Выступление КЮРЕ как объект авторского права
Конференция: XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Выступление КЮРЕ как объект авторского права
Speech of cure as an object of copyright
Anastasia Efimova
Student, South Russian Institute of Management Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don
Elena Volzhina
Student, South Russian Institute of Management Branch Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В данной статье рассматриваются спортивные выступления, и, в том числе, выступления КЮРе, в качестве объектов авторского права. Анализируются выделяемые в доктрине и иных источниках основные критерии признания спортивных выступлений объектами авторских прав и выявляются моменты, которые, в случае восприятия их практикой, могут порождать правовые коллизии.
Abstract. This article discusses sports performances, and, in particular, the performances of Küre, as objects of copyright. The author analyzes the main criteria for recognizing sports performances as objects of copyright, highlighted in the doctrine and other sources, and identifies points that, if perceived by their practice, may give rise to legal conflicts.
Ключевые слова: спортивное выступление, объект авторского права, КЮРе, интеллектуальная собственность, конный спорт, творческая деятельность
Keywords: sports performance, object of copyright, CYURE, intellectual property, equestrian sport, creative activity
На протяжении последних нескольких лет интерес к профессиональному спорту в нашем государстве продолжает стремительно возрастать. В частности, это связно с тем, что в Российской Федерации в последнее время проводилось множество именитых, значимых и авторитетных спортивных соревнований (Зимние Олимпийские игры в Сочи, FIFA 2018 и другие). В этой связи возрастает необходимость обеспечения надежной правовой охраны спортивным выступлениям. Более того, природа прав на спортивные выступления и мероприятия является достаточно сложной и малоизученной в теории. [5]
В научной литературе сформировалась позиция, согласно которой выступления спортсменов могут рассматриваться в качестве объектов авторских прав лишь в тех видах спорта, в которых выступления включают в себя творческий компонент. Более того, в доктрине отмечается, что спортивное выступление может рассматриваться в качестве объекта авторского права, если оно удовлетворяет одновременно следующим условиям:
а) основывается на едином исполнительском творческом замысле и характеризуется ярко выраженной творческой природой;
б) содержит предопределённые и придуманные спортсменом или иным лицом элементы объектов, на которые распространяется авторско-правовая охрана. [3]
Подобные признаки обозначены и в Информационном письме Минспорта РФ [1], согласно которому спортивное выступление как объект правовой защиты должно соответствовать следующим требованиям:
-наличие творческой составляющей
-минимальная коммерческая отдача по сравнению с более прибыльными и коммерциализированными видами спорта.
Таким образом, согласно сформировавшейся в теории позиции, в качестве объектов авторского права выделяют те спортивные выступления, которые носят ярко выраженный творческий, а согласно Информационному письму, еще и некоммерциализованный характер. Представляется, что категория «некоммерциализации» существенно сужает круг спортивных выступлений, подлежащих авторско-правовой защищенности.
На практике, в свою очередь, могут возникать ситуации, когда спортивные выступления и в коммерческих видах спорта содержат существенную творческую составляющую, и, соответственно, в подобных случаях также возникает необходимость признания прав авторства.
К примеру, часто встречается мнение, что конный спорт является коммерческим видом спорта. В некоторой степени подтверждает данный факт образование коммерческого департамента при Международной федерации конного спорта, занимающегося разработкой логотипов, привлечением новых спонсоров и разработка им стратегии развития конного спорта, направленной на максимальное увеличение коммерческого компонента. [2] Также об этом свидетельствует значительное распространение «спонсорства лошадей». Более того, в последнее время общественный интерес к ставкам на различных турнирах по верховой езде все продолжает возрастать. Разумеется, по масштабам коммерческой составляющей конный спорт не сравнить с тем же футболом, однако, несмотря на данный факт, как уже ранее отмечалось, конный спорт часто расценивают как коммерческий вид спорта, что означает лишение защиты авторских прав на выступление.
Однако, представляется, что выступление на соревнованиях между всадниками в кюре (езде под музыку) носит ярко выраженный творческий характер, является своеобразным сочетанием искусства и спорта. Кюре включает в себя историю с вступлением, развитием сюжета и финалом , воспроизводимую под музыку с использованием хореографических элементов. Как отмечают профессиональные всадники, приобретение готовых КЮРов может доходить до 20 тысяч евро. В этой связи, представляется, что хотя конный спорт и не соответствует в полной мере выделяемому в Информационном письме критерию «минимальной коммерческой отдачи», все же, в определенных ситуациях спортивные выступления в данной сфере нуждаются в авторско-правовой защите.
Подводя итог вышеприведенному, следует обозначить несколько моментов.
Прежде всего, несомненно, спортивное выступление может быть расценено как объект авторского права.
Разумеется, для этого необходима соответствующая регламентация его правового режима на законодательном уровне. В связи с тем, что выступление КЮРе носит ярко выраженный творческий характер, критерий «минимальной коммерческой отдачи», выделяемый в Информационном письме Минспорта, в случае воспринятая его практикой, нуждается в конкретизации, поскольку, представляется, что подобная формулировка может порождать правовые коллизии.
В этой связи, вопрос о признании спортивных выступлений, и выступлений КЮРе соответственно, объектами авторского права остается открытым и необходимость надлежащего разрешения данного вопроса, в связи с повышением общественного интереса к спорту, продолжает возрастать.