Статья:

Цифровые платформы в сфере антимонопольного регулирования

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шувалов П.С., Рачеева Ю.В., Леонтьев С.В. Цифровые платформы в сфере антимонопольного регулирования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(47).pdf (дата обращения: 25.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 26 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровые платформы в сфере антимонопольного регулирования

Шувалов Павел Сергеевич
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Рачеева Юлия Владимировна
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Леонтьев Семен Вячеславович
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Венгеровский Евгений Леонидович
научный руководитель, преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Современное антимонопольное регулирование активно изменяется под влиянием цифровизации. Огромную роль в этом процессе занимают цифровые и информационные платформы, служащие основой деятельности многих компаний и организаций [7, C. 144].  В цифровую эпоху перед антимонопольным органом возникает задача антимонопольного регулирования по следующим трем направлениям: деятельность хозяйствующих субъектов в особых отраслях, вовлеченных в производство товаров в цифровой экономике; использование хозяйствующими субъектами новых технологий продвижения товаров; практическая деятельность Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, которая нуждается в новых технологиях и инструментах [3].

Крупные цифровые компании занимают ведущее место во всем мире. Структура современной экономики приводит к тому, что такие корпорации с помощью различных платформ (информационных систем) занимают многосторонние рынки [1], на которых осуществляется взаимодействие сразу нескольких группы потребителей. Рассматриваемая ситуация приводит к сложностям в определении границ анализируемого товарного рынка, что является ключевым элементом в определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта. При этом большой сегмент каждой из платформ занимают услуги «за нулевую цену», которые достаточно сложно оценить в рамках антимонопольного регулирования.

Усложняет процесс регулирования увеличение количества рынка информационных услуг, связанного с внедрением цифровых технологий в механизм государственного управления, а также в деятельность частных компаний. В свою очередь, антимонопольное законодательство является неотъемлемым элементом в системе обеспечения и защиты свободы в условиях рыночной экономики [6, C. 106].

В свою очередь, цифровые платформы направлены на решение следующих задач:

  • роль точки входа для потребителей по получению товаров и услуг, выходящих за пределы доступа непосредственно платформы;
  • способствуют увеличению количества потребителей, до которых предприниматели довести информацию о своих товарах.

В результате возникает целый комплекс проблем с точки зрения антимонопольного регулирования рассматриваемых платформ. Прежде всего, это связано с возможностями монополиста, владеющего цифровой платформой, контролировать не только рынок собственных услуг, а также другие рынки, связанные с платформой. Кроме того, цифровые платформы обладают целым комплексом пользовательской информации (профили в социальных сетях, учетные записи в различных приложениях и сервисах), которая позволяет платформе повышать свою эффективность, ограничивать вход на рынок конкурентов, извлекать прибыль с помощью допуска к соответствующей информации заинтересованных лиц.  

Важно отметить, что цифровые платформы активно используют сетевые эффекты, суть которых заключается в том, что ценность самой платформы прямым образом зависит от увеличения общего числа пользователей. Соответственно платформенная экономика представляет собой экономическую деятельность с использованием онлайн-посредника, обеспечивающую площадку, посредством которой независимые работники или продавцы могут предоставлять определенный товар или  услугу клиентам [2]. В частности, система Android изначально представляла собой инновационную платформу, служащей технологической и организационной основой, на основе которой другие компании разрабатывают свои дополнительные продукты и услуги [5, C. 315]. При этом изначально данная платформа предполагала исключительно инновационный характер, когда как сейчас уже можно говорить об интеграционном характере данной системы, то есть изначально созданная инновационная платформа Android изменяется на платформу, доступную в своих транзакционных платных формах. Необходимо подчеркнуть, что сбор и концентрация информации о пользователях становится в значительной степени самоцелью, обеспечивающей стабильность рыночного положения платформы.

Еще одной важной характеристикой цифровых платформ выступает инновационный процесс, в которой оказываются вовлечены огромное количество пользователей самой платформы. В части инновационной деятельности цифровой платформы необходимо учитывать насколько доминирующие участники рынка создают искусственные препятствия для инновационных прорывов на рынке, ограничивают силу и скорость разрушающих изменений в надежде затянуть переход рынка к новому состоянию.

В результате, исходя в современном антимонопольном регулировании возникают проблемы связанные с учетом роли пользовательской информации в деятельности цифровых платформ, а также оценки негативных и положительных воздействий поведения владельцев цифровых платформ непосредственно на инновационный процесс [4, C. 39].

Ключевым является то, что ФАС РФ предлагает признавать монополистами цифровые платформы, имеющие годовую выручку свыше 400 млн. рублей и занимающие более 35% рынка «взаимозаменяемых услуг». При этом отказываясь уже сейчас решать вопросы, связанные с разработкой методологии определения границ товарного рынка [8]. На наш взгляд, такой подход является достаточно спорным, так как создается ситуация определенной «пробельности» в правовом регулировании деятельности цифровых компаний.

Таким образом, современное антимонопольное регулирование в сфере цифровых платформ нуждается в следующем:

  1. учет сетевых эффектов цифровых платформ;
  2. дополнение требований в области запретов злоупотребления доминирующим положением по использованию информации о конкретных членах этой цифровой платформы для монополистической деятельности. Во многом это необходимо ввиду не рассмотрения при традиционном антимонопольном анализе такой информации как актива. Такая ситуация вызвана сложностью оценки рассматриваемого актива в денежном эквиваленте;
  3. разработка конкретных  требований к запретам незаконной координации экономической деятельности, проводимой при помощи цифровых алгоритмов и платформ;
  4. внедрение последовательной методологии определения границ товарного рынка с целью недопущения злоупотребления доминирующим положением компаний в сфере цифровых технологий. 

 

Список литературы:
1. Auer D., Petit N. Two-Sided Markets and the Challenge of Turning Economic Theory into Antitrust Policy // The Antitrust Bulleti. 2015. Vol. 60. P. 448. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://abx.sagepub.com/ content/60/4/426.full.pdf+html (дата обращения: 05.05.2019);
2. Paychecks, Paydays, and the Online Platform Economy. Big Data on Income Volatility// JPMorgan Chase & Co. - 2016. № 1. - 44 p;
3. Аносов М. «Пятый антимонопольный пакет»: ФАС приступила к обсуждению // "ЭЖ-Юрист". - №14 (1015). – 2018;
4. Доценко А.В., Иванов А.Ю. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело Google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде // Журнал «Закон». № 2. 2016. С.39;
5. Купревич Т.С. Цифровые платформы в мировой экономике: современные тенденции и направления развития // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2018. №37-1. С. 315;
6. Максимова М.А. Основные направления и методы антимонопольного регулирования рынка информационных технологий // Инновационная наука. 2015. №4-3. С. 106;
7. Петровский Н.М., Мазурова Л.И. Цифровизация в сфере антимонопольного регулирования // Теология. Философия. Право. № 2 (6). 2018. С.144;
8. ФАС в СМИ: ФАС определила долю рынка для монополистов среди российских цифровых платформ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/16198 (дата обращения: 05.05.2019).