Статья:

Офшорные зоны, налоговые убежища и налоговые гавани

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Яганов М.А. Офшорные зоны, налоговые убежища и налоговые гавани // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Офшорные зоны, налоговые убежища и налоговые гавани

Яганов Магомед-Рамазан Абдулхаликович
студент Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала
Казимагомедова Зарема Алияровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

Аннотация. В статье исследуются основы построения налоговых систем стран, которых принято называть офшорами (налоговый рай, гавань, оазис и т. д.). Также изучается влияние оттока капитала в офшоры для остальных стран.

 

Ключевые слова: налоги, налоговые льготы, офшорные зоны, налоговые гавани, налоговые убежища.

 

Актуальность исследования данной темы обосновывается тем, что многие страны встречаются с таким явлением, как «бегство капиталов» в страны с более благоприятной с точки зрения налогообложения политикой, что отрицательно сказывается на экономике страны, т. к. экономическая составляющая государства находится в прямой зависимости от уровня налоговых поступлений в бюджет.

Первым территориальным субъектом, который можно было назвать «налоговым убежищем» был г. Кампионе, находящийся на границе Италии и Швейцарии. Кампионе стал таковым после внезапного отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над городом.

Но основы современных офшорных систем были разработаны британцами.

После окончания Второй мировой войны правительства многих стран, понесших в войне большие потери, пересмотрели налоговое законодательство, т. е. возложили большую часть своих расходов на налогоплательщиков.

Но лидеры банков, промышленных гигантов и крупных компаний не желали отдавать большую часть своей прибыли правительству и создали идею налоговых убежищ.

Прежде всего они обратили внимание на бывшие британские колонии, которые получили независимость, но не имели никаких ресурсов [3, с.69].

Офшорная зона (от англ. off shore – вне берега) – финансовый центр, предоставляющий налоговые и другие льготы иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра для привлечения капитала. Льготный режим налогообложения в офшорных зонах существует для компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность вне страны-офшора.

Использование офшоров самый известный и один из самых эффективных способов уменьшения налогового бремени. Для обозначения офшорных зон также используются термины «налоговое убежище», «налоговый рай» или «налоговая гавань».

Налоговые гавани, налоговые убежища – государства, в которых проводится политика привлечения капиталов, в основном путем предоставления зарубежным компаниям налоговых льгот.

Отличием налоговых гаваней от офшорных является то, что в налоговых гаванях льготы по налогообложению предоставляются не только иностранным компаниям, но и местным.

Компании ведущие предпринимательскую деятельность в налоговых гаванях освобождаются от уплаты основной части налогов или же вовсе их не платят, выплачивая небольшой ежегодный, так называемый регистрационный сбор.

В налоговых гаванях упрощена процедура регистрации и управления компанией. Аудиторские проверки в этих странах являются редкостью [2, с. 22].

Офшорные зоны дают использующим их компаниям следующие преимущества: налоговые льготы, секретность финансовых операций, значительная свобода при ведении бухгалтерской отчетности, возможность проведения операций в иностранной валюте.

Компании организующие свою деятельность в офшорах являются представителями крупного и среднего бизнеса. Маленьким компаниям содержание офшоров обходится слишком дорого и поэтому им выгоднее работать в своей стране.

Существует несколько классификаций офшорных зон.

По одной из них офшоры подразделяются на страны с нулевыми или низкими налоговыми ставками и на страны оказывающие налоговые льготы.

К первой категории относятся Гонконг, Кипр, Люксембург, Уругвай. Ко второй – Великобритания, Израиль, Швейцария, Италия, Нидерланды. Классическими офшорами считаются Панама, Сейшельские острова, Белиз.

В этих к компаниям предъявляется лишь требование уплаты ежегодного взноса и им обеспечивается высоким уровень конфиденциальности.

По неофициальной классификации офшоры делятся на:

  • Офшорные зоны не требующие отчетности и с отсутствием налогов. Власти в этих странах предоставляют компаниям высокий уровень конфиденциальности и свободы, но это приводит к тому, что солидные корпорации не хотят иметь с ними дел.
  • Офшоры повышенной респектабельности – правительства этих стран представляет компаниям налоговые льготы и осуществляет финансовый контроль. Однако компании в этой зоне имеют некоторую престижность. [1, с. 7].

Офшоризация мировой экономики протекала ускоренными темпами в 1990-е годы и вплоть до мирового кризиса.

Хотя последний оказал сдерживающее воздействие на развитие данной тенденции, общее количество офшорных компаний не сократилось.

А возобновившийся в посткризисный период рост международного движения капиталов и мировых финансовых активов вновь приводит к увеличению масштабов офшоризации.

Для определения роли офшорных зон в мировой экономике стоит учитывать размер их удельного веса в мировой экономике. В 2010 году стоимость всех мировых активов под управлением офшорных финансовых институтов составляла 7,8 триллионов долларов США или 6,4% от общего размера глобального богатства.

Перемещение капиталов в офшорные государства обходится бюджетам в 3,1 триллион долларов США или практически 0,5% мирового ВВП. [4]

Заключение:

Офшорные зоны являются большой силой, влияющей на экономико-политическую ситуацию во всем мире. В настоящее время уже сформировались основные направления офшорного бизнеса. Однако цели, которые преследуются при создании офшорных структур не всегда совпадают с интересами остальных государств.

Действующие в настоящее время законодательные акты не могут обеспечить экономические интересы страны. Только специализированное законодательство, построенное на основе анализа ситуации и учитывающее мировой опыт может обеспечить интересы государств.

В результате проведенной работы можно вынести следующие выводы:

  1. Офшорные зоны – результат сводного развития экономических процессов.
  2. Привлекательность офшорных зон связана с минимизацией издержек организации, в основном налоговых выплат.

 

Список литературы:
1. Иванов Ю. Л. Межгосударственный обмен налоговой информацией: мировые тенденции и российские перспективы //налоговая политика и практика. – 2010. – N 8. – С. 68-72.
2. Офшорные зоны. Контроль и международное сотрудничество на современном этапе // «Международная экономика», 2011, N 2.
3. Хейфец Б. Роль офшоров в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – N 11. – С.69-76.
4. https://www.kommersant.ru/doc/1962493