Статья:

Практические аспекты квалификации хулиганства на примере стритрейсинга

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Афанасьева Н.Ю. Практические аспекты квалификации хулиганства на примере стритрейсинга // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(53). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(53).pdf (дата обращения: 11.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Практические аспекты квалификации хулиганства на примере стритрейсинга

Афанасьева Наталья Юрьевна
магистрант, Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения, РФ, Санкт-Петербург
Губко Алексей Александрович
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения, РФ, Санкт-Петербург

 

Обеспечение безопасности дорожного движения по-прежнему остается одной из актуальнейших проблем реализации уголовной политики государства в РФ. С каждым годом число дорожно-транспортных происшествий возрастает. Согласно данным мировой статистики достаточно часто в дорожно-транспортные происшествия попадают молодые люди. Данное обстоятельство связано с особым устойчивым свойством, присущим в большей мере этой категории лиц, а именно склонности к риску.

На V Международном конгрессе "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" в ходе пленарного заседания председатель Совета Федерации В. Матвиенко отметила: "Наша ближайшая задача - добиться коренного перелома в поведении молодежи на дорогах". Опасения первых лиц государства не случайны. В последнее время все более популярным занятием среди молодежи становится участие в неофициальных, незаконных уличных автомобильных гонках, происходящих на дорогах общего пользования, которое получило название "стритрейсинг".

В настоящее время стритрейсинг прочно вошел в российскую объективную действительность как самостоятельное социальное явление, которое на фоне стремительного распространения по стране быстро получило и крайне негативную оценку со стороны общественных институтов, что вполне закономерно. Думается, ни у кого сегодня не вызывает сомнений факт, что это явление причиняет или как минимум способно причинить существенный вред интересам личности, общества и государства.

Более того, на наш взгляд, признаки проявления стритрейсинга в объективной действительности однозначно свидетельствуют о его общественной опасности. Она состоит в том, что такого рода состязания проводятся на автомобильных дорогах общего пользования. Это автоматически создает реальную перманентную угрозу безопасности для других участников дорожного движения, равно как и для зрителей, которые, как правило, располагаются прямо на обочинах. Довольно часто такие нелегальные "соревнования" влекут самые тяжкие последствия. Примеров тому немало. Так, на трассе "Колыма" под Магаданом в результате столкновения на огромной скорости автомобиля Toyota с автомобилем Nissan погибли двое молодых людей, наблюдавшие за гонками стритрейсеров.

Характеризуя социально-правовую сущность такого рода поведения водителей на дорогах, отметим, что общественная опасность этого дорожно-транспортного феномена состоит даже не столько в нарушении его участниками установленных правил дорожного движения, сколько в умышленной направленности их на создание опасности, на сознательный риск, допускающий наступление самых тяжких последствий в момент гонок и иного "хулиганства" на дорогах. При этом превышение автохулиганами скоростного режима, нарушение правил маневрирования и т.д. происходят на оживленных дорогах общего пользования, т.е. в общественных местах.

Такие "гонщики" стремятся противопоставить себя обществу, бросая вызов устоям социума в лице законопослушных участников дорожного движения, сложившимся правилам поведения на дороге. Значит, они тем самым совершают не что иное, как "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу", при этом подвергают опасности жизнь и здоровье "добропорядочных" водителей, других участников дорожного движения и иных посторонних лиц, оказавшихся в непосредственной близости от автопроисшествия.

Несмотря на очевидную общественную опасность набирающего популярность стритрейсинга, на данный момент в российском уголовном законодательстве нет нормы права, содержащей прямой запрет на проведение несанкционированных уличных гонок и участие в них и устанавливающей ответственность за умышленное нарушение правил дорожного движения стритрейсерами или иными автохулиганами.

В настоящее время под руководством заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции А. Выборного рабочей группой подготовлен ряд законопроектов, направленных на урегулирование поведения стритрейсеров на дороге. Данная законодательная инициатива, направленная против вызывающих действий стритрейсеров, поведение которых на дороге выражает явное неуважение к обществу и приводит к трагическим последствиям, актуальна и обоснованна. Среди новелл в упомянутом законопроекте предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей "Незаконные автомобильные или мотоциклетные соревнования", которая будет предусматривать штраф для участников таких гонок - до 30 тыс. рублей и до 1 года лишения свободы, а для организаторов - до 1 млн рублей и лишение свободы на срок до двух лет. Но правильно ли это?

Схожего мнения придерживаются и некоторые авторы. Поддерживая разработчиков названного выше законопроекта, О.В. Чепурных также предлагает рассматривать стритрейсинг как преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и предлагает ввести уголовную ответственность за "несанкционированные организацию и проведение мероприятий по "стритрейсингу" как в пределах населенных пунктов, так и за их пределами, а также за участие в указанных "состязаниях", предусматривающую реальное лишение свободы на определенный срок.

Соглашаясь с тем, что стритрейсинг представляет серьезную опасность для общества и, в частности, угрожает безопасности дорожного движения, считаемю не совсем верным рассматривать данное деяние именно как транспортное преступление. Думается, если исходить из криминальной направленности этого посягательства, то по своей природе оно больше напоминает собой некую разновидность хулиганства.

Нарушения безопасности движения и эксплуатации различных видов транспорта, носящие преступный характер, в теории уголовного права принято считать неосторожными преступлениями. Они, как справедливо отмечают многие авторы, являются формами неосторожного нарушения "специальных правил безопасного обращения с источниками повышенной опасности".

Стритрейсеры же, как и другие дорожные хулиганы, совершают свои деяния умышленно, намеренно, и суть их поведения, на наш взгляд, состоит в противопоставлении себя установленному в обществе порядку взаимоотношения людей, в данном случае - на дорогах, т.е. заключается в грубом нарушении общественного порядка, только посредством использования автомобиля. Такого рода преступления по своей сущности и содержанию наиболее точно соответствуют как раз феномену "хулиганство", предусмотренному ст. 213 УК.

Изучив предложенную законодательную инициативу, учитывая направленность проведения уличных гонок на нарушение общественной безопасности и общественного порядка, наиболее логично при криминализации рассматриваемого деяния использовать опыт, апробированный законодателем на квалифицирующем признаке хулиганства, содержащемся в п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ, который был введен в УК РФ Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации": "хулиганство... совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования".

Очевидно, что очерчиваемая им группа преступлений также угрожает транспортной безопасности, как и стритрейсинг, и имеет похожий механизм причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям и интересам. Но, определив именно такое местоположение нового состава транспортного хулиганства (имеется в виду его место в Особенной части УК в главе 24 "Преступления против общественной безопасности"), законодатель тем самым подчеркнул, что в первую очередь деяния подобного рода грубо посягают на общественные устои, нарушают общественный порядок и общую безопасность и только затем причиняют вред отношениям, обеспечивающим безаварийную работу транспорта.

К тому же необходимо учитывать и практическую сторону вопроса. Если исследуемый вид транспортного хулиганства интерпретировать как "незаконные автомобильные или мотоциклетные соревнования", как предлагает законодатель, или как "несанкционированные организацию и проведение мероприятий по "стритрейсингу" как в пределах населенных пунктов, так и за их пределами", то, во-первых, мы столкнемся с необходимостью в таком случае каждый раз доказывать факт проведения именно "соревнований", что, думается, будет весьма проблематичным с учетом, как правило, закрытого их характера. Во-вторых, за рамками действия нового уголовно-правового запрета останутся те общественно опасные действия, которые идентичны действиям стритрейсеров, только совершаются вне каких-либо соревновательных мероприятий.

Принимая во внимание сказанное выше, предлагается дополнить ч. 1 ст. 213 УК РФ об ответственности за хулиганство пунктом "г" - "при управлении транспортным средством". Такое законоположение, как нам кажется, с одной стороны, наиболее точно будет отражать сущность автохулиганства как умышленного общественно опасного поведения водителя на дороге и, с другой стороны, будет выглядеть более простым для восприятия с точки зрения правоприменителя, для которого применение норм об ответственности за хулиганство является гораздо более привычным и отработано на практике. Стало быть, эта норма может стать и более эффективным средством борьбы с автохулиганством в РФ в целом в ближайшей перспективе.

Кроме того, мы считаем, что необходимо усилить профилактику предупреждения данного вида преступности при помощи СМИ, усилить профилактическую работу в школах, вузах, и, особенно при подготовке водителей любой категории. А для этого необходимо увеличить количество часов на обучение и пропаганду движения на автодорогах в соответствиями с правилами дорожного движения.

 

Список литературы:
1. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 10.03.2019).
2. Выступление В. Матвиенко на пленарном заседании Пятого Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни". URL: https://council.gov.ru/events/news/46651/ (дата обращения: 10.03.2019).
3. Сенько Е.В. Диггерство, стритрейсинг и прочие увлечения // Русская речь. 2014. N 4. С. 73.
4. Сидакова А.А. Система норм об обеспечении транспортной безопасности в уголовном законодательстве России и за рубежом // Транспортное право. 2018. N 1. С. 23.
5. Чепурных О.В. "Стритрейсинг" как преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Современные проблемы уголовной политики: Мат-лы V Международной научно-практической конференции / Под ред. А.Н. Ильяшенко. 2014. С. 192.
6. Коробеев А.И. Транспортные преступления. М.: Юридический центр "Пресс", 2003; Медведев Е.В. К вопросу о субъективной стороне транспортных преступлений // Проблемы права. Международный правовой журнал. 2015. N 3. С. 132.