Статья:

Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия на рынке

Конференция: CXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Валиахметов З.М. Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия на рынке // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(130). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(130).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия на рынке

Валиахметов Зуфар Мунирович
студент, ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технологический университет, РФ, г. Казань
Поникарова Анна Сергеевна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технологический университет, РФ, г. Казань

 

PRODUCT QUALITY AS A FACTOR OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS IN THE MARKET

 

Zufar Valiakhmetov

Student, FSBEI HE Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan

Anna Ponikarova

Scientific director, FSBEI HE Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan

 

Аннотация. Рассмотрены тенденции влияния качества выпускаемой продукции на конкурентоспособность предприятия на рынке. Чем выше качество товара, тем больше продукт данного предприятия вызывает доверие среди населения, тем больше он становится популярнее среди населения.

Abstract. The trends of the influence of the quality of products on the competitiveness of the enterprise in the market are considered. The higher the quality of the product, the more the product of this enterprise is trusted among the population, the more it becomes more popular among the population.

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, качество товара, репутация.

Keywords: competitiveness, product quality, reputation.

 

В последнее время нам все чаще приходится слышать такие слова как конкуренция, конкурентоспособность предприятия, качество товара. Действительно, в условиях рыночной экономики качество товара приобретает, такую некую роль «фундамента», на котором и формируется и базируется дальнейший успех деятельности любого предприятия. Изготовление и выпуск продукции или товара не возможно без обеспечения должного качества. Вопрос является очень актуальным, и дальнейшее исследование, поможет более детально и подробно выявить и рассмотреть взаимосвязь качества с успехом предприятия на рынке и ее конкурентоспособностью.

Если конечная цель предприятия заключается в достижении своих поставленных целей и задач, в достижении успеха, она в первую очередь должна внедрить в свою систему такое понятие как «качество» [1].

В условиях рынка, на первый план выходит конкурентоспособность, которая в свою очередь предполагает выпуск качественной продукции или товара на постоянной и стабильной основе, ведь не зря говорят, что стабильность-залог успеха. Основная роль качество продукции - это соответствие ожиданиям потребителей [4]. Если мыслить с точки зрения потребителя, то все мы хотим качественный товар, но в тоже время чтобы цена соответствовала ожиданиям. Поэтому предприятию также важно учитывать данную специфику потребителя.

Управление качеством продукции - это целенаправленный процесс воздействия на устойчивость трудового дела и процесса, основная идея которого заключается в повышении качества продукта.

Управления качеством, как правило, включает в себя 3 элемента:

  1. Субъект управления
  2. Объект управления
  3. Механизмы воздействия

Все эти элементы между собой взаимосвязаны и именно поступательное решение этих элементов и выражается в управлении качеством.

Субъектом управления как принято считать само предприятие (управленческие органы), которые реализуют тот или иной товар [3].

Объектом управления выступает производственный процесс, который влияет на качество изготавливаемой продукции.

Механизм управления качества продукции – это совокупность применяемых методов, принципов управления на различных стадиях производства продукции [2]. Механизм управления включает в себя перечень подсистем, среди которых можно выделить:

  • Прогнозирование
  • Планирование
  • Контроль качества продукции
  • Учет и анализ уровня качества

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели. Она предусматривает:

1) Укрепление и улучшение  позиций предприятия на рынке экономического положения предприятия за счёт расширения или завоевания новых рынков сбыта продукции;

2) Повышение технического уровня продукции и стремлении к результатам и показателям лидирующих предприятий

3) Ориентированность товара на потребителя, основная задача которого заключается в удовлетворении ожиданиям потребителей

4) Улучшение важнейших показателей качества продукции;

5) Снижение на «нет» такого показателя как  дефектность изготавливаемой продукции;

6) Увеличение сроков реализации и гарантии на продукцию;

Среди предприятий широко котируется оценка конкурентоспособности. С помощью нее предприятия разрабатывают пути повышения конкурентоспособности товара или продукции. Она производится путем сопоставления аналогичным товаром.

Также нельзя не отметить критерии оценки. Среди них можно выделить:

  1. Качество изготовления продукции
  2. Финансовые условия
  3. Уровень новизны товара

На примере критериев оценки конкурентоспособности сразу становиться ясно, что качество продукции является основным фактором конкурентоспособности предприятия, которая должна в первую очередь:

  • Уметь минимизировать негативные факторы, влияющие непосредственно на конкурентоспособность предприятия
  • Уметь максимизировать положительные факторы, влияющие непосредственно на конкурентоспособность предприятия
  • Уметь влиять и управлять негативными и положительными факторами

Развитие конкуренции среди предприятий еще один немаловажный фактор, который наталкивает производителя выпускать качественный товар или продукцию [2]. Здесь мы плавно переходим к нашим гипотезам.

1. Качество продукции напрямую влияет на репутацию предприятия;

2. Качество продукции является основным фактором конкурентоспособности предприятия;

Качество продукции влияет на репутацию предприятия.

Что же такое репутация? Репутация это, в первую очередь, мнение потребителей. Она существенно зависит от качества выпускаемой продукции. Рассмотрим это на отдельном примере.

Купив товар, потребитель обнаруживает низкий уровень качества продукции, что неблагоприятно сказывается на его мнении о предприятии, который выпустил данный товар. В дальнейшем, потребитель уже не будет приобретать данный товар, от этого производителя исходя из первого «негативного» впечатления, так как его доверие данному производителю значительно снизилось.

На основе этого простого примера мы отчетливо видим взаимосвязь качества товара с дальнейшей репутацией предприятия. Спросом будет пользоваться тот товар, чье качество не подлежит сомнению и соответствует всем основным требованиям потребителя и основным стандартам.

Репутация формируется на основе общего качества продукции. Чем качественнее товар, тем репутация предприятия (производителя) будет лучше и товар, соответственно, будет пользоваться большим спросом.

Вторая гипотеза основывается на том, качество продукции является основным фактором конкурентоспособности предприятия [1].

Конкуренция основывается на получении максимальной выгоды и дохода. Если этого нет, то предприятие, как правило, неконкурентоспособна.

Основная идея конкурентоспособности заключается в том, что конкуренция предприятие должно производить и выпускать тот товар, который будет соответствовать ожиданиям потребителей и удовлетворенности их спроса [1]. Для того чтобы товар предприятия пользовался спросом. Необходимо выпускать такой товар, качество которого будет выше, чем аналогичного товара другого производителя.

В основу анализа рассматриваемого вопроса, влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия, легли исследования таких авторов как А. Файгенбаум, который рассматривал конкурентоспособность через призму различных теорий [4].

Проблема влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия нашли отражения в работах и отечественных исследователей: М.К. Варгины, А.С. Варакуты, В.И. Галеева и других.

Качество произведенной продукции играет огромную роль в жизни любого предприятия. Отсутствие данного элемента как качество негативно сказывается на конкурентоспособности и на всей деятельности предприятия[3]. Качество и конкурентоспособность взаимосвязаны.

Именно качество определяет степень выживаемости предприятия на рынке, эффективность управления в целом. Выпуск качественной продукции требует немного усилий, так как данный процесс должен протекать поэтапно и самое главное систематично.

 

Список литературы:
1. Ахмадуллин И.Р., Фатхуллина Л.З. Ценностно-нормативная специфика восприятия крупного российского бизнеса в зеркале общественного мнения. В сборнике: Социальные, естественные и технические системы в современном мире: состояние, противоречия, развитие. Восемнадцатые Вавиловские чтения. Материалы международной междисциплинарной научной конференции: В 2 частях. Под общей редакцией В.П. Шалаева. 2015. С. 50-52.
2. Галеев В.И. Экспертные методы. // Стандарты и качество. - 2017.- №11.- с.49.
3. Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности. //Стандарты и качество. - 2018.- №1.- с.48.
4. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2017. -207 с.