Дентофобия или страх посещения стоматолога
Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Дентофобия или страх посещения стоматолога
Боязнь стоматологов, или дентофобия – один из самых распространенных видов фобического расстройства. Многие предпочитают не посещать стоматологические клиники, лишь бы не бороться с фобией, так как встреча со страхом лицом к лицу является серьезным испытанием.
Наиболее часто подвержены данной фобии дети.
Актуальность исследования: среди проблем в современной стоматологии дентофобия занимает одно из лидирующих позиций.
Детей в стоматологическом кабинете окружает большое число раздражителей, которые могут вызывать как физический дискомфорт, так и тревожные эмоции, поэтому поведение пациента-ребенка часто принимает протестный характер. То как будет вести себя ребенок на стоматологическом лечении обусловлено разными факторами: характером и силой раздражителей; характером актуальных потребностей пациента – ребенка; уровнем пороговой чувствительности ребенка к раздражителям; уровнем базовой тревожности ребенка; интенсивностью и лабильностью эмоций тревоги; эффективностью психологической защиты ребенка и его самоконтроля [1].
Цель исследования: определение эмоционального статуса пациентов дошкольного и младшего школьного возраста, а также выявление факторов, вызывающих дентофобию у детей.
Главными причинами дентофобии среди детей на стоматологическом приеме являются:
- прошлый негативный опыт (неудачное, болезненное лечение зубов или вообще любое лечение)
-страх неизвестности (ребенок не знает что будет твориться там, за дверью; почему жужжит машинка и что она будет делать во рту и т.д.)
-отсутствие теплого душевного контакта с выполняющим лечение взрослым, когда стоматолог не может расположить к себе маленького пациента, настроиться на его волну.
- родители. Они часто запугивают своих детей врачами;
- вид стоматологических инструментов, игл, звуков, исходящих от стоматологической установки;
- неизвестная и пугающая обстановка, серьезный вид врача.
Из-за чувства страха дети не хотят посещать стоматологический кабинет и приходят на прием уже с острой болью и осложнениями.
В настоящее время можно выделить 3 степени выраженности дентофобии [2]:
- легкая – пациент испытывает легкое беспокойство, сидя в стоматологическом кресле;
- средняя – в зависимости от вида стоматологического вмешательства пациент испытывает тревогу, но сразу после проведенного успешного лечения чувство дискомфорта исчезает;
- тяжелая степень – пациент посещает стоматолога только в случае крайней необходимости, создает трудности в процессе лечения, часто не выполняет рекомендации врача.
В связи с актуальностью проблемы был проведен опрос 85 пациентов с использованием рейтинговой шкалы Франкла, а также был использован метод анкетирования. Анкета состояла из одного вопроса – «Чего больше всего вы боитесь при посещении врача-стоматолога?» и 5 вариантов ответов: А) Боли; Б) Уколов; В) Звук стоматологической установки; Г) Другое; Д) Не испытываю страх
Результаты исследования: по шкале Франкла выделяют четыре типа поведения детей:
1. Абсолютно негативное. Ребенок отказывается от лечения, надрывно плачет, полон страха или проявляет другие явные признаки негативизма.
2. Негативное. Ребенок с неохотой принимает лечение, имеются некоторые признаки негативизма, но не столь явно выраженные
3. Позитивное. Ребенок принимает лечение, но с настороженностью, выполняет требования врача, иногда с опаской.
4. Абсолютно позитивное. Хороший контакт с врачом, ребенок проявляет интерес к проводимым процедурам, смеется, радуется.
По результатам опроса к типу 1 по Франклу относятся 50 детей (из них 90% – до двух лет); к типу 2 – 25 детей (большинство старше 2 лет); к типу 3 – 8 детей (из них 80% – дети до 4 лет); к типу 4 – 2 ребѐнка (дети в возрасте 6-7 лет).
При анализе данных анкеты было выявлено, что 65% опрошенных детей отмечали страх причинения боли, 20% детей бояться уколов, 5% детей бояться звука стоматологической установки и 15% отметили, что бояться стоматологов по другим причинам.
Выводы. Таким образом, данные нашего исследования также доказывают, что это тема весьма обострена в стоматологии. Ведь если пациент испытывает страх перед посещением врача-стоматолога, то это будет мешать проведению адекватного лечения. Поэтому очень важно определить эмоциональный статус пациента, так как, зная, как настроен пациент в данный момент, врач сможет выработать нужную тактику общения с ним, особенно это важно, если в кресле сидит ребѐнок. Врач должен быть отличным психологом, должен чувствовать своего пациента. Поэтому очень важно сначала провести беседу, настроить ребѐнка положительно, чтобы тот освоился в новом для него месте.