Статья:

Некоторые аспекты совершенствования независимости судей

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мирзаев Б.И. Некоторые аспекты совершенствования независимости судей // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 31(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/31(61).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые аспекты совершенствования независимости судей

Мирзаев Бекзод Исамидинович
магистрант Ташкентского государственного юридического университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент

 

В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (далее по тексту – Стратегия действий). Уникальность данного документа заключается в том, что он был разработан по итогам комплексного изучения актуальных и волнующих население и предпринимателей вопросов, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также широкого общественного обсуждения. Как отмечает президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев, «разрабатывая ее (от автора – Стратегию), мы как бы посмотрели на себя со стороны, чтобы не только объективно оценить наш потенциал и возможности, но и обратить пристальное внимание на наши просчеты и ошибки. Стратегия — это программа реальных действий обновления».

Принятая по инициативе главы нашего государства Стратегия действий служит таким целям как коренное повышение эффективности реформ в нашей стране, создание условий для всесторонне гармоничного и ускоренного развития государства и общества, модернизация и либерализация всех сфер.

Одним из важных направлений реализуемых в Узбекистане реформ является демократизация судебно-правовой системы, обеспечение ее подлинной независимости и укрепление гарантий надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Данное направление Стратегии действий связано с обеспечением верховенства закона и дальнейшим реформированием судебно-правовой системы. Обозначенные задачи в рамках указанного направления, прежде всего, нацелены на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня доступа граждан к правосудию, совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг.

В рамках реализации мер, предусмотренных Стратегией действий, главой государства был издан Указ от 21.02.2017 г. № УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан», а палатами Олий Мажлиса был принят Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию и иные законодательные акты страны. Указанные акты создают правовую базу для усиления судебной защиты прав и свобод граждан, обеспечению их доступа к правосудию, повышения эффективности судебной власти, расширению общественного контроля за отбором кандидатов на должности судей.

В соответствии с данным Указом образован Высший судейский совет Республики Узбекистан, который как орган судейского сообщества призван оказывать содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в нашей стране. Высший судейский совет по своей природе предназначен содействовать реализации подлинной независимости судебной власти. Согласно Указу введена совершенно новая система отбора кандидатов и назначения на должности судей, в которой принимают участие представители самого судейского корпуса, а также общественных организаций. Именно Высший судейский совет наделен полномочиями по отбору и формированию высококвалифицированного судейского корпуса.

Высший судейский совет состоит из председателя Совета, назначаемого Сенатом по представлению Президента Республики Узбекистан, и двадцати членов Совета, утверждаемых из числа судей, а также представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и квалифицированных специалистов в области права. Часть членов судейского совета осуществляет свою деятельность на постоянной основе, другая часть — на общественных началах.

Данная структура направлена на создание механизма открытого и прозрачного формирования судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей из числа наиболее квалифицированных специалистов, обеспечить подлинную неприкосновенность судей и предотвратить вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия, способствовать организации профессиональной подготовки кандидатов и судей, наладить диалог судейского сообщества с населением [1].

Создание этой организационной структуры имеет жизненно важное значение, и в то же время необходимо предпринять необходимые шаги для улучшения ее функционирования.

Путем изучения аналитических и сравнительных, а также теоретических и практических знаний, основанных на опыте зарубежных стран чтобы улучшить деятельность независимой судебной системы рекомендуется реализовать следующее:

Целесообразно ввести практику официального опубликования Советом информации непосредственно на его веб-сайте или в соответствующей прессе о резервировании кандидатов впервые при исполнении служебных обязанностей.

Необходимо расширить участие Ассоциации судей в отборе, резервировании и переподготовке судей, а также назначении судей на следующий срок полномочий.

Обеспечение иммунитета судей является важной гарантией их независимости. В связи с этим развивается теоретическое определение понятия «судебный иммунитет». Иммунитет судей отражается не только в их уголовной и административной ответственности, но и в их защите от произвольной дисциплинарной и гражданской ответственности [2].

Необходимо внести изменения в законодательство о возбуждение уголовного дело в отношении судей, процедурам подачи такого дела в Совет, а также по срокам его рассмотрения. Кроме того, согласно следующей процедуре следственные действия в отношении судей должны проводиться только по официальному запросу Генерального прокурора Республики Узбекистан с одобрения Верховного суда или Высшего совета судей. Это соответствует лучшим практикам зарубежных стран. Рассмотрение уголовных дел в отношении судей всей судебной системы в Республике Узбекистан, независимо от судебной системы, должно быть включено в юрисдикцию Верховного суда. Подобная практика наблюдается во многих зарубежных странах и странах СНГ. Вопрос об их дисциплинарной ответственности играет важную роль в обеспечении иммунитета судей.

Необходимо повысить уровень квалификации судей для исследований, сохранить его / ее уровень квалификации при переходе от судебной системы к другой государственной службе, сохранить вознаграждение за долгосрочную карьеру в качестве судьи, а также установить оклад для ученых степеней и ранговых окладов для судей; предложения по установлению законодательных норм, касающихся почетного отставки судей [3].

С учетом Конституции, верховенства закона и на основе зарубежного опыта необходимо принять Закона Республики Узбекистан «О отборе и подготовке кандидатов в судьи». В частности, в законопроекте должно быть указано следующее: статус кандидата на должность судьи, а именно, кто может участвовать в конкурсе на должность судьи, критерии и основания для ограничения участия кандидатов в конкурсе; формы и методы специальной проверки кандидатов соответствующими правоохранительными органами; порядок и основания для зачисления в резерв начинающих кандидатов, продолжительность обучения, уровень теоретических знаний, а также процесс, содержание и основания для сдачи экзаменов; медицинские записи, определение результатов специальных экзаменов кандидатов на основе психологических экспертиз, сроков рассмотрения документов кандидата на каждом этапе по этапам, связанным с организацией и проведением конкурса, осуществлением судебных полномочий кандидатов; система подготовки кандидатов на должность и концепция непрерывной подготовки судей и другие положения.

Должно быть реализовано введении специальной системы электронного программирования для формирования судебной системы. В частности, внедрение специальной системы электронного программирования для формирования судебной системы позволит сформировать комплексную базу данных процессов и баз данных, начиная с потенциальных кандидатов на пенсию. Это повысит эффективность системы электронного документооборота в работе соответствующих жюри, региональных комиссий и Совета. Запуск этой программы, в первую очередь, предотвратит чрезмерную бумажную работу; во-вторых, он позволяет анализировать результаты предварительного изучения наиболее подходящих кандидатов в судебные органы на основе их онлайновых данных; в-третьих, это экономит время; В-четвертых, он создаст четкую и всеобъемлющую базу данных кандидатов и судей; в-пятых, он позволяет отбирать кандидатов в судьи без сбора дополнительных документов; В-шестых, это создаст условия для ускорения процедур и процедур формирования судебной власти.

 

Список литературы:
1. Попова А.Д. Формирование правового статуса судей: история и современность // Журнал российского права. 2007. № 9; Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: НОРМА, 2001. 378 с.
2. МихайловскаяИ.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М., Проспект, 2010. 128 с.
3. Гущина Н.А. Независимость судей как важнейшая гарантия усиления судебной власти // Современное право. 2015. №4. С. 91-95.