Статья:

Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в РФ: актуальные проблемы

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гаврилова Е.С., Румынин А.И. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в РФ: актуальные проблемы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(48).pdf (дата обращения: 12.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в РФ: актуальные проблемы

Гаврилова Екатерина Сергеевна
студент Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов
Румынин Артем Игоревич
студент Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов
Красикова Анна Валерьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов

 

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самой социально уязвимой категорией. Согласно Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года государство берет на себя обязательство по обеспечению данных категорий граждан жильем [1].

Правительством РФ разработан комплекс мер, направленных на предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. К таким мерам относятся: распространение опыта органов исполнительной власти субъектов Федерации по организации деятельности в сфере обеспечения детей-сирот жилыми помещениями; разработка методических пособий по проведению работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам с учетом правоприменительной практики; проведение мониторинга по исполнению судебных решений в части выделения жилых помещений детям-сиротам и осуществлению органами исполнительной власти субъектов Федерации контроля за использованием, распоряжением и сохранностью жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании (по договору социального найма) детей-сирот [2].

Однако этих мер недостаточно, и проблемы обеспечения жилищных прав этих категорий граждан существуют.

С каждым годом количество лиц, состоящих в очереди на получение жилого помещения, из ряда детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь увеличивается. Согласно статистическим данным в обеспечении жилыми помещениями нуждаются 123 100 детей-сирот (с учетом неисполненных судебных решений).

Существенная задолженность (перед более 1 тыс. человек) образовалась в 41 регионе (это 82,3 % от общей задолженности субъектов Федерации) [3].

В июле 2018 года В.В. Путин подписал закон, который уточняет механизм выдачи жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По мнению юристов, поправки могут повлиять на проблему обеспечения квартирами этих категорий граждан.

В документе регламентируется установление единого порядка учета граждан, относящихся к рассматриваемым нами категориям, имеющим право на получение жилого помещения, помимо этого говорится о создании соответствующих региональных списков. Заявления о включении в эти списки могут быть поданы и представителями детей-сирот. Органы опеки и попечительства обязаны контролировать своевременную подачу законными представителями заявлений о включении детей-сирот в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры. А число квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может превышать 25% от общего количества квартир в многоквартирном доме [4].

Для сокращения и в последствии устранения нарушений в рассматриваемом нами вопросе необходимым видится ужесточение прокурорского надзора, а также проведение прокурорских проверок за соблюдением жилищных прав детей-сирот. Так как существует непосредственная связь между упорядочением представлений о типичных нарушениях законов и совершенствованием прокурорского надзора за их исполнением [5].

Основными причинами отказа в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, называются отсутствие свободных жилых помещении и недостаток денежных средств на их приобретение.

Счетной палатой РФ был проведен анализ исполнения поручений Президента РФ в области совершенствования политики РФ по вопросам, касающимся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный анализ привел к выводу, что субъекты РФ не смогли в полном объеме использовать субсидии, выделенные Министерством финансов в 2017-2018 годах для обеспечения жильем данных категорий граждан.

Органы местного самоуправления в РФ осуществляют определенные государственные полномочия, а также отвечают за их осуществление. Они являются получателями средств федерального бюджета и обязаны использовать данные средства согласно их целевому назначению.

На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований специализированный жилищный фонд жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей все еще не сформирован. Очень часто признаются несостоявшимися аукционы на приобретение жилья для рассматриваемых нами категорий граждан, так как отсутствуют заявки на участие в подобных аукционах. В соответствии с ФЗ РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы могут подавать запросы на закупку жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, однако данное правомочие редко реализуется на практике. Из-за подобного бездействия уполномоченных органов и должностных лиц конституционное право этой социально уязвимой категории лиц на жилище не реализуется.

Проанализировав судебную практику, мы пришли к выводу, что суды придерживаются точки зрения, которая не выявляет взаимосвязь между недостаточностью бюджетных средств и проблемами обеспечения детей-сирот жильем. Отметим, что органы местного самоуправления осуществляют отдельные полномочия, переданные им государством, по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из средств местного бюджета. По нашему мнению, делегирование органам местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является нецелесообразным.

Решением обозначенных выше проблем может служить разработка, а также последовательное исполнение мер, направленных на соблюдение конституционных и жилищных прав детей-сирот, а также их защиты. В первую очередь, к подобным мерам можно отнести реализацию положений Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года; также сюда можно включить мониторинг федерального и регионального законодательства, регламентирующего жилищные права детей-сирот; следует организовать эффективный государственный контроль прокуратуры, а также других уполномоченных органов и должностных лиц за соблюдением жилищных прав детей-сирот; разработка и финансирование федеральных и региональных целевых программ, направленных на их осуществление.

 

Список литературы:
1. СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
2. Огурцова Марина Леонидовна Состояние законности в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2015. №6. URL:
3. Информация о ходе работы по выполнению поручения Президента Российской Федерации от 26 мая 2018 г. № Пр-1166 (п. 1) // URL: http://government.ru/orders/17032.
4. «У чиновников в регионах будет меньше лазеек для отказа»: юристы пояснили новый закон о предоставлении жилья детям-сиротам. https://www.asi.org.ru/news/2018/08/03/deti-siroty-zhile-eksperty/. Дата обращения 10.05.2019.
5. Субанова Н. В. Теоретические и прикладные основы прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 125.