Способы и методы повышения эффективности управления муниципальным имуществом
Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Способы и методы повышения эффективности управления муниципальным имуществом
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. К задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение, прежде всего:
- в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности[1, с. 8];
- в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью[1, с. 132].
Муниципальная собственность - главная составляющая экономической основы местного самоуправления. Эффективное управление собственностью это, прежде всего, формирование доходной части городского бюджета и создание условий для реализации социально-экономической политики, направленной на развитие города и создание благоприятных условий жизни для граждан. Полномочия по управлению и распоряжению земельно-имущественным комплексом города возложены на комитет по управлению муниципальным имуществом.
Основным отличием муниципальной от любой другой собственности – это то, что она нужна и функционирует для удовлетворения социальных и общественных интересов граждан, а также определенных коллективных потребностей. Таким образом, она несет в себе важное социальное значение, выступает средством благоустройства, а также она необходима для получения доходов в бюджет. Именно поэтому муниципальная собственность и, в частности, муниципальное имущество обладают сложным характером и сочетают в себе определенные принципы и возможности социальной пользы и доходности.
Муниципальная собственность включает в себя такие объекты, которые, с одной стороны, имеют только одно конкретное назначение, так как необходимы для решения вопросов исключительно местной и социальной направленности, но с другой стороны, они – многофункциональны, так как оказываются вовлеченными в решении обширного ряда вопросов местного самоуправления.
В настоящий момент, органы местного самоуправления имеют в своем арсенале различные методы осуществления управления муниципальным имуществом. Особняком здесь стоит Аренда и также субаренда. Они выполняют особую роль в процессе управления муниципальным имуществом. Так как все денежные средства полученные за предоставление в аренду или найм муниципального имущества являются постоянным источником дохода в бюджет муниципальных образований. Именно поэтому управление муниципальным имуществом не представляет его продажу по максимально выгодной цене.
Местное самоуправление в лице органов местного самоуправления использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог. Наличие муниципальной собственности позволяет муниципальным органам власти выступать в качестве полноправных, самостоятельных субъектов управления и обеспечивать благоприятные условия для развития частного сектора экономики.
Проведя анализ эффективности использования муниципальной собственности в Российской Федерации, можно сделать вывод, что на данный момент наблюдается низкая эффективность использования имущества. Это связано с тем, что с одной стороны объекты муниципальной собственности находятся в экономическом обороте, а с другой муниципальные бюджеты в ряде регионов не дополучают определённый объём финансовых поступлений, при этом, как правило, ежегодных[2].
Функционирующая на современном этапе система управления и обеспечения муниципальной собственностью достаточно слабо ориентирована на решение реальных существующих социально-экономических проблем рядового населения. Настоящее состояние муниципальной собственности на практике не обеспечивает ее воплощения как основу местного самоуправления. В ней присутствует ряд отрицательных явлений:
1) Убыточность муниципальных предприятий;
2) Большинство муниципальных образований – дотационны;
3) Большинство муниципального имущества находится в изношенном, неудовлетворительном состоянии и зачастую нуждается в проведении капитального ремонта;
4) Социальные услуги оказываемые населению не соответствуют общепринятому уровню социальных стандартов.
Недостаточный уровень эффективности муниципального имущества вызван неудовлетворительным состоянием в целом всей системы местного самоуправления. Поэтому, на сегодняшний день главной задачей для органов местного самоуправления является повышение эффективности управления муниципальным имуществом, а также создание условий для эффективного функционирования рынка земли и недвижимости на территории города. Исследуя данную проблему, представляется возможным выделение следующих подходов к установлению эффективных способов использования муниципального имущества:
1) Со стороны получаемого дохода. Данным показателем может быть удельный вес суммарного дохода в бюджет от использования имущества.
2) Со стороны общественной пользы. Здесь применяются только качественные показатели. (Например, общее снижение уровня детской преступности, благодаря строительству детских клубов)
3) Со стороны экономии средств бюджета. Например, строительство специальных зданий для административных нужд, Это помогает высвободить помещения в жилом фонде, которые используют для своих нужд различные административные организации (ЖЭУ, паспортный стол и прочие) и передать их в пользование жильцам и сократить, за счет этого, выплаты непосредственно частному сектору за использование их площадей[2].
Существует несколько методов для улучшения эффективности управления муниципальным имуществом.
Первым методом является ротация кадров. В частности, проведение конкурсов на замещение руководящих должностей в муниципальных образованиях и учреждениях. Также к данному методу можно отнести осуществление строго контроля надзорными органами за деятельностью органов местного самоуправления, регулярное обучение и повышение квалификации всего персонала, работающего в различных муниципальных образованиях.
Вторым методом является организация аукционов на право получения в аренду той или иной муниципальной собственности. Таким образом появится возможность выбирать наиболее выгодное предложениею
Третьим методом является осуществление контроля за соблюдением расписания работы муниципальных предприятий, а также за количеством и качеством оказываемых ими социальных услуг гражданам.
Еще одним методом можно обозначить поощрение работников органов местного самоуправления за достижения высоких результатов по результату работы[3].
Использование вышеуказанных методов и способов должно способствовать повышению эффективности выполнения всех социальных функций органами местного самоуправления, оптимизации использования муниципальной собственности для повышения доходности от всего муниципального имущества и способствовать организации предпосылок для устойчивого экономического роста.
Реализация данной программы позволит существенно увеличить объемы поступлений денежных средств в бюджет за счет повышения доходности муниципальных учреждений и снижению расходов из бюджетных средств, а также будет способствовать совершенствованию и повышению эффективности всей системы местного самоуправления и, в частности, управления муниципальным имуществом.
Подводя итог, необходимо отметить, что муниципальная собственность играет очень важную роль в жизнедеятельности государства и органов местного самоуправления. Она является объектом стратегической важности и требует наличия эффективного аппарата для управления.
Правильное распоряжение муниципальным имуществом будет способствовать увеличению доходов в муниципальные бюджеты, и, как следствие, решению многих социальных проблем граждан.