Разделение властей как конституционный принцип
Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Разделение властей как конституционный принцип
SEPARATION OF POWERS AS A CONSTITUTIONAL PRINCIPLE
Victoria Shitova
Student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University them. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod
Elena Balashova
Scientific director, Cand. Philos. sciences Nizhny Novgorod State Pedagogical University them. K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod
Аннотация. В статье анализируется сущность конституционного принципа разделения властей, история его развития, а также действующий организационный и правовой механизм, обеспечивающий его практическую реализацию в Российской Федерации. На основе осуществленного научного правового анализа раскрываются актуальные проблемы теоретических положений и практической реализации данного принципа.
Abstract. The article analyses the essence of the constitutional principle of separation of powers, the history of its development, as well as the current organizational and legal mechanism ensuring its practical implementation in the Russian Federation. On the basis of the scientific legal analysis carried out, topical problems of theoretical provisions and practical implementation of this principle are revealed.
Ключевые слова: разделение властей, ветви власти, конституционный принцип, взаимный контроль, органы власти.
Keywords: separation of powers, branches of government, constitutional principle, mutual control, authorities.
Разделение властей как конституционный принцип является не просто теоретическим положением правовой науки, оно в действительности существует во многих странах, принимая различные формы, варианты, но сохраняя свое содержание.
Содержание принципа разделения властей состоит заключается в делении функций государственных властных органов: по законодательной деятельности, исполнению закона, правосудию, осуществление которых должно выполняться независимо. Теория разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную) утверждает, что сосредоточение всех ветвей власти у одного органа или обладание ими одним лицом опасно и грозит установлением деспотизма и невозможностью свободы личности [4, c.116]. Из данного положения следует, предусмотренные виды воздействий на взаимоотношения органов государственной власти, которыми осуществляется законодательная, исполнительная и судебная власть, предназначены для предотвращения авторитарности и абсолютности правления, неподвластного права, необходимо разграничение этих ветвей власти, которое позволяет обеспечить независимое функционирование государственных органов в пределах их компетенций; установление взаимного контроля.
Концепция разграничения ветвей власти неразрывно сопряжена с продолжающимся многие века поиском человечества стремлением создать идеальное государство. Данная идея, так или иначе, высказывалась еще древнегреческими философами (Аристотелем, Полибием) [2, c.410]. Но формулировку в качестве основополагающего принципа теории демократического государства впервые предложил Д. Локк, развитие данная теория получила в дальнейшем в трудах Ш. Монтескье [5, c.122]. При этом ее основой стал весь объективный ход истории, а в качестве стимула к её оформлению выступили произошедшие буржуазные революции в Англии (1640-1648гг.) и во Франции (1789-1794гг.) [2, c.411].
Построение государственной власти в Российской Федерации основывается на данном принципе, но со своими специфическими особенностями. Вся история российского государства протекала в противоречии принципу «разделения властей», который был ему совершенно несвойственен, и который отвергала самодержавная природа монархической власти. Эпоха советской власти также протекала в разрез с данным принципом, ввиду того, что являла собой идеологию формального «полновластия» Советов. Признание принципа «разделения властей» было получено через поиск вариантов преодоления советского политического режима только ко второй половине 80-х гг. Но к получению конституционного закрепления данного принципа власти в России привело учреждение института президента в СССР и РСФСР, и объявление суверенитета Российской Федерации [5, c.123].
В Конституции РФ 1993 года и последующем российском законодательстве принцип разделения властей был воспринят как важнейшая предпосылка и необходимое условие, чтобы создать в России демократическое федеративное правовое государство, имеющего республиканскую форму правления. На формально-юридическом уровне было осознано, что лишь посредством практической реализации данного принципа возможно обеспечение безопасности общества от таких явлений, как авторитаризм, деспотизм, вождизм и иные проявления власти, не имеющей границ и не поддающейся контролю [3, c.107]. Разделение властей, как конституционный принцип, выступает в определенной мере в качестве фактора и гаранта развития государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации предприняты ощутимые меры, позволившие сформировать организационный и правовой механизм, обеспечивающий практическую реализацию принципа разделения властей. Произведено формирование самостоятельных подсистем органов власти, с разделением на законодательную, исполнительную и судебную ветви, обозначение форм и процедур по воздействию на их взаимоотношения, а также применение комплекса «сдержек и противовесов». Получен практический опыт их применения.
Таким образом, статьей 10 Конституции Российской Федерации 1993 года было установлено, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1]. Однако в Конституции РФ закреплены и несколько противоречивые положения, а именно то, что осуществление государственной власти производится Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и федеральными судами. Согласно мнению ряда российских ученых [2,3,5], наличие указанных положений позволяет сделать вывод об асимметричности и несбалансированности характера организации государственной власти в РФ, причем наблюдается явный перекос в пользу президентских полномочий и его доминирующая роль в вопросах государственной важности, а также очевидная слабость других ветвей власти по отношению к власти Президента.
Также, существующим на сегодняшний день конституционно-правовым разделением властей ущемляется независимость исполнительной ветви власти. Нормальное функционирование государственной власти может быть обеспечено путем ликвидации самостоятельности власти Президента.
Наиболее верным путем достижения конституционно-правового разделения государственной власти представляется дополнение действующей Конституции РФ понятием президентской государственной власти. Данная мера позволит добиться отграничения полномочий Президента от исполнительной власти, их самостоятельного действия, а также регулирования системы «сдержек и противовесов» для устранения дисбаланса ветвей власти.
В заключение можно отметить, что принцип разделения властей осуществляется, прежде всего, в плане общего руководящего начала, позволяющего создать сбалансированную структуру государственных органов и определить контуры их полномочий. Однако принцип разделения властей не имеет и, возможно, не может иметь абсолютно «чистых» форм своей реализации.