Статья:

Понятие Невроз. Особенности, виды, причины возникновения, методы коррекции

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Джаватханов М.Г. Понятие Невроз. Особенности, виды, причины возникновения, методы коррекции // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 09.07.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие Невроз. Особенности, виды, причины возникновения, методы коррекции

Джаватханов Магомед Гамзатович
магистрант, Дагестанский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Махачкала
Гаджиева Джамиля Пайзутдиновна
научный руководитель, канд. психол. наук, Дагестанский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Махачкала

 

Неврозы являются наиболее распространенным видом психогенных расстройств как у взрослых, так и у детей.

По официальным данным, не менее 14% от общего числа детей и подростков страдают неврозами.

Но при анализе частоты встречаемости невротических расстройств следует учесть огромное количество неучтенных случаев неврозов, соотношение которых с учтенными случаями предположительно составляет 5:1.

Разные авторы по-разному подходят к проблеме определения понятия «невроз», и собственно его возникновению.

И все это не спроста, ведь понятие «невроз» достаточно обширное и многогранное, и на протяжении многих десятилетий порождает вокруг себя споры о его определении как научного термина.

Захаров А. И. в своей книге «Неврозы у детей и подростков» говорит о том, что существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания.

Патогенетическое определение невроза Захарова возлагает на В. Н. Мясищева. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности.

Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности.

В 1939 г. он уточнил, что невроз — это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери.

Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В. П., 1960).

В книге «Теория и терапия неврозов» Виктора Франкла говориться о том, что само слово «невроз» впервые ввёл Уильям Куллен (1777).

Однако можно впасть в заблуждение, если полагаться в определении неврозов на дефиницию Куллена, поскольку с тех пор произошло существенное изменение значения этого понятия.

Можно сказать, что в ходе времени различные значения накладывались здесь одно на другое. Отсюда понятно, почему многие исследователи выступали за полный отказ от термина «невроз». Другие считали данное понятие слишком расплывчатым и абсолютно ненужным.

Однако, несмотря на все нападки, термин оказался, по-видимому, неискоренимым [4]. И Франкл повествует нам о двух тенденциях определения границ понятия «невроз», а именно об инфляционистской и дефляционистской. Некоторые клиницисты относят к неврозам все функциональные нарушения нервной деятельности как психогенной, так и соматогенной этиологии, не сопровождающиеся грубыми психическими нарушениями.

Так, Б. В. Андреев рассматривал неврозы как заболевания, которые могут возникать под влиянием самых различных вредных факторов, в том числе травм, инфекций, эндокринных нарушений.

Неврозы в таком понимании перестают быть нозологической группой и превращаются в этиологически разнородную группу, объединяемую по симптоматологическому признаку. [1].

В. А. Гиляровский дал следующее определение невроза: «неврозы – это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере, срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации» [6].
В клинической психологии невроз определяют как психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов [3]. В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности.

Невроз рассматривается как следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты [5].

 

Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Бернштейн Н. А. О построении движений., М.: 1947.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.
4. Виктр Франкл. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциональный анализ.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.
6. Гиляровский, В. А. Избранные труды [текст] / В. А. Гиляровский. – М.: Медицина, 1973. – 328 с
7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: Крон-пресс, 1996