Статья:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ: МИНИМИЗАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ЛОГИСТИКЕ

Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Унискова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ: МИНИМИЗАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ЛОГИСТИКЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 42(321). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/42(321).pdf (дата обращения: 18.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ: МИНИМИЗАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ЛОГИСТИКЕ

Унискова Софья Владимировна
студент, ОГАПОУ Ульяновский Авиационный Колледж- Межрегиональный Центр Компетенций, РФ, г. Ульяновск
Пронина Наталья Михайловна
научный руководитель, преподаватель, ОГАПОУ Ульяновский Авиационный Колледж- Межрегиональный Центр Компетенций, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию основных направлений и методов достижения экологической устойчивости в логистических системах. Рассматриваются меры по уменьшению отрицательного воздействия на природную среду, включая внедрение возобновляемых источников энергии, улучшение экологичности транспортных средств и модернизацию инфраструктуры. Особое внимание уделяется роли государственного регулирования и корпоративной ответственности.

 

Ключевые слова: экология, логистика, устойчивое развитие, окружающая среда, выбросы, энергетические ресурсы, транспорт, законодательство.

 

Сегодня логистика становится одной из важнейших сфер экономики, определяющей уровень конкурентоспособности государств и организаций. Однако интенсивное развитие логистических сетей сопряжено с негативным влиянием на окружающую среду, выражающимся в загрязнении воздуха, потреблении природных ресурсов и изменении климата. Таким образом, необходимость адаптации логистических процессов к принципам устойчивого развития приобретает особую значимость.

Цель настоящей статьи заключается в выявлении ключевых факторов, способствующих обеспечению экологической устойчивости в логистике, а также разработке рекомендаций по снижению негативных последствий хозяйственной деятельности.

1.  Современные тенденции экологической устойчивости в логистике

Одним из главных направлений повышения экологической устойчивости выступает снижение уровня загрязнения атмосферы путём перевода транспортных средств на низкоуглеродные технологии. Так, многие международные корпорации переходят на электромобили и гибридные двигатели. Согласно исследованию Международной ассоциации производителей автомобилей (OICA), доля продаж электрических автомобилей увеличилась вдвое всего за два последних года [2].

Также важную роль играют мероприятия по улучшению инфраструктуры, направленные на экономию энергоресурсов и предотвращение загрязнений. Международные стандарты ISO серии 14000 предоставляют предприятиям чёткую схему действий по оценке своего экологического следа и внедрению соответствующих мер защиты природы.

Однако основная проблема заключается в недостаточном распространении таких технологий среди мелких и средних предприятий, что связано с высокими первоначальными инвестициями и отсутствием должной мотивации. Для преодоления данного препятствия необходима поддержка государственных органов власти, направленная на стимулирование инвестиций в экологоориентированные проекты.

2. Законодательное регулирование экологической устойчивости в логистике

Государственное регулирование оказывает значительное влияние на темпы внедрения экологичных технологий в логистике. Во многих странах приняты законы, ограничивающие вредные выбросы и устанавливающие обязательные нормы энергосбережения. Например, в Европейском союзе действует Директива ЕС № 2009/33/EU, обязывающая приобретать низкозатратные и экологически безопасные транспортные средства государственными учреждениями и коммерческими организациями [4].

Российская Федерация также активно участвует в международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды. Принятый Федеральный закон № 219-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает обязанности субъектов предпринимательства обеспечивать соблюдение установленных экологических норм и проводить регулярный мониторинг состояния окружающей среды [1].

Тем не менее существует ряд недостатков в российском правовом поле, касающихся регулирования вопросов экологической устойчивости в логистике. Необходимо усилить контроль за соблюдением действующих норм и ввести дополнительные стимулы для бизнеса, заинтересованного в переходе на «зеленые» технологии.

Заключение

Таким образом, обеспечение экологической устойчивости в логистике представляет собой сложный многоуровневый процесс, включающий разработку и реализацию ряда стратегических и тактических мероприятий. Государства и частные компании должны сотрудничать друг с другом, создавая благоприятные условия для широкого распространения экологически ориентированной практики. Это позволит существенно снизить негативное воздействие на природные ресурсы и внести вклад в достижение целей устойчивого развития.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный портал правовой информации: Текст : электронный. - URL:https://pravo.gov.ru ( дата обращение 11.10.2025) 
2. Международный комитет автопроизводителей (OICA). Отчёт о мировом производстве и продаже автомобилей.  Текст : электронный. - URL:
3. https://oica.net/wp-content/uploads/2023/OICA-Report-Global-Automobile-Production-and-Sales.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
4. Международная организация по стандартизации (ISO). Серия стандартов ISO 14000 «Система экологического менеджмента». Женева: Центр. секр. ISO, 2023. 56 с. Официальный сайт: Текст : электронный. - URL:https://www.iso.org ( дата обращение: 20.10.2025)
5. UNEP (United Nations Environment Programme). Доклад «Транспорт и изменение климата». Нью-Йорк: ЮНЕП, 2024. 72 с. Сайт ЮНЕП: Текст : электронный. - URL:https://www.unep.org ( дата обращение: 15.10.2025) 
6. Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2009/33/EU от 23 апреля 2009 г. «О продвижении экологически чистого и энергоэффективного транспортного сектора». Официальный журнал Евросоюза, 2009. L 114, ст. 1-24. Портал EUR-Lex: Текст : электронный. - URL:https://eur-lex.europa.eu ( дата обращение 15.10.2025)