Статья:

СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Конференция: CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Свистунова А.С. СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(323). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(323).pdf (дата обращения: 25.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Свистунова Анастасия Сергеевна
магистрант, Филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск
Колесникова Ольга Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц. кафедры правовых дисциплин Филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск

 

Законодатель в п. 1 ст. 82 НК РФ устанавливает, что налоговый контроль проводится посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Как видим, указанный перечень носит открытый характер, однако возможности его расширения ограничиваются законодателем рамками НК РФ.

В связи с отмеченным можно сделать вывод, что иные методы налогового контроля формируются на основе установленных в п. 1 ст. 31 НК РФ прав налоговых органов, к которым относится право на привлечение специалистов, экспертов и переводчиков для проведения налогового контроля (п/п. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ). В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 95 НК РФ предусматривается назначение экспертизы, если для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, требуются специальные познания в таких сферах, как наука, искусство, техника или ремесло.

По сравнению с первоначальной редакцией НК РФ законодателем значительно расширен круг случаев привлечения экспертов в ходе осуществления налогового контроля, сняты ограничения в отношении возможности назначения экспертизы только в случаях проведения выездных налоговых проверок [1]. Наряду с этим п. 2 постановления Правительства РФ «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» [2] закреплена обязанность судебно-экспертных учреждений системы Минюста России по сосредоточению основных усилий на производстве экспертиз, в том числе и для налоговых инспекций.

То, что производство экспертиз, в том числе судебно-экономических экспертиз, выступает в качестве эффективного полноценного элемента налогового контроля, а не дополнительного мероприятия, подтверждается предоставленным должностным лицам налоговых инспекций право на их назначение.

Таким образом, органы ФНС России как субъект государственного финансового контроля вправе назначать проведение судебно-экономических экспертиз. Большинство уголовных дел о совершении налоговых преступлений представляет повышенную сложность для расследования в связи с многоэпизодностью, неочевидностью, необходимостью установления реальных сумм ущерба, причиненного государству. Процесс восстановления всей картины совершения налоговых преступлений носит достаточно сложный характер. Основная проблема состоит в том, чтобы доказать наличие умысла, так как обвиняемые в совершении налоговых преступлений в подавляющем большинстве случаев ссылаются на то, что не знали законов, иных нормативных актов, инструкций, совершали технические ошибки. Для того, чтобы сформировать необходимую и достаточную доказательственную базу, необходимо провести сложные судебно-экономические экспертизы, исследовать большое число документов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Предусмотренные ст. ст. 198 -199.4 УК РФ преступления выделяются в обособленную группу в связи с тем, что совершаются в специфичной сфере жизнедеятельности общества - сфере налогообложения, взимания сборов и страховых взносов. В связи с тем, что указанные преступления перечислены в главе 22 УК РФ, их родовым объектом выступают общественные отношения по поводу осуществления нормальной экономической деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Видовым объектом указанной группы преступлений являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности, обеспечивающие формирование бюджета (внебюджетных фондов) от сбора налогов (страховых взносов) с юридических и физических лиц.

Указанные отношения основаны на власти и подчинении и, по сути, являются административными, возникая и развиваясь в сфере осуществления государственного финансового контроля. Нарушения законности в области финансов затрагивают интересы государства и общества, а потому выступают в качестве объектов государственного контроля со стороны финансовых органов, в частности органов ФНС России. Деятельность органов ФНС России как одного из субъектов налогового контроля состоит в предупреждении и выявлении правонарушений и преступлений в сфере налогообложения; устранении причин и условий, способствующих их совершению, подрыву финансовых интересов государства. Для того, чтобы на практике реализовать указанные задачи исполнители должны обладать высокой эрудицией и специализацией в области финансов, бухгалтерского учета и права.

Используемые при проведении судебно-экономических экспертиз методы и методики помогают решению указанных задач. Они (методы и методики) представляют собой квинтэссенцию теоретических и практических знаний, формируют аналитический инструментарий, с помощью которого создается не только безупречная доказательственная база, но и формируются меры профилактики налоговых преступлений.

Проведение судебно-экономической экспертизы не представляется возможным, если правоохранительные органы и специализированные субъекты, осуществляющие государственный финансовый контроль, не взаимодействуют друг с другом. Не менее важным является взаимодействие экспертных служб и органов, осуществляющих межведомственный контроль (ФАС России, Федерального казначейства; ФТС России; банков и других кредитных организаций; аудиторских организаций и др.).

Действенным средством выявления различных нарушений в хозяйственной сфере, причин налоговых преступлений и условий, способствующих их совершению, являются проверки хозяйственной деятельности с применением санкций к нарушителям [3, с. 107]. Привлечение по результатам проверок к ответственности за совершенные правонарушения выступает в качестве эффективного средства сбора информации, которая в дальнейшем используется при производстве судебно-экономической экспертизы.

На наш взгляд, определенную практическую значимость представляет привлечение в качестве лиц, обладающих специальными познаниями в соответствующих сферах, аудиторов, частных экспертов и их организаций для дачи заключений, а также обеспечение указанными субъектами законности и достоверности осуществляемых хозяйственных процессов.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что посредством осуществления государственного финансового контроля обеспечиваются интересы государства и общества, проводится проверка выполнения физическими и юридическими лицами лежащих на них обязательств перед государством, соблюдение законности деятельности органов государственной власти, правопорядок в сфере финансов.

Государственный финансовый, в том числе и налоговый, контроль осуществляется в интересах общества. Его проведение возложено на уполномоченные государственные органы посредством использования методов судебно-экономической экспертизы и других методов, которые направлены на защиту интересов хозяйствующих субъектов от злоупотреблений, хищений и иных противоправных проявлений и выступают в качестве действенных мер профилактики правонарушений и преступлений в финансовой сфере.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 09.07.1999 № 154-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 30.11.2025 г.).
2. Постановление Правительства РФ от 06.10.1994 № 1133 (ред. от 07.12.2011) «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 30.11.2025 г.).
3. Шестаков А.В., Шестаков Д.А. Введение в финансово-экономическую экспертизу. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000.-С. 107.