О ПРЕТВОРЕНИИ МУЛЬТИРЕПЕТИТИВНОЙ ТЕХНИКИ КОМПОЗИЦИИ В СИМФОНИИ "ВРЕМЕНА ГОДА" О.ХОДОСКО
Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
О ПРЕТВОРЕНИИ МУЛЬТИРЕПЕТИТИВНОЙ ТЕХНИКИ КОМПОЗИЦИИ В СИМФОНИИ "ВРЕМЕНА ГОДА" О.ХОДОСКО
Лауреат Государственной премии Республики Беларусь, обладатель почетной медали Франциска Скорины и множества других наград Олег Игоревич Ходоско (род. 1964) по праву занимает почетное место одного из ведущих белорусских композиторов современности. Незаурядность творческого дарования, богатый композиторский опыт обнаруживают себя во внушительном по объему, жанрово разноплановом творчестве, представленном операми, балетами, камерно-инструментальными сочинениями, музыкой для кино- и телефильмов и др.
К числу жанровых приоритетов О. Ходоско на протяжении многих лет относится симфония. Композитору принадлежит 11 сочинений в этом жанре. При этом симфонически активными были 1990-е гг., когда увидели свет симфонии: №1 «Покаянная» (1992), №2 «Via dolorosa» (1996), №3 «Памяти Франсуа Вийона» (1998), №4 «Белая Русь» (2000). Вторая, более яркая «волна» композиторского интереса к крупным симфоническим концепциям берет начало в 2010-е гг. и не теряет своей интенсивности в наши дни. Она представлена симфониями №5 «Семь смертных грехов» (2013), №6 «Точка невозврата» (2015), №7 «Quo vadis» (2017), симфониями №8 (2019) и №9 «Город, которого нет...» (2020).
Абсолютно новыми, неординарными являются симфонические сочинения О. Ходоско последних 5 лет – симфония №1 «Missa» (2021) и №2 «Времена года» (2023). Эти произведения являются этапными как в творчестве самого композитора, так и в белорусской музыкальной культуре в целом. Они явились своего рода точкой отсчета в становлении и развитии на белорусской почве жанра симфонии для хора a cappella.
Симфония №2 «Времена года» для смешанного хора a cappella представляет собой композицию из 12 частей, символизирующих годовой круг жизненного цикла человека. При этом каждая часть соотносится не с конкретным месяцем календарного года, а с соответствующими обрядовыми действами белорусского народного календаря (призыв весны, дожинки, Филиппов пост и др.). Естественность, натуральность фоносферы, присущей народным ритуалам и празднествам, обеспечивается, с одной стороны, привлеченными композитором соответствующими фольклорными мелодиями, с другой – используемой техникой композиции.
В обеих хоровых симфониях О. Ходоско отдает предпочтение особой разновидности репетитивной техники, обозначенной им самим как мультирепетитивность. Суть данного метода заключается в одновременном развертывании множества тем-паттернов разного масштаба, «круговращение» которых происходит в широком диапазоне алгоритмов – от непрерывного остинато до дискретно организованного дления паттерновой линии, с постоянным/варьируемым временным промежутком между повторяемыми единицами. При этом избранный композитором оригинальный белорусский народный напев (в симфонии «Времена года») наделяется функцией ведущего паттерна и пребывает в гармоничной, интонационно цельной звукосреде инспирированных им же иных тем-паттернов. Для конкретизации особенностей мультирепетитивной техники композиции сосредоточим свое внимание на финальной части симфонии «Времена года».
Зимние обходные ритуалы в традиционной культуре белорусов связаны с исполнением празднично-поздравительных колядок и щедровок [2, с. 33]. Они представляют собой песни-пожелания богатого урожая, здоровья, благополучия и счастья на будущий год хозяину и всем членам его семьи, распеваемые при обходе дворов. Одна из таких славительных песен – щедровка «На нова лета» [1, с. 24] – является интонационно-тематическим «ядром» финальной части симфонического цикла «Времена года» (прим. 1).

Рисунок 1. Белорусская щедровка «На нова лета»
Отличительной особенностью избранной композитором народной песни является характерный припев «Шчодры вечар, багаты вечар!». Обладающий особой заклинательной спецификой, он оформляется композитором сразу в нескольких фактурно-мелодических линиях. Их взаимное сопряжение при отсутствии линии основного напева (Т0) создает самостоятельные зоны музыкального развития. Чередование таких развернутых припевов-эпизодов и собственно куплетов щедровки обнаруживает следующую закономерность, отраженную в таблице:
Таблица 1.
Композиционная схема «Шчадроўкі»
|
|
A |
B |
A1 |
Coda |
|||||
|
Вступл. |
К1 |
Эп.1 |
К2 |
Эп.2 |
К3 |
Эп.3 |
К4 |
Эп.4 |
Заключ. |
|
тт. 1-12 |
13-24 |
25-36 |
37-52 |
53-81 |
86-97 |
98-109 |
110-122 |
123-131 |
132-187 |
|
12 |
12 |
12 |
16 |
29 |
12 |
12 |
13 |
10 |
56 |
|
p |
mp |
mp < |
mf-f |
f и mp |
Mf |
mf < |
f-ff |
f < ff |
pp-p |
Таким образом, первый план формообразования в данной части симфонии представлен куплетно-вариантной формой с чертами рондообразности. Однако более детальное рассмотрение тематического процесса и фактурно-темброво-регистровой организации звукоформы «Шчадроўкі» позволяет выявить черты репризной трехчастности типа A–B–A1.
Звуковой контекст первого раздела (А) создается 5 паттернами с разной функциональной нагрузкой. Фактурно-ладовую опору музыкальной ткани образуют остинатно выдерживаемые паттерны А, В и С. Паттерн А (A.II-2) представляет собой педальный тон а, изредка сменяемый ходом на малую секунду (прим. 2). На него накладывается начало паттерна В, в основе которого лежит малосекундовая интонация e1-f1 с гибкой варьируемой ритмикой ее повторений (S.II-2; см. прим. 2).

Рисунок 2. Паттерны А (A.II-2), В (S.II-2), С (T.II-2)
До появления Т0 (в т.13) присоединяется и паттерн С (T.II-2; позднее, на этапе генеральной кульминации (тт. 110-122) – B.II-2). Неторопливый ритм паттерна С (крупные длительности) несколько вуалирует связь с мелоформулой нисходящего фригийского тетрахорда (см. прим. 2). Ведущая тема Т0 в своем первом проведении (т.13) не нарушает выстроенную звуковую среду: паттерны А, В и С продолжают движение по собственным «орбитам».
Мелодически развитые паттерны D и Е формируют функциональную группу песенных подголосков со словом. Оба они неоднократно произносят припев «Шчодры вечар, багаты вечар!», усиливая его обрядово-магический потенциал. Линия паттерна D (A.II-1) имеет 2 мелодических варианта: первый, более краткий, очерчивает трезвучие a1-с2-e2; интонационным остовом второго, развернутого варианта становится структура большого мажорного септаккорда – f1-a1-c2-e2 (прим. 3). Паттерн D функционирует как с Т0, накладываясь на ее припевную зону, так и без нее, в обособленных припевных эпизодах.

Рисунок 3. Паттерн D
Аналогичным участием в общем звуковом поле определяется и паттерн Е (прим. 4). Это 2-голосный комплекс, выдержанный в едином ритме. Верхний его голос (S.II-1) представлен парой периодичностей с разницей мелодических линий в малую терцию. Нижний голос паттерна (A.I-2) выступает в роли контрапункта, образующего всевозможные сопряжения (секундовые и септовые в том числе). Созвучание всех представленных паттернов достигает объема 8-голосного звукового полотна (ремарка – f).

Рисунок 4. Паттерн Е (S.II-1 и A.I-2)
Средний раздел (В) отличается снятием всех ранее звучавших фактурных пластов, сопровождающимся резким снижением громкостного профиля до mp. Этот раздел организуется 3 новыми паттернами. Паттерн F является репетицией звука е, поочердно пропеваемой на «ду-ду-ду…» партиями B.I-1 и B.II-1. Его главная функция – активизация доминантовых качеств общего звукового контекста перед наступлением репризы. Паттерн G (T.I и II, А.II-2, А.II-1, А.I-2) ярко выявляет свои колористические свойства. Представляя собой «подвижный поток», в 3 восходящих «волнах» он приобретает вид следующей вертикали: h-d1-e1-fis1-gis1-ais1 (прим. 5).

Рисунок 5. Паттерн G
Являясь носителем ключевых слов песни («Шчодры вечар, багаты вечар!»), паттерн H (B.I-2, T.II-2), родственный верхнему голосу в паттерне Е, предвещает начало репризы вместе с появлением ведущей темы Т0.
Конфигурация фактуры на этапе репризы (A1) представлена паттернами начального (A, B, C, D, E) и среднего (F) разделов, а также новыми включенными звуковыми единицами (паттерны I, J, K). Последние возникают в кульминации, способствуя расширению многоголосия до одновременного звучания 16 линий на ff. Отметим также общее «омажоривание» контекста перед кодовым разделом композиции.
Кода знаменует выход на более высокий уровень формообразования, выступая в роли кодового раздела всего симфонического цикла. В ее звукопространстве объединяется тематизм из предшествующих частей цикла. Система «заимствований» выглядит следующим образом: 1) мажорный вариант паттерна В из «Піліпаўскай» (X ч.) звучит квартой ниже в партии S.II-1; 2) мажорный вариант женского вокализа из «Купалля» (IV ч.) излагается на секунду выше в партии S.I-2; 3) «птичий» паттерн В из «Ярыннай» (VII ч.) в двойном ритмическом увеличении, терцией выше, помещен в партию Т.II-2; 4) «птичий» паттерн из «Вяснянкі» (II ч.), квинтой выше, проводится в партии S.I-1; 5) еще один «птичий» паттерн из «Вяснянкі» воспроизводится в партии S.II-2.
Фоном для всех перечисленных тем-паттернов в коде становится сонорный поток, соответствующий «растущей волне» в начале «Маслінай» (I ч.). Это создает «тематическую арку» через все звукопространство 12 частей симфонии: между сонорным вступлением к инициальной «Маслінай» и кодой, завершающей «Шчадроўку». Такой структурно-композиционный прием символизирует замыкающийся круг, а в определенном плане – завершение годового цикла в череде сменяющихся сезонов народного календаря белорусов.
Проакцентируем главное. Мультирепетитивная техника композиции в симфонии «Времена года» О. Ходоско формирует многоканальный процесс развертывания функционально различных тем-паттернов. Его центром является народная песня, окруженная «голосами птиц», выразительными женскими вокализами, подголосками, выкриками, возгласами, словесным шепотом, танцевально-двигательными мело- и ритмоформулами. Вся эта многоликость тематическо-паттернового контекста в непосредственном слушательском восприятии ассоциируется с перспективой открытого пространства мира, наполненного пением и возгласами людей, звуками живой природы.

