Статья:

Зарождение и развитие рекламы и PR в эпоху античности

Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Лукашев Д.А. Зарождение и развитие рекламы и PR в эпоху античности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(68). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(68).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Зарождение и развитие рекламы и PR в эпоху античности

Лукашев Денис Алекссевич
магистрант, Пятигорский Государственный Университет, РФ, г. Пятигорск
Боташева Асият Казиевна
научный руководитель, д-р полит. наук, доцент, Пятигорский Государственный Университет, РФ, г. Пятигорск

 

Реклама и связи с общественностью, в самых примитивных  проявлениях, сопровождают цивилизацию еще со времен ранней античности. Естественно, в те времена люди не называли такого рода  деятельность «реклама» или « связи с с общественностью», тогда еще не существовало таких терминов [ Овчаренко, 2006, 30] Однако, деятельность такого рода оказала огромное влияние на развитие торговли и политики. Первые свидетельства этого можно встретить изучая археологические находки древности времен Вавилона, шумерской цивилизации, древнего Египта и Греции.  В те незапамятные времена торговцы стремились обратить внимание  людей на их товары с помощью устных рекламных стихов, песен и  речей. Политики, как и в наше время, использовали приемы, связанные с  общественными коммуникациями для установления своей власти и убеждения людей подчиниться или поддержать его на выборах.

Первым из известных нам свидетельств широкого распространения рекламы в древности является  египетский папирус, информирующий о продаже раба. Хранится данный папирус в Британском музее в Лондоне. В местах поселения древних греков и римлян можно  часто обнаружить надписи на стенах, нацарапанные или написанные краской, зазывающие людей о трактиры и бани, либо информирующие о продаже каких-либо вещей.

Доказательства того, что связи с общественностью и реклама являлись частью повседневной жизни древних можно найти не только в качестве археологических находок, но и в философских произведениях того периода. Так, например, Аристотель исследовал в свои произведениях методы воздействия на аудиторию и стратегию получения у слушающих благосклонности. Древнеримский политик Цицерон призывал в своих трудах изучать психологию и предпочтения публики перед выступлением, а также давал рекомендации по созданию правильного имиджа. Помимо риторики можно обнаружить широкое использование разнообразной символики и лозунгов. Это нашло отражение в скульптуре и чеканке монет [Ученова. 2003, 64]. Весь арсенал методов влияние на общественность использовался во время выборов и непосредственно пред началом войны. Потребность в расширении методов воздействия на публику привела к зарождению института глашатаев, специальных людей, задачей которых являлась зазывание покупателей и расхваливание товаров, нанявшего глашатая торговца. Важным преимуществом, которое давали глашатаи это расширение сферы воздействия, теперь информацию о торговце и его товарах люди могли узнать не только непосредственно в месте его размещения, но и в других местах. В Древней Греции призывы глашатаев часто носили поэтическую форму. К указанным средствам организованной словесной (вербальной) коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т.д. Одним словом это средство можно определить как  народная молва.

Города Помпеи и Геркуланум, засыпанные пеплом после извержения вулкана Везувий в поздней античности, сохранили неизменным свой первоначальный облик. В развалинах этих городов широко представлены предметы быта древних римлян. Среди множества археологических находок было обнаружены множество рекламных обращений, схожих во многом с современной рекламой. Реклама охватывала все сферы жизни общества, не только экономическую, но политическую жизнь и досуг. Для рекламных обращений древнего Рима характерна красочность, образность и широкий набор средств воздействия. Например, для рекламы таверн использовали красочно расписанные таблички и указатели, ведущие к таверне через весь город. Рекламировались римские бани, виллы и прочее. Часто можно обнаружить также элементы антирекламы.

Объектом устной рекламой  выступали также рабы. В классических сочинениях римско эпохи существуют примеры устных объявлений,  хитроумно и красноречиво расхваливающих способности, физическую силу и привлекательность рабов и рабынь.

Широко известно, что римляне любили разного рода зрелища.

Начиная от театров заканчиваю гладиаторскими боями.

Но не всем известно, что для привлечения людей на такие зрелища использовалась целая система рекламирования и привлечения.

Описанные выше факты, являются подтверждением утверждения о том, что многое из того, что мы имеем сейчас было изобретено  еще в период античности.

Система общественных коммуникаций также не является исключением. Несомненно, что изучение античности может нам помочь понять причины, историю и развитие многих явлений современности.

 

Список литературы:
1. Воловая М.Д. Азы древнейшего ремесла, или 13 бесед о рекламе и маркетинге. – М.: Нива XXI век, 1994 - 340 с.
2. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок – М.: АСТ, 2000. – 516с.
3. Коваленко П.Н. Вывеска, ее история, развитие и производство. – М:.1917 — 200 с.
4. Корнилов А., Фильчикова Н. От глашатая до неона. – М.: «Знание», 1978 — 453 с.
5. Овчаренко, А.Н. Основы рекламы: Учебник для студентов вузов / – М.: Аспект Пресс, 2006. – 495с.
6. Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. 2-е изд. – М., 1994- 300 с.
7. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. Изд. 2-е. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003- 450 c.