ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК И ЕЕ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК И ЕЕ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках единой информационной системы (ЕИС), взаимодействующей с иными информационными системами, осуществляется информационное обеспечение государственных и муниципальных закупок. В ЕИС содержится структурированная по определенным подсистемам и разделам информация обо всех этапах закупки.
Правительством РФ установлены требования к ЕИС и правила ее функционирования [1]. В сфере закупок функционирует электронный документооборот, для осуществления которого используется ЕИС.
В целях информационного обеспечения закупок для обеспечения государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд используются интегрированные с ЕИС региональные (РИС) и муниципальные (МИС) информационные системы.
Единые требования к РИС и МИС устанавливаются Правительством РФ, а органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления регулируют порядок их функционирования и использования. Регистрация указанных информационных систем осуществляется в ЕИС [2]. В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закреплено, что содержащиеся в РИС и МИС информация и документы должны быть переданы в ЕИС и размещены на официальном сайте ЕИС. Технические и программные средства ЕИС используются для осуществления в автоматическом режиме информационного обмена между ней и РИС, МИС. В случае, если размещенная в РИС и МИС информация не соответствует информации, размещенной в ЕИС, приоритетной является последняя. Тем самым в сфере закупок обеспечивается полная интеграция РИС и МИС с ЕИС. Одновременно с этим в сфере закупок не допускается создание иных информационных систем, которые не интегрированы с ЕИС.
В тот период времени, когда в сфере государственных и муниципальных закупок была создана контрактная система (как новая их модель), применяемые в ее рамках информационные технологии ЕИС носили передовой характер как для России, так и для многих зарубежных государств [5, с. 138].
В связи с тем, что с 01.01.2019г. в электронной форме наряду с аукционом проводятся и иные конкурентные закупки, можно констатировать, что в сфере закупок применение информационных технологий значительно расширено и соответствует европейскому опыту [6, с. 145].
ЕИС является одной из государственных информационных систем (ГИС), а потому порядок ее создания и эксплуатации регламентирован правилами о ГИС, предусмотренными ст. 13, 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», если иное не установлено специальным законом. Переход к цифровой экономике сопровождается существенным усилением значения информационных систем, в том числе и ГИС. Наряду с этим, отдельные авторы [3, с. 32] отмечают необходимость унификации требований к ГИС.
В п. 9 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплены общие требования к функционированию ГИС, в частности: достоверность и актуальность информации; обеспечение доступа к ней; защита ее от различных неправомерных действий, связанных с доступом, уничтожением, модифицированием, блокированием, копированием и т.д.
Кроме того, основу функционирования ЕИС составляют предусмотренные ст. 7 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принципы контрактной системы: свободный и безвозмездный доступ к информации; открытость и прозрачность информации; полнота и достоверность информации о закупках.
Для того, чтобы обеспечить свободный доступ к информации и одновременно с этим ее защиту важное значение придается установлению требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам ГИС посредством их непосредственного закрепления в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Легальное определение ЕИС в сфере закупок закреплено в п. 9 ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в его основе лежит общее понятие информационной системы, предусмотренное Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Функции ЕИС, осуществляемые в контрактной системе, носят более разнообразный характер.
Посредством ЕИС обеспечивается формирование, обработка, хранение и предоставление информации участникам контрактной системы по всему процессу закупок. Информация, содержащаяся в ЕИС, структурирована по различным подсистемам: реестры участников закупок, недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключенных контрактов, банковских гарантий, жалоб и др.); библиотека типовых контрактов и их типовых условий; каталог товаров, работ, услуг; планы-графики и данные по их реализации; результаты мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок; информация о ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.
На ЕИС возложено: 1) выполнение функций осуществления контроля за соответствием идентификационных кодов и не превышением объема финансового обеспечения закупок с ее использованием; 2) обеспечение использования усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов.
Таким образом, ЕИС создана и функционирует как многофункциональная ГИС. Федеральное казначейство является органом исполнительной власти, уполномоченным на создание, развитие, ведение и обслуживание ЕИС, установление порядка регистрации в ЕИС и пользования системой, на выработку функциональных требований (по согласованию с Минфином России).
ЕИС – это один из компонентов информационной системы в сфере закупок, имеющий ключевой значение. ЕИС осуществляет функции во взаимодействии с иными в различной степени интегрированными с ней ГИС (в сфере управления государственными и муниципальными финансами, используемыми для предоставления государственных услуг).
Совершенствование правил в сфере закупок может быть обеспечено посредством унификации форматов ЕИС и иных информационных систем, а также их подключение к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Целью функционирования последней выступает технологическое обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме в процессе оказания государственных и муниципальных услуг и выполнения соответствующих функций.
Отдельные авторы [7, с. 7-8] обращают внимание на то, что время на обработку одинаковой информации может быть сокращено, а должный уровень информационной безопасности обеспечен посредством интеграции на базе отечественных информационно-коммуникационных технологий всех информационных ресурсов органов государственной власти.
Основным недостатком ЕИС в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов признано на то, что функции ЕИС, выступающей в качестве единого центра размещения информации о закупках и инструмента управления закупками, осуществляются не в полной мере.
Анализ действующего в настоящее время российского законодательства о закупках позволяет прийти к выводу о том, что основными его недостатками в правоприменительной сфере являются нестабильный и сложный характер, в связи с чем содержащиеся в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» правила нуждаются в упрощении [5, с. 136].
Эффективность норм указанного закона не может быть повышена посредством внесения в него «точечных» изменений, в связи с чем представляется необходимым системный подход к изменению законодательства о закупках, целью которого является использование возможностей современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий.
В целях повышения эффективности ЕИС и ее функционирования представляется необходимым полностью отказаться от бумажного документооборота и перейти на электронный документооборот на всех этапах проведения закупок. Кроме того, следует оптимизировать межведомственное взаимодействие ГИС с ЕИС посредством введения единых требований к ГИС и автоматической передачи данных в ЕИС, в результате чего будут существенно сокращены сроки и издержки участников контрактной системы.





