Статья:

Проблемы квалификации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Коробова М.А., Кулага Н.П. Проблемы квалификации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(72). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(72).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы квалификации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Коробова Маргарита Андреевна
студент, ФГБОУ Красноярский ГАУ ЮИ, РФ, г. Красноярск
Кулага Наталья Протасовна
студент, ФГБОУ Красноярский ГАУ ЮИ, РФ, г. Красноярск
Тирранен Василий Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, ФГБОУ Красноярский ГАУ ЮИ, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. С принятием действующего Уголовного кодекса произошли существенные изменения законодательства в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Была выделена специальная глава, посвященная половым преступлениям, законодатель разделил половые преступления на насильственные и ненасильственные, интересы несовершеннолетних и малолетних были признаны особо охраняемыми. Но, не смотря на проводимые изменения, некоторые проблемы остаются нерешенными. 

 

Ключевые слова: несовершеннолетние, половые преступления, половое сношение, статья 134 Уголовного кодекса РФ.

 

В пояснительной записки к проекту ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствовании механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних» приведены данные о том, что в 2018 году 9 600 несовершеннолетних стали объектами половых посягательств, из которых 1 800 детей в возрасте до 10 лет подвергались насилию. Общероссийские статистические показатели свидетельствуют о ежегодном увеличении числа дел, возбуждаемых по сообщениям о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних [2]. В качестве способа совершения преступления преобладают ненасильственные или добровольные действия (сексуальные контакты по обоюдному согласию, демонстрация половых органов и материалов порнографического характера и т.п.) – 32,6 % [1]. Непосредственно физическое насилие применялось в 25,3 % случаев. При этом в структуре преступлений, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса РФ, около трети от общего числа составляют именно ненасильственные преступления, которые квалифицировались по данным статьям лишь в силу примечания к статье 131 Уголовного кодекса РФ. Но, на самом деле, реальное число преступлений данной категории может оказаться еще выше, так как некоторые преступления остаются вне поля зрения правоохранительных органов. Причиной этому могут выступать различные факторы. Например, это может быть связано с тем, что, как правило, подобные преступления совершаются без свидетелей, а потерпевшие, из-за отсутствия жизненного опыта, неосведомленности в вопросах половых отношений, лишены возможности понимать характер и значение совершаемых с ними действий, не могут оказать сопротивление преступным посягательствам, находясь в беспомощном состоянии. Нельзя исключать и возможность возникновения чувства стыда у жертвы, из-за которого они не сообщают о совершенном в отношении их противоправном деянии или сообщают, но поздно, когда уже невозможно выявить следы преступления и использовать их в дальнейшем как доказательство.

Содержание статьи 134 Уголовного кодекса РФ нередко подвергается обоснованной критике. Разумеется, уголовное законодательство в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних не стоит на месте и продолжает развиваться. Но, не смотря на проводимые законодателем преобразования, некоторые проблемы остаются нерешенными и для их устранения необходимо внести существенные изменения в действующий Уголовный кодекс РФ.

Одной из первой проблемы, на которую обращают внимание почти все ученые правоведы, заключается в том, что есть несоответствие между наименованием статьи 134 Уголовного кодекса РФ и содержанием ее диспозиции. Название нормы предполагает совершение полового сношения и иных действий сексуального характера, а в диспозиции описаны лишь половое сношение, мужеложство и лесбиянство. Совершение иных действий сексуального характера, не входящих в диспозицию статьи 134 Уголовного кодекса РФ, квалифицируются как развратные действия по статье 135 Уголовного кодекса РФ. Однако при такой квалификации будет смягчение наказания за совершенное преступление, поскольку санкция статьи 135 Уголовного кодекса РФ мягче санкции статьи 134 Уголовного кодекса РФ. Так, например, анальный или оральный секс с девочкой, не достигшей шестнадцатилетнего вοзраста, квалифицируется по статье 135 Уголовного кодекса РФ как развратные действия, а те же деяния, совершенные в отношении мальчика, не достигшего шестнадцати лет, попадают под объективную сторону статьи 134 Уголовного кодекса РФ. По факту виновный совершает одни и те же действия, но в отношении разнополых потерпевших, а правовая оценка этих действий будет отличаться в зависимости от пола ребенка, что, на наш взгляд, является недопустимым. Это дает право полагать, что квалификация иных действий по статье 135 Уголовного кодекса РФ идет в разрез принципу справедливости и целям уголовного наказания.

На наш взгляд, за сексуальное посягательство в форме анального или орального секса с девочкой, не достигшей шестнадцатилетнего возраста, следует привлекать к ответственности не по статье 135 Уголовного кодекса РФ, а по статье 134 Уголовного кодекса РФ, для того чтобы не допускать ошибок в квалификации, связанных с правовой оценкой этого деяния в зависимости от пола несовершеннолетнего. Тем более приведенные виды сексуальных действий обладают сходной физиологической природой, и оснований для их искусственного разделения нет.

Следующая проблема, связанная с применением статьи 134 Уголовного кодекса РФ, заключается в отграничении полового сношения от изнасилования с использованием беспомощного состояния. Пленум Верховного суда разъясняет, что «... изнасилованием следует признавать совершенными с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица в тех случаях, когда оно в силу своего физического или психического состояния (слабоумие или другое психическое расстройство, физические недостатки, иное болезненное либо бессознательное состояние), возраста (малолетнее или престарелое лицо) или иных обстоятельств не могло понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному». При этом лицо, совершая изнасилование, должно сознавать, что потерпевшее лицо находится в беспомощном состоянии. И чтобы квалифицировать деяние по статье 134 Уголовного кодекса РФ необходимо выяснить, действительно ли потерпевший осознавал значение совершаемых с ним действий и был ли он способен осознанно дать добровольное согласие на вступление в половой контакт с виновным. Возникает сложность при применении статьи 134 Уголовного кодекса РФ, заключающаяся в том, что в настоящее время, для признания наличия в действиях лица состав преступления, предусмотренного статьей 134 Уголовного кодекса РФ, не является обязательным установление достоверного знания субъекта преступления о возрасте потерпевшего, достаточно предположительного знания. В настоящее время Верховный суд РФ говорит о необходимо доказать, что обвиняемый достоверно знал или допускал, что потерпевший не достиг возраста, указанного в законе [5].

Таким образом, судебная практика исходит из того, что органы следствия обязаны собрать необходимые доказательства, которые скажут о наличии у обвиняемого умысла на совершение полового сношения или иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. О возрасте потерпевшего виновный может сделать предположение, например, на основании достоверных сведений, или на основании оценки внешнего облика потерпевшей. При этом большинство таких преступлений совершаются лицами, которые были ранее знакомы со своими жертвами.

Также зачастую у правоприменителей возникает вопрос: как квалифицировать несколько эпизодов совершения полового сношения и иных действий сексуального характера?

Учитывая, что состав преступления, предусмотренный статьей 134 Уголовного кодекса РФ, формальный, преступление считается оконченным с момента начала указанных в диспозиции статьи действий. Поэтому действия виновного по совершению им полового сношения, лесбиянства или мужеложства следует квалифицировать не в совокупности как единое преступление, предусмотренное статьей 134 Уголовного кодекса РФ, а по отдельности, пусть даже и по одной статье. При изучении судебной практики по данным делам можно обратить внимание на противоречивость позиций судей при решении вопроса о квалификации деяния.

Анализ судебной практики по уголовным делам, предусмотренным статьей 134 Уголовного кодекса РФ, показал, что в одних случаях каждый факт полового сношения или иных действий сексуального характера квалифицируются самостоятельно. В других случаях обвиняемому вменяют систематическое вступление в половую связь с потерпевшей или неоднократное совершение мужеложства или лесбиянства и квалифицируют данные действия по статье 134 Уголовного кодекса РФ. В третьих случаях вменяют каждый эпизод самостоятельно, и квалифицируют по одной статье, указывая при этом, что действия обвиняемого совершены в непродолжительный промежуток времени, направлены на неоднократные половые сношения либо акты мужеложства или лесбиянства и охватывались единым умыслом.

Так, например, по одному уголовному делу Промышленновский районный суд Кемеровской области установил, что лицо совершило несколько актов половых сношений с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Суд признал С. виновным в совершении одного преступления, предусмотренного частью 1 статьи 134 Уголовного кодекса РФ [4].

К сожалению, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 года № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» не дает разъяснений по этому поводу. На наш взгляд, Пленум должен дать разъяснение, что в тех случаях, когда несколько актов полового сношения, мужеложства, лесбиянства не прерывались либо прерывались на непродолжительное время и обстоятельства совершения данных преступлений свидетельствовали о едином умысле виновного лица на совершение указанных действий, содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление и квалифицировать по соответствующим частям статьи 134 Уголовного кодекса РФ.

Стоит сказать о том, что не так давно был внесен новый законопроект, дополняющий статью 78 Уголовного кодекса РФ положением, согласно которому сроки давности по не выявленным преступлениям в отношении малолетних детей не будут течь до момента достижения жертвой возраста совершеннолетия. Если данные изменения вступят в силу, это поможет решить проблему с невозможностью возбуждения уголовного дела в связи истечением сроков давности по преступлениям против половой неприкосновенности лиц, не достигших двенадцатилетнего возраста. Причем эта оговорка будет затрагивать все преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

На наш взгляд, эти изменения помогут устранить имеющиеся в уголовном законодательстве пробелы. В силу того, что ребенок обладает особым психическим состоянием, он может долгие годы скрывать, что в отношении него было совершено преступление. Приостановление срока давности до совершеннолетия потерпевшего, позволит ему заявить о содеянном уже в более сознательном возрасте, когда он сможет дать объективную оценку действиям, совершенным в отношении него. Такой подход согласуется и с зарубежным опытом. Так, например, в Уголовном кодексе ФРГ установлено, что течение сроков давности приостанавливается до завершения восемнадцатого года жизни жертвы в случае совершения определенных преступлений против несовершеннолетних.

Выявление существующих проблем квалификации и назначения наказаний по составу преступления, предусмотренного статьей 134 Уголовного кодекса РФ говорит о том, что имеется потребность в дальнейшем совершенствовании норм, защищающих несовершеннолетних от ненасильственных сексуальных посягательств.

Устранение указанных проблем даст возможность эффективно бороться с преступлениями, посягающими на половую свободу и неприкосновенность несовершеннолетних, позволит правильно квалифицировать данные деяния и назначать справедливое наказание за их совершение.

 

Список литературы:
1. Об анализе обстоятельств совершения преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних: информационное письмо Следственного комитета Российской Федерации от 06.02.2018 № 242-29-2018
2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.02.2018)
3. Проект Федерального закона № 388776-7 // Сайт правовой информации Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Заглавие с экрана. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/388776-7/(дата обращения 11.11.2019)
4. Приговор судьи Промышленновского районного суда Кемеровской области Семенова Л.А. по части 1 статьи 134 Уголовного кодекса РФ [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Заглавие с экрана. URL: http://online- zakon.ru/приговор-по-ч-1-ст-134-ук-рф/ (дата обращения 12.11.2019).
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» (с изменениями и дополнениями 9 февраля 2012 г., 16 мая 2017 г.) (дата обращения 12.11.2019)