны стадии, а стрелками – переходы между ними, отражена на рисунке.
Рисунок. Алгоритм для исследования экономической действительности
Подведём итог. В настоящей научной статье был охарактеризован алгоритм, состоящий из пяти этапов, который можно применять при изучении экономических реалий. Такой план действий позволяет понять экономические процессы и явления и научиться умело пользоваться данными о них.
Последующие работы по теме могут быть посвящены более детальному описанию алгоритма, а также применению схемы действий в иных областях знания.
