Статья:

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БУЛЛИНГ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Конференция: CCCXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Лябипова К.Р. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БУЛЛИНГ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(320). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(320).pdf (дата обращения: 03.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БУЛЛИНГ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Лябипова Камилла Русланова
студент, отделения СПО в ИАНТЭ, Технический колледж Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань
Сахибуллин Рустем Наилевич
научный руководитель, преподаватель, отделения СПО в ИАНТЭ, Технический колледж Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань

 

Насилие как физическое, так и психологическое, является одной из самых распространённых и опасных форм отклоняющегося поведения в школах и других учебных заведениях. Родители и ученики хотят, чтобы школа или любое другое образовательное учреждение было безопасным и поддерживающим местом, где подростки могут учиться и расти. К сожалению, эти ожидания часто не оправдываются, насилие и дискриминация между учениками становятся реальностью.

Буллинг (травля) – это агрессивное преследование одного из членов группы другими участниками, которое проявляется в угрозах, оскорблениях, насмешках, распространении слухов, шантаже и физическом насилии. Например, буллинг может проявляться через издевательства в социальных сетях, унижения во время уроков или даже драки после школы. Это создаёт токсичную атмосферу, которая негативно влияет на психологическое и эмоциональное благополучие учеников.

Травля может исходить не только от учеников, но и от учителей, руководства школы и даже родителей других учеников. Например, учитель может проявлять предвзятость к определённому ученику, что способствует созданию враждебной обстановки в классе. Важно понимать, что проблема буллинга требует комплексного подхода и активного участия всех сторон – школьного персонала, родителей и самих учеников – чтобы создать безопасное и уважительное учебное окружение.

Выделяют различные формы буллинга, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Физический буллинг: включает в себя нанесение побоев, пинков, толчков, порчу имущества жертвы и другие физические действия.
  2. Вербальный буллинг: выражается в оскорблениях, насмешках, угрозах, распространении слухов и сплетен.
  3. Социальный буллинг: направлен на исключение жертвы из группы, игнорирование, бойкот, распространение ложной информации с целью дискредитации.
  4. Кибербуллинг: происходит в онлайн-среде и включает в себя оскорбления, унижения, распространение личной информации, преследование в социальных сетях, мессенджерах и других онлайн-платформах [4, с. 10].

Последствия буллинга для жертв могут быть крайне серьезными и включать в себя:

  1. Психологические проблемы: депрессия, тревожность, низкая самооценка, чувство беспомощности, суицидальные мысли.
  2. Проблемы со здоровьем: головные боли, боли в животе, бессонница, ухудшение аппетита.
  3. Социальные проблемы: трудности в общении, изоляция, отчуждение.
  4. Академические проблемы: снижение успеваемости, пропуски занятий, отказ от посещения школы [3, с. 155].

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) содержит несколько статей, которые теоретически можно применить к ситуациям буллинга, но их возможности ограничены:

  1. Статья 5.61 КоАП РФ (оскорбление) определяет оскорбление как унижение чести и достоинства человека в неприличной или аморальной форме. Однако эта статья подходит только для случаев прямого оскорбления. Например, если один ученик называет другого ученика унижительным словом перед всем классом, это может рассматриваться как оскорбление в соответствии с данной статьей. Однако, статья не охватывает случаи систематического унижения и распространения лжи, что часто характерно для ситуаций буллинга. Таким образом, регулярная травля не подпадает под определение оскорбления, установленное в этой статье.
  2. Статья 6.1.1 КоАП РФ (побои) регламентирует нанесение ударов или других насильственных действий, причинивших физическую боль, но не приведших к серьезным травмам. Например, если один ученик физически нападает на другого, это может быть рассмотрено в соответствии с этой статьей. Однако статья не распространяется на психологический буллинг, который часто бывает более распространенным. Психологическое насилие, такое как умышленное изоляция или унижение, не подпадает под действие этой статьи.
  3. Статья 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) описывает нарушения общественного порядка, выражающие неуважение к обществу. Например, если группа школьников создает шум и беспокойство в общественном месте, это может рассматриваться как мелкое хулиганство. Однако, данная статья не применима к скрытым формам травли, которые могут происходить вне общественных мест, например, внутри школьного класса. Таким образом, если буллинг происходит скрыто, то статья о мелком хулиганстве не может быть применена [1].

Кроме вышеперечисленных статей можно также применить следующие статьи Кодекса об административных правонарушениях - статья 5.62. (дискриминация), статья 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

В России отсутствует специализированный закон, направленный против буллинга; тем не менее, существуют иные правовые механизмы, которые можно задействовать для защиты жертв. Например, административные штрафы применяются за определённые действия, связанные с буллингом, такие как оскорбления или физическое насилие. Эти финансовые санкции являются одним из способов наказания нарушителей.

Так же в зависимости от ситуации могут быть применимы статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), такие как:

1. Статья 110 УК РФ (доведение до самоубийства) устанавливает наказание за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Статья так же может быть применима и в случае кибербуллинга.

2. Статья 128.1 УК РФ (клевета) - распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Клевета способна вызывать у пострадавшего глубокие эмоциональные переживания, такие как стыд, унижение, тревога и даже депрессия. Человек может начать сомневаться в себе и своем социальном статусе. Ложные обвинения могут привести к социальной изоляции жертвы, так как окружающие могут изменить свое отношение к ней на основе недостоверной информации.

3. Статья 213 УК РФ охватывает действия, выражающие явное неуважение к обществу и сопровождающиеся грубым нарушением общественного порядка. Хулиганские действия часто связаны с агрессивным поведением, которое может быть вызвано различными факторами, включая социальное окружение, личные травмы или психические расстройства. Хулиганство часто совершается в группе, что может усиливать агрессивные наклонности. Психологический феномен "группового мышления" может привести к тому, что индивидуумы действуют более агрессивно, чем они бы поступили в одиночку. Хулиганство создает атмосферу страха и нестабильности в обществе, что может привести к повышению уровня тревожности среди граждан.

4. Статья 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды [2].

Кроме того, потерпевшая сторона имеет право через суд требовать компенсацию за моральный и материальный ущерб путём подачи гражданских исков. Например, если ученик стал жертвой буллинга и понёс физические или психологические травмы, он может обратиться в суд за защитой своих прав и получением возмещения ущерба.

Важным механизмом противодействия буллингу являются дисциплинарные меры, применяемые в учебных заведениях. Школа может вынести замечание, наложить выговор или даже исключить ученика за проявление буллинга. Например, если ученик систематически унижает своих товарищей по классу, школа имеет право применить к нему дисциплинарное воздействие для предотвращения подобного поведения.

Однако, несмотря на существующие меры, они зачастую оказываются недостаточными. Незначительные штрафы не способствуют созданию серьёзного страха у агрессоров, а судебные разбирательства требуют значительных временных и финансовых затрат как для жертв, так и для обвиняемых. Кроме того, школьные наказания не всегда соответствуют степени серьёзности проступка, что может привести к недооценке проблемы буллинга в учебных заведениях.

Для эффективной борьбы с буллингом необходимо разработать комплексный подход, включающий в себя не только правовые механизмы, но и профилактические программы, направленные на предупреждение и пресечение подобных проявлений в образовательной среде.

Таким образом, буллинг является актуальной проблемой для молодёжи. Травля бывает различного характера, но так или иначе оказывает отрицательное влияние на социальные взаимоотношения среди представителей подрастающего поколения.  Для предотвращения подобных действий существуют статьи, предусматривающие соответствующие наказания, а также проводятся профилактические беседы в учебных учреждениях, однако предпринятых мер недостаточно для полного устранения данной проблемы.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 15.10.2025) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Ананьева, Ж. Н. Вопросы ответственности за участие в буллинге / Ж. Н. Ананьева, О. Г. Ананьев // Право и государство: теория и практика. – 2024. – № 11(239). – С. 154-157.
4. Орсаева, Р. А. Буллинг среди подростков: понятие, причины, ответственность / Р. А. Орсаева // Вестник Науки и Творчества. – 2024. – № 3(94). – С. 9-14.