Статья:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БРИКС

Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Басаев В.С. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БРИКС // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(318). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(318).pdf (дата обращения: 15.11.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БРИКС

Басаев Владислав Сергеевич
магистрант, Донбасский государственный университет юстиции, РФ, г. Донецк

 

БРИКС (BRICS) — одно из наиболее влиятельных международных объединений XXI века, сочетающее черты как формальной, так и неформальной институциональной структуры. Несмотря на отсутствие единого учредительного договора, организация обладает значительным политическим и экономическим весом.

БРИКС не является классической международной организацией в смысле Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) и Устава ООН, поскольку: не имеет уставного документа с чётким статусом; функционирует на основе мягкого права (деклараций, совместных заявлений); не обладает наднациональными полномочиями.

Однако это не исключает его правосубъектности, поскольку: государства-участники действуют в соответствии с принципами суверенного равенства (ст. 2 Устава ООН); решения принимаются консенсусом, что соответствует практике международных форумов (например, G20); БРИКС создаёт специализированные институты (Новый банк развития, Пул валютных резервов), что свидетельствует о постепенной институционализации.

Юридическая квалификация БРИКС весьма неоднородна в содержательном отношении. Полифония исследовательских позиций среди ученых-правоведов и политологов демонстрирует это обстоятельство. Анализируя правовой статус БРИКС через систему выработанных в доктрине международного права признаков или критериев международной межправительственной организации (учредительно-договорная основа функционирования, добровольность, автономность, наличие постоянно действующих органов, функция сотрудничества), Г.Г. Шинкарецкая приходит к убеждению, что БРИКС необходимо квалифицировать в качестве «межгосударственной институциональной структуры сотрудничества, то есть как постоянную структуру, не достигающую уровня международной межправительственной организации» [1, с. 145].

В свою очередь, Л.П. Ануфриева, изучая правовую природу и принципы сотрудничества в рамках БРИКС в их соотношении общепризнанных принципов международного права и отраслевых принципов МЭП, делает вывод о том, что БРИКС не является международной организацией в собственном смысле слова. Автор полагает, что «в сегодняшней реальности БРИКС действительно не отвечает критериям институционализации (международной организации): не имеет учредительного договора, регулируемого нормами международного права... нет организационной структуры, то есть органов, обеспечивающих рассматриваемому образованию выступление вовне (персонификацию); не обладает волей, относительно обособленной от воли государств-членов...» [2, с. 129]. Отсюда следует, по мнению ученого, что БРИКС не наделяется качествами международной правосубъектности, складывающейся из прав, обязанностей и международно-правовой ответственности субъекта международного права.

Таким образом, на текущем этапе БРИКС остается гибридным образованием, сочетающим черты неформального клуба и институционализированной структуры. Его правовой статус определяется не жесткими юридическими нормами, а политической волей участников. Однако усиление экономических и правовых механизмов сотрудничества свидетельствует о движении к большей формализации.

Ввиду того, что государства БРИКС относятся к разным правовым семьям, возникают определенные сложности нормативного регулирования деятельности БРИКС. Гармонизация национальных законодательств в настоящем представляет собой интереснейшую и актуальнейшую задачу в области права как для теоретиков права, так и для практиков.

Правовое регулирование взаимоотношений стран БРИКС осуществляется нормами международного права, которое является основой построения взаимоотношений между государствами - участниками БРИКС. При осуществлении своей деятельности БРИКС опирается на нормы и принципы международного права и прежде всего на Устав ООН. Нормы, закрепленные в Уставе ООН, «наиболее интернациональны и гуманны, ставят приоритетом не защиту отдельных стран, но безопасность человечества в целом» [3, с. 41].

Правовые основания БРИКС базируются на принципах международного права, допускающих создание неформальных объединений. Организация сочетает элементы "мягкого права" и постепенно развивающихся институтов. В перспективе возможно оформление БРИКС в полноценную международную организацию, если участники придут к необходимости более жёстких обязательств.

 

Список литературы:
1. Шинкарецкая Г.Г. О правовом статусе БРИКС // Современное право. — 2015. — № 10. — С. 140-145.
2. Ануфриева Л.П. БРИКС: о правовой природе и принципах сотрудничества // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 12 (109). — С. 123-133.
3. Бутузова К. И. Зверева А. А., В. М. Порядина Особенности правового регулирования экономического сотрудничества РФ в рамках БРИКС // Международный аспект. — 2023. — № 4(1). — С. 36-53.