ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА НА СТАНЦИИ
Конференция: CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки

CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА НА СТАНЦИИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены аспекты менеджмента безопасности. Показаны методы компьютерного моделирования технических средств для диагностики подвижного состава и железнодорожного полотна.
Ключевые слова: менеджмент безопасности, подвижной состав, железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт является предприятием с повышенным вниманием к безопасности на разных стадиях производственного процесса. На рисунке 1 представлена матрица применения инструментов менеджмента по элементам процесса риск-менеджмента и аспектам безопасности.
Так как функциональное содержание СМБ является универсальным, то схема процесса риск-менеджмента и ее элементы применимы при менеджменте любых аспектов безопасности:
безопасность людей – пассажиров и персонала;
безопасность имущества – грузов, имущества компании и третьих сторон;
безопасность окружающей среды.
По этой же причине инструменты менеджмента безопасности движения также применимы при менеджменте любых аспектов безопасности.
Рисунок 1. Матрица применения инструментов менеджмента
Имитационное моделирование и комплексный анализ взаимодействия в системе «подвижной состав – путь» позволяют оценить опасные участки пути и риски схода в зависимости от скоростей движения (рисунки 2 и 3).
Рисунок 2. Имитационное моделирование усилий и рисков схода. Вагон-хоппер модель 11-715, тип 930 с тележкой модели 18-100. Обработка в пакете ADAMS/Rail
Рисунок 3. Имитационное моделирование зависимости риска возникновения опасного отказа участка пути от скорости движения
Пример применения методики факторного анализа
Последовательное применение методики факторного анализа позволяет:
- выявлять наиболее значимые источники рисков на любом уровне детализации;
- устанавливать приоритеты для целевого финансирования соответствующих работ;
- обеспечивать максимальную эффективность использования ресурсов.
Пример, приведенный на рисунке, демонстрирует следующее:
1) Факторный анализ браков на железной дороге позволяет выявить наиболее значимые источники рисков: вагонное и локомотивное хозяйства, в совокупности дающие 38% + 29% = 67% браков.
2) Далее факторный анализ браков показывает наиболее значимый источник рисков.
3) Далее факторный анализ браков, связанных с неисправностью подвижного состава, позволяет выделить фактор «Нарушение герметичности», дающий 40% браков.
4) Если по результатам анализа будет установлено приоритетное направление работ, то это позволит устранить более 9% от общего количества браков дороги. Любое другое направление работ будет менее эффективным.
