Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА НА СТАНЦИИ

Конференция: CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Якупов У.Р. ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА НА СТАНЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(313). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(313).pdf (дата обращения: 23.10.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА НА СТАНЦИИ

Якупов Урал Рустамович
студент Оренбургского института путей сообщения, филиал ФГБОУ ВО Приволжский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены аспекты менеджмента безопасности. Показаны методы компьютерного моделирования технических средств для диагностики подвижного состава и железнодорожного полотна.

 

Ключевые слова: менеджмент безопасности, подвижной состав, железнодорожный транспорт.

 

Железнодорожный транспорт является предприятием с повышенным вниманием к безопасности на разных стадиях производственного процесса. На рисунке 1 представлена матрица применения инструментов менеджмента по элементам процесса риск-менеджмента и аспектам безопасности.

Так как функциональное содержание СМБ является универсальным, то схема процесса риск-менеджмента и ее элементы применимы при менеджменте любых аспектов безопасности:

безопасность людей – пассажиров и персонала;

безопасность имущества – грузов, имущества компании и третьих сторон;

безопасность окружающей среды.

По этой же причине инструменты менеджмента безопасности движения также применимы при менеджменте любых аспектов безопасности.

 

Рисунок 1. Матрица применения инструментов менеджмента

 

Имитационное моделирование и комплексный анализ взаимодействия в системе «подвижной состав – путь» позволяют оценить опасные участки пути и риски схода в зависимости от скоростей движения (рисунки 2 и 3).

 

Рисунок 2. Имитационное моделирование усилий и рисков схода. Вагон-хоппер модель 11-715, тип 930 с тележкой модели 18-100. Обработка в пакете ADAMS/Rail

 

Рисунок 3. Имитационное моделирование зависимости риска возникновения опасного отказа участка пути от скорости движения

 

Пример применения методики факторного анализа

Последовательное применение методики факторного анализа позволяет:

  • выявлять наиболее значимые источники рисков на любом уровне детализации;
  • устанавливать приоритеты для целевого финансирования соответствующих работ;
  • обеспечивать максимальную эффективность использования ресурсов.

Пример, приведенный на рисунке, демонстрирует следующее:

1) Факторный анализ браков на железной дороге позволяет выявить наиболее значимые источники рисков: вагонное и локомотивное хозяйства, в совокупности дающие 38% + 29% = 67% браков.

2) Далее факторный анализ браков показывает наиболее значимый источник рисков.

3) Далее факторный анализ браков, связанных с неисправностью подвижного состава, позволяет выделить фактор «Нарушение герметичности», дающий 40% браков.

4) Если по результатам анализа будет установлено приоритетное направление работ, то это позволит устранить более 9% от общего количества браков дороги. Любое другое направление работ будет менее эффективным.

 

Список литературы:
1. Дмитренко А.В. Как развивать железнодорожный транспорт на перспективу. // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2021. № 17. С. 229-240.