НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Конференция: CLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
За стадией возбуждения уголовного дела следует стадия непосредственного производства по возбужденному уголовному делу. На данной стадии также прокурор осуществляет прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания посредством имеющихся полномочия, закрепленных в основном в ч. 2 ст. 37 УПК РФ [3].
Необходимо отметить, что, как и на стадии возбуждения уголовного дела, на рассматриваемой нами стадии у прокурора также имеется не вполне достаточный и определенный объем полномочий для эффективного осуществления своей основной функции – прокурорского надзора. Как было отмечено нами в начале данного параграфа, полномочия прокурора на данной стадии различаются в зависимости от поднадзорного органа, в отношении которого они используются. Вместе с тем, в отношении органов предварительного следствия прокурор наделен узким кругом полномочий для обеспечения соблюдения ими требований закона.
На фоне этого, в научной литературе, среди многих ученых проходят многочисленные дискуссии о недостаточности полномочий у прокурора, что выражено высоким количеством допускаемых нарушений органами предварительного расследования [1, с. 167].
Все это требует определенного пересмотра имеющегося объема полномочия прокурора на рассматриваемой стадии на законодательном уровне и внесения соответствующих изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» [4].
Разберем одну из имеющихся проблем прокурорского надзора на стадии предварительного расследования по уголовному делу подробнее, а именно рассмотрим проблемные вопросы в полномочиях прокурора по указанным нами этапам предварительного расследования.
В первую очередь необходимо затронуть полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора на этапе производства следственных и иных процессуальных действий.
Так, прокурор принимает участие в рассмотрении судом ходатайств об избрании, изменении или продлении меры пресечения, о производстве следственных и иных процессуальных действий, производство которых возможно только на основании судебного решения.
Положение п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ закрепляет полномочие прокурора на дачу согласия дознавателю возбуждать перед судом указанные ходатайства. Однако по отношению к следователям прокурор лишен указанного полномочия и следователю не требуется получения согласия прокурора на заявления такого ходатайства. Подобное полномочие по отношению к ходатайствам следователя законодатель закрепляет в п.4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ за руководителем следственного органам. Здесь, в частности проявляется различный объем полномочий по отношению к органам дознания и органам предварительного следствия, связанный с процессуальной самостоятельностью последних.
Необходимо заметить, что указанные меры пресечения, а также проводимые в ходе предварительного расследования следственные действия, особенно требующие для их производства наличие судебного решения, существенно ограничивают права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствуют об особой значимости и обязательности осуществления на данном этапе прокурорского надзора, так как обеспечение соблюдения указанных прав и свобод является приоритетной задачей, стоящей перед органами прокуратуры. Однако в современный период прокурор существенно ограничен в выполнении данной задачи, что связано с отсутствием у него полномочий по предварительному контролю за законностью и обоснованностью решений следователя. Последнему не нужно согласия прокурора для вынесения ходатайства об избрании меры пресечения или производства следственных действий, поскольку такое согласие он должен получить только от руководителя следственного органа. Законодатель не обязал следователя даже направлять уведомление прокурору о заявленном им ходатайстве.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 28.12.2016 № 826 определяет, что мнение прокурора по рассматриваемым ходатайствам не должно обязательно соответствовать мнения органа предварительного расследования, а также совпадать со стороной обвинения [2]. При изложении своего мнения в суде прокурор должен учитывать тяжесть совершенного преступного деяния, сведения о личности подозреваемого (обвиняемого), его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и иные важные данные.
По нашему мнению, целесообразно будет закрепление полномочие по даче согласия следователю на возбуждение перед судом соответствующего ходатайства, аналогично полномочиям по отношению к ходатайствам, выносимым дознавателем. Такое изменение в законодательство позволит прокурору более действенно выполнить стоящую перед ним задачу прокурорского надзора по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Такое изменение обеспечит также единство прокурорского надзора в досудебном производстве по уголовному делу и будет служить дополнительной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса в ходе осуществления предварительного расследования.