Статья:

Развитие электронных сервисов налоговой службы в разных странах

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Грабко А.А. Развитие электронных сервисов налоговой службы в разных странах // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие электронных сервисов налоговой службы в разных странах

Грабко Алла Анатольевна
магистрант, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Краснокутский Павел Анатольевич

 

Стремительное развитие новых информационных технологий оказывает влияние на функционирование всего финансового сектора, в том числе и на сферу налогового администрирования. Налоговые службы различных стран активно используют новые информационные технологии. Внедрение новых технологий позволяет сократить сроки предоставления услуг и развивать возможности электронных сервисов, перейти на экстерриториальный принцип обслуживания, экономя время налогоплательщиков.  Кроме того, использование электронных сервисов повышает качество и прозрачность налогового администрирования. В связи с чем,  налоговые службы  разных стран [1]:

  • проводят организационные преобразования, направлен­ные на улучшение результатов их работы, что предполагает активное использование современных технологий;
  • работают че­рез специальные сайты, проводят исследования по борьбе с внутренними налоговыми престу­плениями и занимаются принудительным взыска­нием налогов;
  • имеют собственную IT-поддержку, и только налоговые службы в 10 странах пользуются услугами об­щей государственной IT-службы.

С помощью электронных сервисов налоговых служб для налогоплательщика стало возможным [2]:

1. Заполнение  налоговых деклараций в электронной форме  практикуется в 90 % налоговых служб.  В ре­зультате преобразований имеется стойкая тенденция последних 6 лет возрастания исполь­зования электронного варианта заполнения деклараций.  Предварительное заполнение налоговых деклараций является важным элементом, осо­бенно по НДФЛ; во многих странах осуществля­ется полностью автоматизированно; в 7 странах (в том числе Дания, Новая Зеландия и Швеция) все готово для перехода на полноценное элек­тронное заполнение деклараций по НДФЛ.  Автоматизация налоговых платежей успешно работает в налоговых службах 21 стра­ны; в 8 странах Европы автоматизированные платежи используются более чем на 75 %; но есть потенциал для увеличения применения элек­тронных платежей[1].

3. Другие электронные услуги предостав­ляются более чем в половине рассмотренных стран, к ним относятся такие как:  личный кабинет, связь по Интернету с на­логоплательщиком, удаленный доступ к системе и к законодательной базе; около половины при­меняют социальные мультимедийные средства для связи с налогоплательщиком.

3. Автоматизированная  уплата  налогов.   Относительно медленно развивается потому что у  работников налоговых служб не хватает знаний и квалификаций для работы с налогоплательщи­ками через автоматизированные системы, что приводит к использованию более дорогого об­служивания налогоплательщиков на месте.

В России на сегодняшний день в ФНС функционируют 50 информационных и интерактивных сервисов.  Примером таких сервисов является автоматизированная система контроля за начислением и уплатой НДС - АСК НДС-2. Система на основе расширенных деклараций по налогу на добавленную стоимость определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с его контрагентами и не попускает неправомерных вычетов по НДС. Программа работает на  принципе зеркального отражения сведений из отчетности налогоплательщика с данными его поставщиков и покупателей [5]. Если данные об одной и той же операции не  совпадают, то формируется автотребование по разрыву, которое свидетельствует о завышении налоговых вычетов покупателем или занижении суммы налога к уплате продавцом.  Компании отводится 5 дней на то, чтобы сообщить, в чем причина данного расхождения. Если объяснений не последует, то проводятся мероприятия налогового контроля. 

АСК НДС-2 анализирует большой массив первичных данных сразу по нескольким критериям риска, что является действенным инструментом налоговых органов для выявления и пресечения фактов уклонения от уплаты налога или попытки его мошеннического возмещения. Существенно увеличилось количество выявленных налоговыми органами схем уклонения от налогообложения. В основном, система выявляет цепочки, в которых действуют фирмы «однодневки», «выгодоприобретатели» и «транзитеры» [4].

Еще один инструмент налогового администрирования  это внедрение онлайн касс [3]. Новая контрольно-кассовая техника  позволяет в онлайн режиме получать данные о продажах. Процесс продажи на онлайн кассе выглядит следующим образом: покупатель оплачивает покупку, и онлайн-касса формирует чек;  чек записывается на фискальный накопитель, который встроен в кассу, и подписывается фискальными данными; затем чек обрабатывается фискальным накопителем и передается оператору фискальных данных (ОФД); после получения чека ОФД подает фискальному накопителю сигнал о получении чека; ОФД обрабатывает полученную информацию и отправляет ее в ФНС;  Если нужно, кассир может отправить электронный чек на телефон или электронную почту покупателя. Новая технология контрольно-кассовой техники позволяет контролировать один из наиболее трудно администрируемых секторов экономики – розницу, а также осуществляет обратную связь с потребителями, обеспечивая защиту их прав.  

Также на сайте ФНС России в настоящее время размещено более 30 электронных услуг: личный кабинет для различных групп налогоплательщи­ков, «Создай свой бизнес» и многие другие.

Таким образом, можно сделать следующие вывод,   что, внедрение электронных систем в работу налоговых служб хоть и требует существенных доработок на основе использования имеющегося в ряде стран успешного опыта работы с налого­плательщиками, но направление совершенствования работы налоговых органов обладает огромным потенциалом.

 

Список литературы: 
1. Вылкова Е.С. Передовой опыт налогового  администрирования в различных странах / Е.С. Вылкова   //  Известия Иркутской государственной экономической академии. -  2014.  - № 5.   - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. -  URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=22304692 (Дата обращения: 11.11.2019).
2. Лучина Е.А.  Развитие электронных сервисов налоговой службы /  Е.А. Лучина // Налоги и финансы. - 2015. - № 4. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. -  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-elektronnyh-servisov-nalogovoy-sluzhby/viewer(Дата обращения: 12.11.2019).
3. Сайдулаев Д.Д. Эволюция системы налогового администрирования в России / Д.Д. Сайдулаев //Международный журнал гуманитарных и естественных наук.  – 2019. -   [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sistemy-nalogovogo-administrirovaniya-v-rossii(Дата обращения: 14.11.2019).
4. Система АСК НДС-2.  - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. -  URL: https://www.nalog.ru/rn66/news/smi/5713368/ (Дата обращения: 15.11.2019).
5. Чухнина Г.Я. Анализ использования электронных услуг в налоговой сфере / Г.Я. Чухнина // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ispolzovaniya-elektronnyh-uslug-v-nalogovoy-sfere(Дата обращения: 13.11.2019).