Социально-демографический портрет женщины предпринимателя по мнению современных студентов
Конференция: LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Социально-демографический портрет женщины предпринимателя по мнению современных студентов
Условия демократического развития общества привели к активизации всех слоев населения. Все большее количество женщин стало себя пробовать в малом и среднем бизнесе. К сферам деятельности, наименее освоенными женщинами, относятся строительство, транспорт и др. В группу отраслей, не имеющих явно выраженной тендерной составляющей, вошли промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, финансовая сфера. К группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежит розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение [3].
Современные студенты считают, что для реализации новых требований к бизнесу (мобильности, гибкости, управляемости фирм, уменьшения уровней иерархии в управлении, внимания к клиенту и предвидения новых потребностей) подходит именно женщина благодаря своим природным качествам.
В этом случае набор этих качеств включает, главным образом, эмпатию. По мнению большинства студентов, женщины лучше улавливают душевное состояние людей и воспринимают чужие чувства с эмпатией. Они способны сопереживать чувствам другого человека. Утверждается, что именно такие люди хорошо работают в бизнесе. Они проникают во внутренний мир клиента и тем самым управляют ситуацией. Поведение женщин в бизнесе более миролюбиво, они более явно выражают свои эмоции, чаще склонны отдавать, чем брать, доверять, чем обманывать, а в критических ситуациях они находят более оригинальные пути решения, применяя свою природную женскую хитрость. Наиболее часто встречающимся и ярким признаком является женская интуиция. Отсутствие информации заменяется интуицией, которая чаще всего заменяет аналитический расчет. Студенты так же считают, что женщины более осторожны, чем мужчины, и в бизнесе эта осторожность дает только оправданный риск, что в свою очередь обеспечивает безопасность бизнеса и его рентабельность. Отмечаются и ярко выраженные коммуникативные способности женщин, которые позволяют строить модели сотрудничества и реализовывать свои проекты, вовлекая в работу все большее число людей, зажигая их своим оптимизмом, вдохновляя их на успех [4].
Современные студенты утверждают, что современная женщина имеет такие же права на карьерный и личностный рост, как и мужчина. Сравнение по личностным качествам женщин и мужчин предпринимателей представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнение по личностным качествам женщин и мужчин предпринимателей. Взгляд современных студентов
Основные качества успешной деловой женщины |
Основные качества успешного делового мужчины, в сравнении |
Грамотность. Около 50 % женщин-предпринимательниц получили дополнительное образование в сфере финансов и управления после запуска своего бизнес-проекта |
Мужчины в процентном соотношении реже получают дополнительное образование, ссылаясь на собственную уверенность в своих силах |
Профессионализм. У женщин профессионализм – это обладание умениями и квалификацией |
У мужчин профессионализм – это отношение к власти, участие в контроле производственного процесса |
Интуиция. Женская интуиция позволяет использовать подвернувшийся шанс, избегать ошибок |
Мужчины не опираются на интуицию, они действуют исключительно опираясь на свои знания |
Амбиции. Женщины стремятся доказать свое превосходство посредством достижения определенных целей |
Мужчины в бизнесе как правило не хотят никому ничего доказывать |
Уверенность в себе и постоянное самосовершенствование. Женщина по природе своей всегда хочет быть идеальной и всегда найдется то, что можно улучшить |
Мужчины же любят больше стабильность, перемены в бизнесе трудный моральный процесс для них |
Женщины способность признавать свои ошибки и исправлять их |
Мужчинам труднее признавать свои ошибки, так как это бьет по их самолюбию. Мужчины до последнего отстаивают свои позиции, что не всегда приводит к должному результату |
Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что мужчины явно проигрывают современным бизнес леди по многим показателям, а женщина руководитель – не менее распространенное явление, чем учительница или врач. Так же можно сказать, что бизнесмены-мужчины в сравнении с женщинами характеризуются меньшей склонностью к общительности. Мужчинам свойственны наиболее выраженные независимость, властность, самоуверенность; гибкость поведения, радикализм, склонность к новому; а также серьезность, склонность к напряженности. В области интеллектуального потенциала предприниматели-мужчины и предприниматели-женщины характеризуются одинаково высоким уровнем возможностей.
Предприниматели-женщины придают большую значимость терминальной ценности «любовь» в сравнении с мужчинами и инструментальной ценности «честность», в свою очередь, мужчины обозначают больший вес терминальной ценности «материально обеспеченная жизнь» в сравнении с женщинами. В отношении остальных ценностей можно сделать вывод о том, что их иерархия в группе предпринимателей вне зависимости от половой принадлежности является одинаковой.
По мнению студентов мужчины в большей степени в сравнении с женщинами характеризуются способностью к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, то есть в меньшей мере склонны противопоставлять себя противоположному полу, понимая природу данного явления, а также способностью к межличностной чувствительности, проявляющейся, например, в быстром установлении глубоких контактов с людьми.
Таким образом, по мнению студентов особенности предпринимательского потенциала мужчин и женщин позволяют говорить об относительном сходстве в выраженности его показателей, а отсюда слабой сензитивности потенциала к факту половой принадлежности предпринимателя. Однако существуют установленные в ходе эмпирического исследования гендерные особенности потенциала в области коммуникативных характеристик, локуса ответственности, уровня личностной независимости, гибкости поведения, целостности восприятия мира, а также отношения к любви, материальному обеспечению и понятию честности.
Женское предпринимательство ассоциируется у современных студентов с хорошим здоровьем, энергичностью и оптимистическими взглядами в будущее. Рассматривая интеллектуальные способности женщин предпринимателей, можно охарактеризовать их как людей с развитым мышлением, компетентно владеющих информацией, обладающих продуктивным воображением и интуицией. Говоря о коммуникативных качествах, можно выделить: организационные способности, способности к переговорам, в то же время умение отстаивать свою позицию. Мотивационно-волевые качества проявляются в умеренной склонности к риску, развитом самоанализе, стремлении к саморазвитию и достижению цели.
Для изучения социально-демографического портрета женщины предпринимателя было проведено исследование среди современных студентов. Были поставлены следующие цели исследования.
- Определить, кто по мнению студентов превалирует в количественном соотношении мужчины или женщины предприниматели.
- Определить по мнению студентов возраст, когда наиболее часто женщины начинают свою предпринимательскую деятельность.
- Определить отношение (позитивное или негативное) современных студентов к предпринимательской деятельности.
- Выявить психологические характеристики, наделяемые успешному предпринимателю.
- Рассмотреть факторы, помогающие женщинам заниматься предпринимательской деятельностью.
- Оценить важность образования для занятия предпринимательской деятельностью.
- Обозначить проблемы на пути развития малого предпринимательства в нашей стране.
Для достижения поставленных целей была использована анкета, разработанная мною. Выборка исследования составила 100 человек в возрасте от 18 до 23 лет. В выборку вошли юноши и девушки различных факультетов и специальностей.
С точки зрения социально-демографических характеристик выборочная совокупность социальных предпринимателей имеет следующие особенности. Во-первых, если взять во внимание гендерный фактор, то среди современных предпринимателей явно превалируют женщины, что вряд ли представляется неожиданным. Несмотря на то, что социальное предпринимательство является бизнесом (а в «традиционном» бизнесе численно превалируют мужчины), его нацеленность на выполнение социальной миссии, на решение острых социальных проблем, помощь и поддержку социально незащищенных групп и т.п. связана с более широким участием представительниц женского пола. Распределение выборочной совокупности по полу представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение выборочной совокупности по полу. Мнение современных студентов
№ |
Пол |
Процентное распределение |
1 |
Мужской |
36 % |
2 |
Женский |
64 % |
Исходя из таблицы 2 можно сделать вывод, большая часть студентов считает, что среди современных предпринимателей явно превалируют женщины. Распределение выборочной совокупности женщин предпринимателей по возрасту представлено в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение выборочной совокупности женщин предпринимателей по возрасту. Мнение современных студентов
№ |
Возраст |
Процентное распределение |
1 |
18-25 лет |
17 % |
2 |
26-39 лет |
32 % |
3 |
40-49 лет |
30 % |
4 |
50 лет и старше |
21 % |
Исходя из таблицы 3 можно сделать вывод, довольно равномерно представлены все возрастные категории; несколько чаще встречаются женщины предприниматели от 26 до 39 и от 40 до 49 лет, напротив, несколько реже – молодежь до 25 лет и представители более старшей когорты (от 50 лет).
По результатам опроса были получены следующие результаты. Большинство испытуемых (81%) отметили свое положительное отношение к предпринимательской деятельности. Нейтрально к предпринимательству относятся 15% студентов, и лишь 4% процента опрошенных высказали свое негативное отношение к предпринимателям. Также было выявлено, что большинство молодых людей лично знакомы с предпринимателями, что подтверждает факт развитости предпринимательства среди молодого поколения. Большинство молодых людей (87%) считают, что получаемое ими высшее образование способствует развитию качеств, необходимых для предпринимательской деятельности, однако 54% опрошенных не считают наличие высшего образования необходимым условием для занятия предпринимательством.
Под предпринимательскими способностями современные студенты понимают умение взаимодействовать с людьми, коммуникативные склонности, организаторские способности, лидерство, предприимчивость, умение идти на риск, креативность, ответственность. При составлении портрета современной женщины предпринимателя большинство студентов отметили следующие качества и черты личности: лидерские качества, активность; умение договариваться, вести переговоры; трудолюбие, целеустремленность, расчетливость, экономность. Портрет современной женщины предпринимателя представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Распределение ответов студентов на вопрос «По Вашему мнению, какими качествами обладает женщина предприниматель, работающая в сфере малого бизнеса?» (Несколько вариантов ответа)
№ |
Варианты ответов |
Процентное распределение |
1 |
Лидерские качества, активность |
68% |
2 |
Умение договариваться, вести переговоры |
56% |
3 |
Смекалка, изобретательность |
24% |
4 |
Трудолюбие, целеустремленность |
38% |
5 |
Склонность к риску, авантюризм |
22% |
6 |
Умение установить связи с «нужными людьми», дать взятку |
17% |
7 |
Образованность, профессионализм |
23% |
8 |
Расчетливость, экономность |
27% |
9 |
Нечестность, способность действовать в обход закона |
19% |
10 |
Честность, порядочность, законопослушность |
13% |
Таким образом, можно сказать, что в целом образ предпринимателя у студентов носит позитивный характер. Лидерские качества, активность (68%); умение договариваться, вести переговоры (56%); трудолюбие, целеустремленность (38%), расчетливость, экономность (27%). Негативные качества получили более низкую оценку. Далее студенты ответили на вопрос, чем по их мнению занимается малый предприниматель, результаты опроса представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Распределение ответов респондентов на вопрос «В Вашем понимании, чем занимается малый предприниматель, на что направлена его деятельность?» (Несколько вариантов ответа)
№ |
Варианты ответов |
Процентное распределение |
1 |
Зарабатывание денег, извлечение прибыли |
65% |
2 |
Управление компанией, организация какой-либо деятельности |
54% |
3 |
Удовлетворение потребностей потребителя наилучшим образом |
34% |
4 |
Внедрение инноваций, реализация оригинальных идей |
11% |
5 |
Перепродажа товара по более высокой цене |
37% |
6 |
Изготовление, выпуск конкретной продукции |
16% |
7 |
Другое |
3% |
Наибольшее число испытуемых считает, что деятельность малого предпринимателя направлена в основном на зарабатывание денег, извлечение прибыли (65%), а также управление компанией (54%). Ответы «изготовление, выпуск конкретной продукции», «внедрение инноваций, реализация оригинальных идей» не получили широкого распространения.
Успешность предпринимателя определяется студентами как высокий уровень профессионализма в своей сфере (74%), материальная обеспеченность (72%), а также длительное ведение прибыльного бизнеса (45%).
Для достижения успеха в бизнесе женщине предпринимателю, по мнению студентов, необходимо обладать предпринимательской хваткой, лидерскими качествами (74%), много работать, быть целеустремленной (64%), иметь стартовый капитал (53%). На достижение успеха, по мнению студентов, практически не влияет хорошее образование (5%), везучесть (7%) и обширные связи (10%). Можно сделать вывод о том, что в представлении современных студентов достижение успеха в предпринимательской деятельности в большей мере возможно благодаря внутренним факторам, чем внешним.
Для создания благоприятного образа в обществе женщине предпринимателю необходимо выпускать качественную продукцию (71%), платить достойную заработную плату (64%), успешно вести свой бизнес (54%), соблюдать законы (48%). При этом практически остался незамеченным фактор благотворительности. Лишь 9% испытуемых считают важным занятие благотворительной деятельностью для создания позитивного имиджа предпринимателя в обществе.
Основные проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране студенты видят в недостаточности поддержки со стороны властей и организаций, содействующих развитию малого бизнеса (64%), высокой налоговой нагрузке (53%), бюрократизме чиновников и отсутствии стартового капитала (38%). Недостаток знаний и опыта, отсутствие амбициозных молодых людей не рассматриваются как важные проблемы предпринимательства.
Таким образом, можно сказать, что в целом современные студенты благоприятно относятся к женщинам предпринимателям. 87% опрошенных считают, что малые предприниматели являются наиболее активной частью общества, они стремятся к изменениям, реализуют новые идеи, ориентированы на качество, пользуются уважением в обществе.
Предпринимательская деятельность играет большое значение в развитии экономики страны, способствует формированию финансового потенциала России. Поэтому так важен вопрос реформирования политической и экономической сферы общества с целью развития частного бизнеса. Важным фактором развития предпринимательства среди молодого поколения является создание благоприятных экономических условий: оптимизация деятельности организаций, направленных на развитие и поддержку предпринимателей, реформация налогообложения, снижение уровня бюрократизма чиновников.