Развитие электронных сервисов налоговой службы в разных странах
Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Развитие электронных сервисов налоговой службы в разных странах
Стремительное развитие новых информационных технологий оказывает влияние на функционирование всего финансового сектора, в том числе и на сферу налогового администрирования. Налоговые службы различных стран активно используют новые информационные технологии. Внедрение новых технологий позволяет сократить сроки предоставления услуг и развивать возможности электронных сервисов, перейти на экстерриториальный принцип обслуживания, экономя время налогоплательщиков. Кроме того, использование электронных сервисов повышает качество и прозрачность налогового администрирования. В связи с чем, налоговые службы разных стран [1]:
- проводят организационные преобразования, направленные на улучшение результатов их работы, что предполагает активное использование современных технологий;
- работают через специальные сайты, проводят исследования по борьбе с внутренними налоговыми преступлениями и занимаются принудительным взысканием налогов;
- имеют собственную IT-поддержку, и только налоговые службы в 10 странах пользуются услугами общей государственной IT-службы.
С помощью электронных сервисов налоговых служб для налогоплательщика стало возможным [2]:
1. Заполнение налоговых деклараций в электронной форме практикуется в 90 % налоговых служб. В результате преобразований имеется стойкая тенденция последних 6 лет возрастания использования электронного варианта заполнения деклараций. Предварительное заполнение налоговых деклараций является важным элементом, особенно по НДФЛ; во многих странах осуществляется полностью автоматизированно; в 7 странах (в том числе Дания, Новая Зеландия и Швеция) все готово для перехода на полноценное электронное заполнение деклараций по НДФЛ. Автоматизация налоговых платежей успешно работает в налоговых службах 21 страны; в 8 странах Европы автоматизированные платежи используются более чем на 75 %; но есть потенциал для увеличения применения электронных платежей[1].
3. Другие электронные услуги предоставляются более чем в половине рассмотренных стран, к ним относятся такие как: личный кабинет, связь по Интернету с налогоплательщиком, удаленный доступ к системе и к законодательной базе; около половины применяют социальные мультимедийные средства для связи с налогоплательщиком.
3. Автоматизированная уплата налогов. Относительно медленно развивается потому что у работников налоговых служб не хватает знаний и квалификаций для работы с налогоплательщиками через автоматизированные системы, что приводит к использованию более дорогого обслуживания налогоплательщиков на месте.
В России на сегодняшний день в ФНС функционируют 50 информационных и интерактивных сервисов. Примером таких сервисов является автоматизированная система контроля за начислением и уплатой НДС - АСК НДС-2. Система на основе расширенных деклараций по налогу на добавленную стоимость определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с его контрагентами и не попускает неправомерных вычетов по НДС. Программа работает на принципе зеркального отражения сведений из отчетности налогоплательщика с данными его поставщиков и покупателей [5]. Если данные об одной и той же операции не совпадают, то формируется автотребование по разрыву, которое свидетельствует о завышении налоговых вычетов покупателем или занижении суммы налога к уплате продавцом. Компании отводится 5 дней на то, чтобы сообщить, в чем причина данного расхождения. Если объяснений не последует, то проводятся мероприятия налогового контроля.
АСК НДС-2 анализирует большой массив первичных данных сразу по нескольким критериям риска, что является действенным инструментом налоговых органов для выявления и пресечения фактов уклонения от уплаты налога или попытки его мошеннического возмещения. Существенно увеличилось количество выявленных налоговыми органами схем уклонения от налогообложения. В основном, система выявляет цепочки, в которых действуют фирмы «однодневки», «выгодоприобретатели» и «транзитеры» [4].
Еще один инструмент налогового администрирования это внедрение онлайн касс [3]. Новая контрольно-кассовая техника позволяет в онлайн режиме получать данные о продажах. Процесс продажи на онлайн кассе выглядит следующим образом: покупатель оплачивает покупку, и онлайн-касса формирует чек; чек записывается на фискальный накопитель, который встроен в кассу, и подписывается фискальными данными; затем чек обрабатывается фискальным накопителем и передается оператору фискальных данных (ОФД); после получения чека ОФД подает фискальному накопителю сигнал о получении чека; ОФД обрабатывает полученную информацию и отправляет ее в ФНС; Если нужно, кассир может отправить электронный чек на телефон или электронную почту покупателя. Новая технология контрольно-кассовой техники позволяет контролировать один из наиболее трудно администрируемых секторов экономики – розницу, а также осуществляет обратную связь с потребителями, обеспечивая защиту их прав.
Также на сайте ФНС России в настоящее время размещено более 30 электронных услуг: личный кабинет для различных групп налогоплательщиков, «Создай свой бизнес» и многие другие.
Таким образом, можно сделать следующие вывод, что, внедрение электронных систем в работу налоговых служб хоть и требует существенных доработок на основе использования имеющегося в ряде стран успешного опыта работы с налогоплательщиками, но направление совершенствования работы налоговых органов обладает огромным потенциалом.