Статья:

Анализ и пути повышения эффективности производства молока

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Бушуева О.В. Анализ и пути повышения эффективности производства молока // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 17.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ и пути повышения эффективности производства молока

Бушуева Ольга Владимировна
студент, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, РФ, г. Пермь

 

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы выражается в достигнутых финансовых результатах. Прибылью описывается абсолютный эффект, либо итоговый эффект экономической и (или) коммерческой деятельности производственных компаний всех видов. К тому же употребляется система показателей прибыли (убытка), ощутимо различающихся по размеру, экономическому содержанию, функциональному предназначению. Основанием для всех расчётов служит балансовая прибыль – основополагающий финансовый показатель производственно-экономической и (или) коммерческой деятельности организации.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации», источники прибыли делятся на две группы:

а) от обычных видов деятельности (прибыль от основной деятельности, т.е. от сдачи геологоразведочных работ, осуществляемых для государственных нужд, а также по договорам (контрактам) со сторонними заказчиками; прибыль от продаж продукции и услуг подсобно-вспомогательных производств и хозяйств);

б) прочие поступления, которые в свою очередь включают в себя:

Система показателей рентабельности организации как основных показателей доходности и эффективности деятельности

Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату получают балансированием общей суммы всех прибылей и всех убытков. Общий финансовый результат называют балансовой прибылью. В балансовую прибыль включают: прибыль (убыток) от продаж продукции, работ, услуг; прибыль (убыток) от продаж товаров; прибыль (убыток) от продаж материальных оборотных средств и других активов; прибыль (убыток) от продаж и прочего выбытия основных средств; доходы и потери от валютных курсовых разниц; доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий; расходы и потери, связанные с финансовыми операциями; внереализационные доходы (потери). Рост прибыли достигается, прежде всего, за счёт увеличения объёма произведённой и соответственно реализованной продукции и снижения себестоимости. Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект экономической и (или) коммерческой деятельности организации. Для объективной оценки конечных результатов деятельности организации, возможности сравнительного анализа определяется  относительный размер прибыли, который принято называть рентабельностью или прибыльностью.

Наряду с абсолютным показателем – объем прибыли, статистика финансов широко применяет относительный показатель – рентабельность. Этот показатель представляет собой результат действия различных экономических процессов – изменение объемов производства, производительности труда, снижение себестоимости продукции и является важнейшим индикатором оценки финансово-экономической эффективности работы и уровня окупаемости производимых затрат.Рентабельность в самом общем виде описывает отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу либо его элементам; источникам средств и сбережений либо их элементам; общей величине текущих затрат или их элементам. Характеристики эффективности отражают сумму прибыли, приобретённую организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, затрат и так далее

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности организации.

Рентабельность активов, ROA - коэффициент равный отношению чистой прибыли к сумме активов. Данные для расчета содержит бухгалтерский баланс. Это обобщенный показатель рентабельности, отражающий величину прибыли на единицу стоимости капитала (всех финансовых ресурсов организации независимо от источников финансирования).

Рентабельность активов (ROA) характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента организации. Данный показатель называют нормой прибыли.

Рентабельность внеоборотного капитала характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств масштабу бизнеса организации.

Рентабельность оборотного капитала отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы.

С точки зрения акционеров важнейшей оценкой эффективности вложения средств является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называется рентабельностью собственного капитала.

Рентабельность перманентного капитала отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок.

Рентабельность заемного капитала отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль заемных средств.

Рентабельность расходов по обычным видам деятельности отражает величину прибыли от продаж, приходящуюся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и продаж).

Рентабельность совокупных расходов – это величина чистой прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль величины совокупных расходов. Рентабельность производств представляет собой величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов).

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Валовая рентабельность отражает величину валовой прибыли, приходящейся на каждый рубль выручки от продаж. При оценке значений данных показателей следует иметь в виду, что динамика соотношений доходов и расходов зависит не только от эффективности использования ресурсов, но и от применяемых на предприятии принципов ведения учета.

Показатели экономической эффективности производства молока

Виды и показатели экономической эффективности производства молока делятся на два типа – натуральные и стоимостные.

Натуральные показатели эффективности производства молока

Натуральные показатели являются исходными, к ним относятся:

  • Урожайность культур в данном году.
  • Производительность животных.
  • Количество приложенного труда для получения продукции.

Для дополнительного удобства исходные показатели переводят в стоимостные. Так как продукция молочной промышленности является товаром, то стоимостные показатели имеют экономическое значение и именно от них зависит цена на товары.

Повышение экономической эффективности производства молока

Повысить уровень экономической эффективности можно путем осуществления следующих мероприятий:

  • Увеличение роста валовой продукции.
  • Снижение затрат на производство и обслуживание.
  • Наладка систем сбыта товара, увеличение числа каналов продаж.

Стоит помнить, что именно сельское хозяйство обеспечивает население продовольственными товарами, а для промышленности предоставляет необходимое сырье. Поэтому повышение экономической эффективности является важной и ответственной задачей. 

Для начала необходимо выделить показатели и разновидности эффективности при производстве молока в экономике. Ими являются:

  • Количество произведенной продукции в соотношении с трудозатратами.
  • Продуктивность животных.
  • Затраты корма для получения молока.
  • Рентабельность производственного процесса.
  • Количество прибыли на единицу затрат.
  • Трудоемкость процесса.
  • Прибыль и себестоимость.
  • Срок окупаемости капиталовложений.

Это основные показатели, на которые следует опираться при повышении эффективности. Чтобы рассчитать стоимостные показатели исходя из основных, следует посчитать валовый, чистый доход и общую прибыль.

При повышении эффективности производства молока учитываются ее виды и показатели. Основной упор делается на снижение трудозатрат и капиталовложений, рациональное использование продукции и повышение ее качества. Это главные источники, которые помогут увеличить производство и товарный оборот молочной продукции.

Направлениями, в которых следует двигаться, чтобы улучшить производственные показатели, являются такие как улучшение и обновление технической научной базы, улучшение производственного процесса, автоматизация систем и улучшение трудовой деятельности.Также следует уделить внимание ускорению производственного процесса, достичь которого можно путем замены оборудования новым, использование новейших технологий производства, которые позволят получить более качественную молочную продукцию, а также улучшение стратегии управления всеми процессами.

На повышение эффективности также влияют и внешние факторы, такие как поддержка и финансирование государства. При соблюдении изложенных норм и правил можно существенно улучшить качество молочной продукции и добиться развития данной отрасли сельского хозяйства, так как отрасль является одной из ключевых – развивать ее необходимо, это окажет влияние на многие другие производственные сферы.

2. Нормативно-законодательный обзор регулирования производства молока

Сущность государственного регулирования производства молока

Рынок молока и молочной продукции – это сложная система, которая состоит из определенных подсистем, включающая в себя три рынка различного типа: рынок молочных продуктов, рынок молока как сырья для переработки и ры­нок молока, потребляемого в свежем виде.

Российский рынок молока развивается по общим экономическим законам, но имеет свою специфик:

1. молочное производство носит биологический характер и входит в природный цикл и в значительной степени зависит от погодных условий, поэтому сельский товаропроизводитель вынужден специализиро­ваться на производстве молока лишь там, где это позволяют природно-­климатические условия и где это производство может быть конкурентоспо­собным.

2. спрос на молоко и молочную продукцию имеет относи­тельно низкую эластичность и по цене, и по доходам, в результате цены реа­гируют на объем поставок и должны быть очень гибкими.

3. в молочном производстве находится большое количество разрозненных производителей однородной продукции, что приводит к высо­кой степени конкуренции между ними.

4. для производства молока и его переработки требуются специфические производственные мощности (специфические активы), кото­рые невозможно перевести в другое производство.

При регулировании рынка молока и молочной продукции следует учи­тывать, что его первичный рынок (стадия производства) характеризуется вы­сокой степенью конкуренции, вторичный рынок (стадия переработки) имеет элементы олигополии, в итоге на завершающей его стадии (конечного по­требления) продукция реализуется, как правило, по ценам несовершенного рынка. Конкуренция на российском рынке молока в основном имеет характер преимущества в издержках. Это обусловлено тем, что большая часть потен­циальных потребителей обладает относительно низкой покупательной спо­собностью, поэтому, как правило, не откликается на предложение новых, бо­лее дорогих молочных продуктов в твердой упаковке и с более длительными сроками хранения.

В современных условиях необходимость государственного регулиро­вания рынка признается всеми основными направлениями мировой экономи­ческой науки (неокейнсианцами, неолибералами, институциональной эконо­микой и др.). В экономической теории сформировалось мнение, что положи­тельный результат экономического регулирования достигается в случае ра­ционального сочетания государственного регулирования экономики и само­регулирования товаропроизводителей.

Формированию эффективной системы государственного регулирова­ния должно предшествовать выяснение того, что необходимо и что может делать государство по отношению к рынку молока и молочной продукции как сложной системе, развивающейся по законам самоорганизации в их спе­цифическом проявлении, свойственном социально-экономическим системам.

Среди главных функций регулирования производства молока можно выделить следующие:

  • создание условий для фор­мирования эффективных рыночных субъектов в молочно-продуктовом подкомплексе АПК;
  • поддержание устойчивого баланса спроса и предложения на молоко;
  • создание системы инфраструктурного обеспечения для функциони­рования рынков молока-сырья и молокопродуктов;
  • обеспечение вхождения субъектов молочно-продуктового подкомплекса АПК равноправными партнерами в систему мирового агропродовольственного рынка;
  • содействие научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства молочной продукции и его регулирование.

Государственное регулирование осуществляется с помощью следую­щих форм и методов: прямых и косвенных, административных, социально-экономических, правовых. Критерием эффективности регулирования рынка молокопродуктов является увеличение уровня душевого потребления молока и молокопродуктов, которое достигается при условии преобладания темпов роста производства над темпами демографической динамики. Кроме того, критериями эффективности механизмов регулирования со стороны предло­жения являются: увеличение валового надоя молока, расширение ассорти­мента молочной продукции, повышение доли региональной продукции, со­ответствие качества молока-сырца и молочной продукции стандартам. Регу­лирование регионального рынка молока представляет собой сложную систе­му.Государственное регулирование производства молока в нашей стране представляет собой многоуровневую систему: федеральный, межрегиональ­ный, региональный и муниципальный уровни регулирования. Однако в настоящее время в основном оно происходит на федеральном и региональ­ном уровнях. Сегодня в развитии рынка молока значительно возросла роль субъектов Российской Федерации.Формы и методы государственного регулирования многообразны и не остаются неизменными. Они трансформируются вместе с изменением молочно-продуковогоподкомплекса АПК, макро- и микроусловий воздействия на рынок молока. При этом построение конкретных систем регулирования должно осуществляться с учетом местных условий, мирового опыта и совре­менной реальности.

Основы регулирования рынка молока

Формирование и развитие экономически эффективного молочного подкомплекса АПК должно опираться на государственное регу­лирование. Рынок молока и молокопродуктов - это сложная система институтов в сфере производства и обращения, носящая региональный характер, что обу­словливает уровень, на котором должны исследоваться и решаться многие проблемы регулирования наряду с решением макроэкономических вопросов функционирования экономики АПК в целом.

Основ­ные требования заключаются в том, чтобы обеспечивались:

  • раскрытие роли рынка молока в обеспечении продовольственной без­опасности, его места в структуре агропродовольственного рынка с учетом межрегиональных и межгосударственных связей;
  • определение целей и задач, которые должны решаться рынком моло­ка, принимая во внимание интересы хозяйствующих субъектов, региона, страны;
  • комплексное рассмотрение структур и механизмов, необходимых для эффективного функционирования рынка молока;
  • выявление и изучение внутренних связей, определение «узких мест» в структуре и механизме регулирования рынка молока и мер по их преодолению.

В целом система институтов регулирования рынка молока и молочной продукции подразделяется на административные и экономические.

Институты административного характера включают: разработку ан­тимонопольного законодательства; установление соглашений между произ­водителями-переработчиками и торговыми сетями по предельному уровню рентабельности и торговой наценки на молоко и молочную продукцию; уста­новление верхнего и нижнего пределов цен и др.

Экономические институты направлены на: формирование региональ­ного продовольственного фонда в определенных объемах и ассортименте по выгодным для товаропроизводителей гарантированным ценам; организацию доступного и льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизво­дителей; определение компенсаций части затрат на производство молока; стимулирование спроса на продукцию; финансирование сельскохозяйствен­ных научных исследований и консультирования информационного обеспече­ния; финансирование создания рыночной инфраструктуры, и др.

Предложены следующие показатели оценки рынка молока и молочных продуктов:

а) в сфере спроса: потребление молока и молочных продуктов в расчете на душу населения; суточная калорийность питания человека; количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляе­мых человеком в сутки в составе молока и молочных продуктов и т. п.;

б) в сфере предложения: объемы производства молока и молочных продуктов; импорт молока и молочных продуктов; продуктивность исполь­зуемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов (в расчете на 1 корову); объемы реализации молока и молочных продуктов организациями торговли и общественного питания; бюджетная поддержка производителей молока и молочных продуктов в расчете на рубль реализованной продукции; степень влияния предложения на ценовую конъюнктуру рынка молока;

в) в сфере организации управления: объемы молока и молочных про­дуктов государственного материального резерва; запасы молока и молочных продуктов. Критерием оценки будет удельный вес отечественного производ­ства в объеме товарных ресурсов для молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) не менее 90 %.

 

Список литературы:
1. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 208 с.2. Аврора И.А. Баланс. – М.:  ИНДЕКС-МЕДИА  2018.
2. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата /О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. -  2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. – Режим доступа: http://www.biblioonline.ru
3. Бардина И.В. Бухгалтерское дело: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] /И.В. Бурдина. – Москва: Юрайт, 2015. – Режим доступа:http://www.biblio-online.ru