Статья:

Специфика цифровизации процесса продаж в сфере ритейла

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ильин Д.С. Специфика цифровизации процесса продаж в сфере ритейла // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика цифровизации процесса продаж в сфере ритейла

Ильин Дмитрий Сергеевич
студент, Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, РФ, г. Самара
Крюкова Анастасия Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, РФ, г. Самара

 

Результатом новой промышленно-технологической революции стала цифровая экономика. Само понятие «цифровая экономика» было введено Доном Тапскоттом в 1995 году при описании особенностей сетевой разведки. Сегодня под цифровой или виртуальной экономикой понимают совокупность отношений в области экономики, культуры и общественной жизни, базирующихся на внедрении электронных технологий. Это не отрасль, а уклад жизни, основа для развития экономики, социальной сферы. Простыми словами, это использование интернета в работе и повседневной жизни.

Цифровая экономика предусматривает интенсивное развитие цифровых технологий, оказывает значительное влияние на развитие целых континентов, стран, отраслей, секторов экономики, в том числе на сферу услуг и ритейл [3, с. 32].

В настоящее время ритейл, который традиционно относится к наиболее консервативным секторам экономики, испытывает значительное влияние цифровой экономики. По нашему мнению. под цифровой экономикой в ритейле следует понимать экономическую деятельность на основе внедрения цифровых технологий и достижений современной ИКТ-инфраструктуры, включающую виртуальные рынки, электронную торговлю товарами, услугами, платежи в глобальной сети Интернет.

Основные постулаты и направления цифровой экономики трансформируются в цифровизацию. Цифровизация – это процесс формирования цифровых платформ и операторов, хранения данных в электронной форме, позволяющий решать управленческие задачи различного уровня. Цифровизация свидетельствует о новом этапе совершенствования управления экономической деятельностью на основе «сквозного» применения целого комплекса цифровых технологий.

Российский и мировой ритейл неизбежно стремится ко все большей цифровизации – число потребителей, «живущих в цифре», растет, а значит, розничной торговле необходимо соответствовать их требованиям и использовать современные технологии, чтобы выживать в условиях высокой конкуренции. 

Цифровизация мирового ритейла находится на высоком уровне, обусловливая новые возможности во взаимодействии с клиентами, идентификации потребностей покупателей, формировании добавленной стоимости, реализации цепочек создания ценности. Цифровизация меняет облик современного ритейла, создаёт виртуальную и дополненную реальность, определяет новые этапы автоматизации торгово-технологического процесса, робототизацию торговли [4, с. 283].

Цифровизация ритейла предполагает полную автоматизацию торгово-технологического процесса, робототизацию, внедрение киберфизических систем для получения добавленной стоимости в сфере обращения. Процесс цифровизации сопровождается трансформацией бизнес-моделей, направленных на достижение клиентоориентированного подхода, формирование цифровых платформ и киберсистем в торговле [2, с. 18].

В настоящее время цифровизация ритейла представлена следующими современными воззрениями:

  • концепцией электронной коммерции;
  • платформенной или концепцией формирования цифровых платформ;
  • концепцией развития киберфизических систем.

Электронная коммерция – это предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Если упростить, то любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети подпадают под определение онлайн-коммерция. Эта сфера зародилась в США, потом получила развитие в Европе и в конце 90-х годов прошлого века стала активно развиваться в Китае и России.

Электронная коммерция вносит существенный вклад в цифровую экономику ритейла в секторе купли и продажи товаров, работ, услуг. Современная электронная коммерция осуществляется во всемирной паутине, включающей сотни миллионов веб-серверов. Электронная коммерция выступает значимым институтом цифровой экономики и представлена следующими бизнес-моделями – прямое взаимодействие потребителей с потребителями (англ. – С2С); транзакции между продавцами и потребителями (англ. – В2С); взаимодействие между предпринимателями (англ. – В2В) и другими. При помощи веб-контактов и социальных сетей происходит сбор информации, использование демографических данных, осуществление безналичных расчётов и т.п. [6, с. 118]

Логичным продолжением цифровой коммерции является платформенная концепция, базирующаяся на развитии цифровых платформ в ритейле. Цифровая платформа представляет бизнес-модель, суть которой состоит в предоставлении бизнес-сообществу и физическим лицам специфической услуги по координации деятельности различных субъектов рынка. Цифровая платформа обеспечивает быстрое взаимодействие в части заключения сделок и осуществления расчётов, что повышает эффективность операционной деятельности. Многие современные цифровые платформы имеют глобальный характер. Примерами цифровых платформ в ритейле являются Amazon.com, Inc, JD.com, eBay Inc, Alibaba Group, OZON и другие. При этом некоторые интернет-ритейлеры изначально выстаивали свой бизнес как цифровые платформы (например, Aliexpress), а другие в цифровые платформы «выросли» благодаря расширению числа субъектов, наращиванию предлагаемых для них бизнес-возможностей (например, Одноклассники, Facebook). На современном этапе различные цифровые платформы интегрируются друг с другом во взаимосвязанные, основанные на обмене данными «экосистемы», что предопределяет создание и запуск цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков и бизнес-структур сфере услуг [5, с. 13-14].

Киберфизическая система представляет собой технологическую систему, рассматриваемую в едином комплексе вычислительные ресурсы и физические процессы. К киберфизическим системам относятся датчики, оборудование, информационные системы, которые реализуют последовательные переделы в цепочках создания добавленной стоимости в сфере ритейла. Концепция киберфизических систем реализует бизнес-модели на основе PLM-управления (сквозного управления жизненным циклом изделия посредством взаимоувязки всех физических и информационных процессов), цифровой логистики, «умных» магазинов и других.

Важно заметить, что все указанные концепции цифровизации ритейла взаимосвязаны, взаимообусловлены и совместимы друг с другом. Такой подход позволяет рассматривать цифровизацию в сфере ритейла как переход торговли на уровень «Торговли 4.0» (по аналогии с «Индустрией 4.0») и соответствует идеологии цифровой экономики.

Из общего объёма продаж в мире (3,39 трлн долларов), продажи с привлечением цифровых технологий составляют 37,1%, а на онлайн приходится 11,6%. Прогнозируется, что к 2021 году под цифровое влияние попадёт уже половина всех продаж, а почти 4/5 покупателей будут принимать решение о покупке под влиянием соцсетей. Такие данные приводят аналитики из Forrester и Deloitte [1, с. 17].

В противостоянии «интернет-торговля vs традиционный ритейл», за первой остаётся победа в борьбе за лучшее понимание потребностей покупателей. Онлайн-бизнес научился качественно проводить динамический анализ и использовать актуальные данные, в то время как офлайн-магазины повсеместно используют устаревшие данные и лишь ограниченно знают своих клиентов.

Впрочем, эксперты видят у традиционной розницы и положительные стороны, которых нет в онлайне. Интернет работает «быстро, но скучно», технологии лишь облегчают процесс совершения покупок, в то время как офлайн-магазины дают новый покупательский опыт и обладают особой атмосферой. Торговые центры стараются создать принципиально новую среду, превращаясь, например, в общественные пространства (внутри, на прилегающей территории и даже на крышах). Моллы становятся привлекательными не только для покупок, но и, например, для коворкинга.

Поскольку тренд ухода покупателей в онлайн идёт вверх, традиционной рознице придётся перенимать лучшие практики и технологии. Онлайн-торговле же предстоит брать примеры с офлайна. Тут к месту будет вспомнить новые супермаркеты «Amazon Go», где нет продавцов и консультантов, касс и очередей, но есть умные ценники и полки, а оплата списывается с личного счёта покупателя через датчики на выходе.

Говоря о тенденциях цифровизации ритейла на ближайшее десятилетие, эксперты отрасли отмечают большие ожидания от онлайн-торговли. У этого канала сбыта очень высокий трафик и низкие издержки.

 

Список литературы:
1. Воробьева А.В. Ритейл в разрезе цифровизации: вызовы нового времени // Colloquium-journal. 2019. № 18-6 (42). С. 16-18.
2. Ефремова М.В., Чкалова О.В. Обобщение и систематизация подходов к определению понятия «клиентоориентированность» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №. 2 (42). С. 17-24.
3. Рожкова Д.Ю. Цифровая платформенная экономика: определение и принципы функционирования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. №. 10 (104). С. 32.
4. Шнорр Ж.П. О цифровизации современного ритейла // В сборнике: Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 282-286.
5. Шнорр Ж.П. Развитие цифровых технологий в современном ритейле / Ж.П. Шнорр, Л.П. Наговицина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. №. 5 (72). С. 9-25.
6. Ядова Н.Е. Современное состояние мирового рынка электронной коммерции и перспективы его развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 116-125.