Статья:

Дентофобия или страх посещения стоматолога

Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Костанов Д.Р., Ребров Д.А. Дентофобия или страх посещения стоматолога // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(84). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(84).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Дентофобия или страх посещения стоматолога

Костанов Даниил Романович
студент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск
Ребров Дмитрий Артурович
студент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск
Карлаш Анастасия Евгеньевна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск

 

Боязнь стоматологов, или дентофобия – один из самых распространенных видов фобического расстройства. Многие предпочитают не посещать стоматологические клиники, лишь бы не бороться с фобией, так как встреча со страхом лицом к лицу является серьезным испытанием.
Наиболее часто подвержены данной фобии дети.

Актуальность исследования: среди проблем в современной стоматологии дентофобия занимает одно из лидирующих позиций.

Детей в стоматологическом кабинете окружает большое число раздражителей, которые могут вызывать как физический дискомфорт, так и тревожные эмоции, поэтому поведение пациента-ребенка часто принимает протестный характер. То как будет вести себя ребенок на стоматологическом лечении обусловлено разными факторами: характером и силой раздражителей; характером актуальных потребностей пациента – ребенка; уровнем пороговой чувствительности ребенка к раздражителям; уровнем базовой тревожности ребенка; интенсивностью и лабильностью эмоций тревоги; эффективностью психологической защиты ребенка и его самоконтроля [1].

Цель исследования: определение эмоционального статуса пациентов дошкольного и младшего школьного возраста, а также выявление факторов, вызывающих дентофобию у детей.

Главными причинами дентофобии среди детей на стоматологическом приеме являются:

- прошлый негативный опыт (неудачное, болезненное лечение зубов или вообще любое лечение)

-страх неизвестности (ребенок не знает что будет твориться там, за дверью; почему жужжит машинка и что она будет делать во рту и т.д.)

-отсутствие теплого душевного контакта с выполняющим лечение взрослым, когда стоматолог не может расположить к себе маленького пациента, настроиться на его волну.

- родители. Они часто запугивают своих детей врачами;

- вид стоматологических инструментов, игл, звуков, исходящих от стоматологической установки;

- неизвестная и пугающая обстановка, серьезный вид врача.

Из-за чувства страха дети не хотят посещать стоматологический кабинет и приходят на прием уже с острой болью и осложнениями.

В настоящее время можно выделить 3 степени выраженности дентофобии [2]:

 - легкая – пациент испытывает легкое беспокойство, сидя в стоматологическом кресле;

- средняя – в зависимости от вида стоматологического вмешательства пациент испытывает тревогу, но сразу после проведенного успешного лечения чувство дискомфорта исчезает;

- тяжелая степень – пациент посещает стоматолога только в случае крайней необходимости, создает трудности в процессе лечения, часто не выполняет рекомендации врача.

В связи с актуальностью проблемы был проведен опрос 85 пациентов с использованием рейтинговой шкалы Франкла, а также был использован метод анкетирования. Анкета состояла из одного вопроса – «Чего больше всего вы боитесь при посещении врача-стоматолога?» и 5 вариантов ответов: А) Боли; Б) Уколов; В) Звук стоматологической установки; Г) Другое; Д) Не испытываю страх

Результаты исследования: по шкале Франкла выделяют четыре типа поведения детей:

1. Абсолютно негативное. Ребенок отказывается от лечения, надрывно плачет, полон страха или проявляет другие явные признаки негативизма.

2. Негативное. Ребенок с неохотой принимает лечение, имеются некоторые признаки негативизма, но не столь явно выраженные

3. Позитивное. Ребенок принимает лечение, но с настороженностью, выполняет требования врача, иногда с опаской.

4. Абсолютно позитивное. Хороший контакт с врачом, ребенок проявляет интерес к проводимым процедурам, смеется, радуется.

По результатам опроса к типу 1 по Франклу относятся 50 детей (из них 90% – до двух лет); к типу 2 – 25 детей (большинство старше 2 лет); к типу 3 – 8 детей (из них 80% – дети до 4 лет); к типу 4 – 2 ребѐнка (дети в возрасте 6-7 лет).

При анализе данных анкеты было выявлено, что 65% опрошенных детей отмечали страх причинения боли, 20% детей бояться уколов, 5% детей бояться звука стоматологической установки и 15% отметили, что бояться стоматологов по другим причинам.

Выводы. Таким образом, данные нашего исследования также доказывают, что это тема весьма обострена в стоматологии. Ведь если пациент испытывает страх перед посещением врача-стоматолога, то это будет мешать проведению адекватного лечения. Поэтому очень важно определить эмоциональный статус пациента, так как, зная, как настроен пациент в данный момент, врач сможет выработать нужную тактику общения с ним, особенно это важно, если в кресле сидит ребѐнок. Врач должен быть отличным психологом, должен чувствовать своего пациента. Поэтому очень важно сначала провести беседу, настроить ребѐнка положительно, чтобы тот освоился в новом для него месте.

 

Список литературы:
1. Власова Д.С., Лестева М.Ф. Методы определения тревожности и страха у детей при посещении врача-стоматолога // сборник научных трудов. Волгоград: ООО «Бланк», 2009. 432 с.
2. Маргарян А.Ш. Дентофобия. Особенности стоматологического приема // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2017. № 9. С. 1436- 1437. 
3. Степанян Т.Б., Горячева Т.П. Психоэмоциональный статус пациентов до и после стоматологического вмешательства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 5-7.