Статья:

Сравнительный анализ потребительской корзины Испании и России

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Жидкова Л.С., Клёвина М.В., Красносельцева И.Е. Сравнительный анализ потребительской корзины Испании и России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ потребительской корзины Испании и России

Жидкова Любовь Сергеевна
студент, Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, РФ, г. Самара
Клёвина Мария Васильевна
студент, Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, РФ, г. Самара
Красносельцева Ирина Евгеньевна
студент, Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, РФ, г. Самара

 

В современном мире в связи с расширением границ идёт активное сравнение стран по многим показателям, одним из которых является состав и стоимость потребительской корзины. Правительство пытается найти такие её оптимальные параметры, чтобы обеспечить населению качественную жизнь. Но это всего лишь, к сожалению, теория, на практике всё осложняется рядом факторов. Попытаться выявить их, а также, опираясь на зарубежный опыт, выявить пути улучшения данной ситуации является актуальностью работы.

Цель работы состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ характеристик потребительских корзин России и Испании, проанализировать их состав, а также посмотреть, что происходит раньше: расчёт размера прожиточного минимума или составляющие потребительской корзины.

Цель работы определила следующие задачи:

  • проанализировать состав потребительских корзин двух стран;
  • выявить наличие зависимости между стоимостью потребительской корзины и прожиточным минимумом.

Методы исследования: аналитический и информационный.

Потребительская корзина  представляет собой определённый набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года, способный удовлетворить его минимальные потребности.

Для начала рассмотрим ситуацию в Испании, а затем проведём сравнение. Стоит начать с того, что каждый месяц специалисты Национального института статистики (INE), на основе поступающих к ним данных из 140 муниципалитетов, рассчитывают цены на 484 товара, составляющих модель испанской потребительской корзины. Затем на основе этих данных подготавливается Индекс потребительских цен (IPC). Он измеряет изменение цен на товары и услуги в стране. IPC используется также как основа для индексации заработной платы, арендной платы и пенсий. 

Потребительская корзина Испании несколько отличается от российской, на потребительские предпочтения накладывают отпечаток, в первую очередь,  образ жизни и менталитет, а также множество других факторов, которые будут рассмотрены нами далее. Например, довольно существенную часть своих доходов (10–15%, это больше, чем на одежду и обувь) испанцы тратят на ежедневные походы в бары, кафе и рестораны, где встречаются со знакомыми и друзьями и общаются, потому что приглашать в гости домой здесь не принято.

Следующим серьёзным отличием является то, что испанцы вынуждены много тратить на оплату мобильной связи и Интернета. Стоимость предоставления данных услуг является одной из самых высоких в Европе: выделенная линия домашнего безлимитного Интернета и домашний телефон стоят здесь в среднем 45–60 евро в месяц.

Климатические особенности также оказывают своё влияние. Летом в Испании вырастают счета за электроэнергию (использование в жару кондиционеров), а зимой – за газ (отопление).

Соотношение товаров и услуг в испанской потребительской корзине следующее: продукты и неалкогольные напитки (22%), алкоголь и табачные изделия (3%), одежда и обувь (9%), расходы на жилье (11%), товары домашнего хозяйства (6%), медицина (3%), расходы на транспорт (15%), средства связи и технологии (3,3%), свободное время, развлечения и культура (7%), образование (1,7%), отели, кафе и рестораны (12%), прочие расходы (8%).  [2]

Далее представлен состав потребительской корзины в России. Стоит отметить, что состав потребительской корзины напрямую связан с прожиточным минимумом. В потребительскую корзину в первую группу включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости.
Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства. Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.  Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц. [1]

Теперь хотим представить вам сравнение по не ключевым показателям, а можно их так назвать «интересным», которое основывалась на данных, подготовленных аналитической  службой «Реальное время». Для наглядности будет сравнение не только России и Испании, но и ещё ряда стран. Все показатели для удобства будем исчислять в рублях.

Начнём со стоимости продуктов. Самыми дорогими странами по месячной стоимости продуктов стали Норвегия и Швейцария. Такая же корзина в России обойдется всего в 7800 рублей— разница более чем двукратная.  В Испании стоимость всего на 400 рублей дороже, чем в России и составляет 8238 рублей.

Проанализируем такие составляющие потребительской корзины, на которые уходит основная масса расходов. Это мясо и рыба. В России на эти продукты приходится потратить около 2200 рублей, в Испании, Чехии и Сербии: от 3100 до 3700 рублей, а, к примеру, в Швейцарии — 9000 рублей.

Задумывались ли вы когда-то что будет, если  посмотреть на такую пропорцию — на сколько хватит средней зарплаты, если ее полностью потратить на один из продуктов в корзине? На российскую зарплату лишь один вид продуктов получится купить больше, чем в какой-либо другой стране Европы. Этим продуктом оказался лук. Лук в России стоит всего 6% от среднеевропейской цены (может стать отличной идей для открытия своего дела), и даже при скромной отечественной зарплате  россиянину перепадает 10,8 тонны этого замечательного овоща.

Продуктами, которые оказались менее доступными, чем для любой другой из исследуемых стран, для россиян стали 14 товаров.

На свою зарплату житель страны сможет купить лишь 127 кг помидоров, а вот житель Австрии, например, — 1,3 тонны. Похожие проблемы — с болгарским перцем: россиянин купит всего 81 кг, и от зарплаты не останется ничего, норвежцу же для этого потребуется купить больше 1 тонны этого овоща. [3]

Огурцы и морковь также в списке самых дорогих. Жителю России хватит зарплаты всего на 400 кг огурцов, немцу же достанется 2 тонны, моркови  россиянин сможет купить целую тонну, но вот у швейцарца при таких же условиях будет уже четыре.

С фруктами ситуация в целом попроще, но и тут есть тоже свои ограничения. Так, например, лимонов можно себе позволить лишь 280 кг (швейцарец купит 2,6 тонны), а яблок — 557 кг (все тот же швейцарец припасет сразу 3,5 тонны).

Интересно, что в списке самых недоступных для россиян товаров оказались молочные продукты, хлеб и говядина. Сметаны, например, россиянин купит в 6,5 раза меньше, чем француз, йогурта — в 10 раз меньше, чем швейцарец. Хлеба жителю России достанется в пять раз меньше, чем норвежцу, а говядины — в 3,5 раза меньше, чем австрийцу. Проблема у россиян и со сладостями: шоколада ему достанется всего 60 кг. Для сравнения: серб сможет купить 91 кг шоколада, а швейцарец — целую тонну. [3]

Таким образом, цель работы достигнута: был проведён сравнительный анализ потребительских корзин России и Испании, а также проанализирована взаимосвязь её стоимости и прожиточного минимума.  Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания больше половины семейного бюджета, и они составляют  около 50% ее стоимости, что в Испании, как в любой европейской стране всего лишь около 20%. Одним из преимуществ испанской потребительской корзины  является теплый климат, который позволяет экономить на одежде и расходах на отопление. Посмотрев, как Испания и Россия отличаются от других стран, замечено, что некоторые позиции очень схожи, но где-то наблюдается различие в связи с различными факторами, которые необходимо учитывать. Новизна исследования заключается в том, что был проведено сравнение не только по стандартным показателям, но и необычным, что позволило нагляднее рассмотреть ситуацию.

 

Список литературы:
1. Информационный портал РФ  - [Электронный ресурс]. URL https://infoportalru.ru/potrebitelskaya-korzina-na-2016-god.html (Дата обращения 27.12.2018)
2. Мировой атлас данных Knoema - [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas/ (Дата обращения 17.12.2018)
3. Портал «Реальное время» – [Электронный ресурс]. URL https://realnoevremya.ru/articles/80056-skolko-stoyat-produkty-v-evrope-v-sravnenii-s-rossiey (Дата обращения: 10.01.2019)