Эффективность использования PR - инструментов в выставочной деятельности
Конференция: LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Эффективность использования PR - инструментов в выставочной деятельности
Аннотация. В статье, опираясь на данные социологического исследования, автор рассматривает важность использования как основных традиционных, так и современных PR- инструментов и определяет те из них, которые приносят максимальный эффект, способствуя продвижению компаний на рынке международных выставок.
Ключевые слова: международные выставки, PR-деятельность, PR-инструменты, выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД).
Существующие подходы к определению основных понятий, связанных с выставочной деятельностью, весьма разнообразны и представлены в трудах многих ученых. Важным также является тот факт, что разработкой терминологии занимаются Всемирная ассоциация выставочной индустрии UFI и национальные союзы промышленных выставок. В Российской Федерации термины ВЯД закреплены в соответствующих государственных стандартах, таких как ГОСТ Р 56765-2015 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения (с Изменением N 1)» [2]; ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения») [1], а также В проекте Федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»). Несомненным достоинством многообразия терминов является то, что в их разработке принимали непосредственное участие специалисты отрасли. Вместе с тем, выработка единого понятийного аппарата, находящегося в соответствии с общепринятой международной терминологией, еще не завершена.
Учитывая сложную экономическую ситуацию, мировую борьбу с пандемией, размещение временных госпиталей в выставочных центрах РФ, компании изо всех сил стараются не сдать позиции и сохранить связи как с российскими, так и с зарубежными партнерами.
За последние два года многим отечественным предприятиям удалось выйти на международные рынки высокой конкуренции, и они, конечно, не хотят потерять завоеванные позиции как компаний-участников выставок, так и всей новой формирующейся и развивающейся выставочно-ярмарочной отрасли как эффективного механизма продвижения технологий, продукции и услуг российских предприятий на международный рынок. В результате этого процесса были определены основные традиционные и современные PR- инструменты, максимально эффективно способствующие продвижению компании на международном рынке.
Эдвард Зварич, практик, специалист по В2В, руководитель крупного PR – агентства, в статье «Выставки как инструмент продвижения промышленных товаров» [3, c. 37] называет те PR-инструменты, которые являются главными и помогают в решении поставленных коммуникативных задач: это СМИ, деловые мероприятия, включённые в программу выставки, и PR в Интернете.
Приняв в качестве гипотезы вывод Э. Зварича, автор, работая на выставках «Viva Technology- 2019» в Париже, «Mobile World Congress Shanghai 2019» в Шанхае и «IAA Commercial Vehicles 2019» в Ганновере, провел социологическое исследование, в котором приняли участие 50 экспонентов и гостей мероприятий. Анализ результатов пилотажного и фокус-группового исследований, обобщение результатов через применение SWOT-анализа позволил прийти к следующим выводам:
- работа в новой перспективной выставочно-ярмарочной отрасли осуществляется хорошо образованными и высокопрофессиональными специалистами. Чуть менее половины респондентов (46%), занимающихся подготовкой к выставкам и работающих на стендах, имеют профильное образование в области маркетинга и рекламы и хорошо знакомы с понятием «PR-деятельность», большая часть (86%) имеет высшее и неоконченное высшее образование. 30% респондентов работают в сфере информационных технологий, 28% - в производственных компаниях, 26% представляют сферу услуг для бизнеса, 8% - компании, занимающиеся продажами и 6% - строительные компании.
- подавляющее большинство участников (96%) хорошо понимают, что такое PR-инструменты и обращают внимание на различные PR-средства, используемые современными компаниями в выставочной деятельности.
- 54% респондентов считают деловое мероприятие на стенде способом привлечения клиентов, 48% уверены, что на решение влияет реклама в социальных сетях, 38% отмечают важность рекламы в СМИ, 38% считают, что информация на сайте выставки влияет на решение посетить стенд компании, и лишь 12% респондентов доверяют информации коллег, а 6% - электронной рассылке.
Использование результатов социологического исследования в практических целях поможет компаниям эффективно использовать как основные традиционные, так и современные PR-инструменты в выставочной деятельности.