Статья:

Секта: опасная ситуация?

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Балалыкин Д.А. Секта: опасная ситуация? // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(39).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Секта: опасная ситуация?

Балалыкин Дмитрий Александрович
студент, ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», Социально-педагогический институт, РФ, г. Мичуринск
Кузнецова Наталия Викторовна
научный руководитель, канд. с.-х. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», Социально-педагогический институт, РФ, г. Мичуринск

 

Современное общество в силу своей многонациональности характеризуется значительным разнообразием взглядов, мнений, вероисповеданий, культур. Каждый из нас имеет свое представление о тех или иных событиях, явлениях, процессах, формируя состояние массового сознания, совокупность оценочных суждений отдельных общественных групп. Все это можно отнести и к такой противоречивой теме, как сектантство.

В обществе, как правило, существует негативное мнение о сектах как опасных, деструктивных, асоциальных организациях. Именно с их деятельностью ассоциируется зомбирование, потеря материальных и духовных ценностей, жертвоприношения. Однако с научной точки зрения не все так однозначно и просто. Изучением данной проблемы занимаются социологи, историки, культурологи, религиоведы, психологи. Но, несмотря на значительное количество работ, единой позиции по отношению к сектантству так и не сложилось.

А что же такое секта? Слово секта в переводе с латинского «sequor» означает «следовать за кем-либо, повиноваться». Первоначально такое название имели все отделившиеся философские, политические или религиозные группы. В широком смысле под сектой понимают группу людей, которая пропагандирует идеи, умения и практику, отличающиеся от общепринятых общественных норм, а в узком понимании – религиозная группа, отделившаяся от основного направления и противопоставившая свои взгляды и положения основной религии общества. В сектантство входят русские секты – различные ответвления раскола, хлысты, скопцы, духоборы, молокане и т. д.; секты западного происхождения, появившиеся в России во второй половине 19-го века – баптисты, евангелисты, пятидесятники, и т. д. – и секты новейшей формации, которые откололись по политическим причинам от православной церкви, или чисто местного характера.

С научной точки зрения все секты можно разделить на две группы: неопасные (или религиозные группы, религиозные объединения) и деструктивные (или тоталитарные), представляющие серьезную опасность для членов общества.

Каждая секта имеет своего основателя и собственное учение. Она замкнута, обособлена, убеждена в своей исключительности и уникальности. Участие в любой секте изолирует человека от привычной общественной жизни, сосредотачивает внимание только на своих идеях, идеалах, интересах. Мышление осуществляется только в рамках своей группы, поэтому человек оказывается оторванным от реальности, начинает жить ради секты. В связи с этим, даже неопасные секты не вносят позитивный характер и не оказывают положительного влияния. Также следует отметить фанатизм участников секты, когда любое дело или идея лишается своей ценности, а превращается в фанатичное отношение. Кроме того, участие в секте приводит к психофизиологическому и интеллектуальному истощению человека, утрачивающего способность критически мыслить, социально взаимодействовать, вырабатывать собственные решения.

Так, в настоящее время в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области внесены сведения о 260 религиозных организациях. На территории Тамбовской области зарегистрировано 2 централизованные религиозные организации: Централизованная религиозная организация Регионального Управления Евангельских Христиан Тамбовской области, Централизованная религиозная организация Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Тамбовской области.

Современная историография располагает обширным материалом о религиозной ситуации в Тамбовской области на рубеже 1950–1960-х гг., согласно которому для данного временного промежутка характерна малочисленность религиозных общин в связи с их жестким противостоянием с государством. Охарактеризуем некоторые из них.

Так, на территории Тамбовской области представлены евангельские христиане-баптисты, которые имеют восемь организаций в Тамбове, Рассказово, поселке Первомайский, Моршанском районе и самом Моршанске. История этого течения началась около 1880 г. Сила баптизма, как и других сект западного происхождения, состоит в обязанности каждого члена секты, активно распространять вероучение секты, приводить в год одного–двух потенциальных членов, принимать активное участие на молитвенных собраниях, следить за состоянием веры у своих собратьев.

Адвентисты седьмого дня, представленные в Тамбовском регионе четырьмя организациями – Моршанской, Мичуринской и двумя в Тамбове. Родоначальниками данного течение считается баптистский проповедник Уильям Миллер и его последовательница Элен Уайт. Смысл учения состоит в ожидании близкого конца света и подготовки к нему. Основные запреты адвентистов: не употреблять в пищу свинину, по субботам не выходить на работу, не посещать общественные и культурные заведения, не встречаться с неверующими.

К сектам русского происхождения можно отнести старообрядческие секты (хлысты, скопцы, духоборцы и молокане), возникшие в 17–18 вв.. Так, в середине 17 в. в центральной России появился ряд общин мистической секты Духовных хлыстов, получившие свое название от религиозного обряда самобичевания жгутами, прутьями и др.. Это одна из старейших русских сект. В Тамбовской губернии первые упоминания о хлыстах относятся к 1761 г.. Тогда их называли «богомолами», «шелапутами», «Давидовым согласием», а возникали, главным образом, среди помещичьих крестьян, тяжелое положение которых влекло их к мистике и фанатизму.

В конце 18 в. на Тамбовщине в селе Сосновке появилась еще одна религиозная секта – скопцы, очень близкая по вероучению к хлыстам. В основе вероучения лежит утверждение о спасении через «борьбу с плотью». Скопцы имели свои реликвии, особые иконы, почитаемые места, связанные с основателем секты – Кондратием Селивановым.

Также на территории Тамбовской области проживают духоборцы – секта духовных христиан, возникшая в России во второй половине 18 в. Ее члены отвергают православные обряды и таинства, священников, монашество, обожествляет руководителей своих общин.

В Тамбовском крае не позже начала 18 в. появилась еще одна религиозная секта – молокане, первое упоминание о которой относится к 1765 г. Они отвергали внешнее поклонение Богу, иконы, крест, не признавали церковные таинства, посредничества священников между людьми и Богом, не верили в воскресение мертвых плотью. Молокане не пили, не курили, отличались трудолюбием, оказывали нуждающимся единоверцам материальную помощь. В настоящее время в Кирсановском районе есть крупное старинное село Молоканщина, название которого произошло от секты молокан, которые проживали в Кирсанове и его окрестностях.

Итак, каждый член нашего общества имеет достаточно широкий выбор для реализации своих религиозных предпочтений, но в этом выборе необходимо быть чрезвычайно осторожным и осмотрительным, рискуя попасть в хорошо законспирированную тоталитарную секту. Особенно это касается молодых членов общества, имеющих еще не устоявшуюся психику и не способных дать отпор опытным «агитаторам»; людей, которые попали в различные стрессовые ситуации (особенно люди предпенсионного и пенсионного возрастов).

Неслучайно органами государственной власти принимаются решения по противодействию распространения сектантских учений на территории России. Особое место в этой работе принадлежит профилактическим мероприятиям, включающим работу с молодежью по проблеме религиозного экстремизма, в т.ч. и сектантства. На борьбу привлекаются средства массовой информации, которые занимаются просветительской работой среди самых широких слоев населения.

 

Список литературы:
1. Алленов А.Н. История религиозных течений в Тамбовской области / А.Н. Алленов.– Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – 190 с.
2. Алленов А.Н. Власть и церковь: Тамбовская епархия в 1917–1927 / А.Н. Алленов. – Тамбов: Юлис, 2005. – 288 с.
3. Апанасенок А.В. Старообрядческий мир Центрального Черноземья в XIX-начале XX в.: численность, расселение, социальный состав / А.В. Апанасенок // Научные ведомости Белгородского государ-ственного университета. Серия: История, Политология. Экономика. Информатика. – Белгород: Белгородский государственный универ-ситет, 2009. – Т. 9. – №11. – С. 140–147.
4. Боград Э.Я. Опыт изучения современного сектантства в Мичурин-ском районе // Вопросы истории религии и атеизма. Т. IX. М., 1961. С. 131–135.