Статья:

Социально-демографический портрет женщины предпринимателя по мнению современных студентов

Конференция: LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Васючкова А.С. Социально-демографический портрет женщины предпринимателя по мнению современных студентов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(89). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(89).pdf (дата обращения: 03.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-демографический портрет женщины предпринимателя по мнению современных студентов

Васючкова Анастасия Сергеевна
студент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток
Купряшкин Илья Владимирович
научный руководитель,

 

Условия демократического развития общества привели к активизации всех слоев населения. Все большее количество женщин стало себя пробовать в малом и среднем бизнесе. К сферам деятельности, наименее освоенными женщинами, относятся строительство, транспорт и др. В группу отраслей, не имеющих явно выраженной тендерной составляющей, вошли промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, финансовая сфера. К группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежит розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение [3].

Современные студенты считают, что для реализации новых требований к бизнесу (мобильности, гибкости, управляемости фирм, уменьшения уровней иерархии в управлении, внимания к клиенту и предвидения новых потребностей) подходит именно женщина благодаря своим природным качествам.

В этом случае набор этих качеств включает, главным образом, эмпатию. По мнению большинства студентов, женщины лучше улавливают душевное состояние людей и воспринимают чужие чувства с эмпатией. Они способны сопереживать чувствам другого человека. Утверждается, что именно такие люди хорошо работают в бизнесе. Они проникают во внутренний мир клиента и тем самым управляют ситуацией. Поведение женщин в бизнесе более миролюбиво, они более явно выражают свои эмоции, чаще склонны отдавать, чем брать, доверять, чем обманывать, а в критических ситуациях они находят более оригинальные пути решения, применяя свою природную женскую хитрость. Наиболее часто встречающимся и ярким признаком является женская интуиция. Отсутствие информации заменяется интуицией, которая чаще всего заменяет аналитический расчет. Студенты так же считают, что женщины более осторожны, чем мужчины, и в бизнесе эта осторожность дает только оправданный риск, что в свою очередь обеспечивает безопасность бизнеса и его рентабельность. Отмечаются и ярко выраженные коммуникативные способности женщин, которые позволяют строить модели сотрудничества и реализовывать свои проекты, вовлекая в работу все большее число людей, зажигая их своим оптимизмом, вдохновляя их на успех [4].

Современные студенты утверждают, что современная женщина имеет такие же права на карьерный и личностный рост, как и мужчина. Сравнение по личностным качествам женщин и мужчин предпринимателей представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнение по личностным качествам женщин и мужчин предпринимателей. Взгляд современных студентов

Основные качества успешной деловой женщины

Основные качества успешного делового мужчины, в сравнении

Грамотность. Около 50 % женщин-предпринимательниц получили дополнительное образование в сфере финансов и управления после запуска своего бизнес-проекта

Мужчины в процентном соотношении реже получают дополнительное образование, ссылаясь на собственную уверенность в своих силах

Профессионализм. У женщин профессионализм – это обладание умениями и квалификацией 

У мужчин профессионализм – это отношение к власти, участие в контроле производственного процесса

Интуиция. Женская интуиция позволяет использовать подвернувшийся шанс, избегать ошибок

Мужчины не опираются на интуицию, они действуют исключительно опираясь на свои знания

Амбиции. Женщины стремятся доказать свое превосходство посредством достижения определенных целей

Мужчины в бизнесе как правило не хотят никому ничего доказывать

Уверенность в себе и постоянное самосовершенствование. Женщина по природе своей всегда хочет быть идеальной и всегда найдется то, что можно улучшить

 Мужчины же любят больше стабильность, перемены в бизнесе трудный моральный процесс для них

Женщины способность признавать свои ошибки и исправлять их

Мужчинам труднее признавать свои ошибки, так как это бьет по их самолюбию. Мужчины до последнего отстаивают свои позиции, что не всегда приводит к должному результату

 

Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что мужчины явно проигрывают современным бизнес леди по многим показателям, а женщина руководитель – не менее распространенное явление, чем учительница или врач. Так же можно сказать, что бизнесмены-мужчины в сравнении с женщинами характеризуются меньшей склонностью к общительности. Мужчинам свойственны наиболее выраженные независимость, властность, самоуверенность; гибкость поведения, радикализм, склонность к новому; а также серьезность, склонность к напряженности. В области интеллектуального потенциала предприниматели-мужчины и предприниматели-женщины характеризуются одинаково высоким уровнем возможностей.

Предприниматели-женщины придают большую значимость терминальной ценности «любовь» в сравнении с мужчинами и инструментальной ценности «честность», в свою очередь, мужчины обозначают больший вес терминальной ценности «материально обеспеченная жизнь» в сравнении с женщинами. В отношении остальных ценностей можно сделать вывод о том, что их иерархия в группе предпринимателей вне зависимости от половой принадлежности является одинаковой.

По мнению студентов мужчины в большей степени в сравнении с женщинами характеризуются способностью к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, то есть в меньшей мере склонны противопоставлять себя противоположному полу, понимая природу данного явления, а также способностью к межличностной чувствительности, проявляющейся, например, в быстром установлении глубоких контактов с людьми.

Таким образом, по мнению студентов особенности предпринимательского потенциала мужчин и женщин позволяют говорить об относительном сходстве в выраженности его показателей, а отсюда слабой сензитивности потенциала к факту половой принадлежности предпринимателя. Однако существуют установленные в ходе эмпирического исследования гендерные особенности потенциала в области коммуникативных характеристик, локуса ответственности, уровня личностной независимости, гибкости поведения, целостности восприятия мира, а также отношения к любви, материальному обеспечению и понятию честности.

Женское предпринимательство ассоциируется у современных студентов с хорошим здоровьем, энергичностью и оптимистическими взглядами в будущее. Рассматривая интеллектуальные способности женщин предпринимателей, можно охарактеризовать их как людей с развитым мышлением, компетентно владеющих информацией, обладающих продуктивным воображением и интуицией. Говоря о коммуникативных качествах, можно выделить: организационные способности, способности к переговорам, в то же время умение отстаивать свою позицию. Мотивационно-волевые качества проявляются в умеренной склонности к риску, развитом самоанализе, стремлении к саморазвитию и достижению цели.

Для изучения социально-демографического портрета женщины предпринимателя было проведено исследование среди современных студентов. Были поставлены следующие цели исследования.

  1. Определить, кто по мнению студентов превалирует в количественном соотношении мужчины или женщины предприниматели.
  2. Определить по мнению студентов возраст, когда наиболее часто женщины начинают свою предпринимательскую деятельность.
  3. Определить отношение (позитивное или негативное) современных студентов к предпринимательской деятельности.
  4. Выявить психологические характеристики, наделяемые успешному предпринимателю.
  5. Рассмотреть факторы, помогающие женщинам заниматься предпринимательской деятельностью.
  6. Оценить важность образования для занятия предпринимательской деятельностью.
  7. Обозначить проблемы на пути развития малого предпринимательства в нашей стране.

Для достижения поставленных целей была использована анкета, разработанная мною. Выборка исследования составила 100 человек в возрасте от 18 до 23 лет. В выборку вошли юноши и девушки различных факультетов и специальностей.

С точки зрения социально-демографических характеристик выборочная совокупность социальных предпринимателей имеет следующие особенности. Во-первых, если взять во внимание гендерный фактор, то среди современных предпринимателей явно превалируют женщины, что вряд ли представляется неожиданным. Несмотря на то, что социальное предпринимательство является бизнесом (а в «традиционном» бизнесе численно превалируют мужчины), его нацеленность на выполнение социальной миссии, на решение острых социальных проблем, помощь и поддержку социально незащищенных групп и т.п. связана с более широким участием представительниц женского пола. Распределение выборочной совокупности по полу представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение выборочной совокупности по полу. Мнение современных студентов

Пол

Процентное распределение

1

Мужской

36 %

2

Женский

64 %

 

Исходя из таблицы 2 можно сделать вывод, большая часть студентов считает, что среди современных предпринимателей явно превалируют женщины. Распределение выборочной совокупности женщин предпринимателей по возрасту представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение выборочной совокупности женщин предпринимателей по возрасту. Мнение современных студентов

Возраст

Процентное распределение

1

18-25 лет

17 %

2

26-39 лет

32 %

3

40-49 лет

30 %

4

50 лет и старше

21 %

 

Исходя из таблицы 3 можно сделать вывод, довольно равномерно представлены все возрастные категории; несколько чаще встречаются женщины предприниматели от 26 до 39 и от 40 до 49 лет, напротив, несколько реже – молодежь до 25 лет и представители более старшей когорты (от 50 лет).

По результатам опроса были получены следующие результаты. Большинство испытуемых (81%) отметили свое положительное отношение к предпринимательской деятельности. Нейтрально к предпринимательству относятся 15% студентов, и лишь 4% процента опрошенных высказали свое негативное отношение к предпринимателям. Также было выявлено, что большинство молодых людей лично знакомы с предпринимателями, что подтверждает факт развитости предпринимательства среди молодого поколения. Большинство молодых людей (87%) считают, что получаемое ими высшее образование способствует развитию качеств, необходимых для предпринимательской деятельности, однако 54% опрошенных не считают наличие высшего образования необходимым условием для занятия предпринимательством.

Под предпринимательскими способностями современные студенты понимают умение взаимодействовать с людьми, коммуникативные склонности, организаторские способности, лидерство, предприимчивость, умение идти на риск, креативность, ответственность. При составлении портрета современной женщины предпринимателя большинство студентов отметили следующие качества и черты личности: лидерские качества, активность; умение договариваться, вести переговоры; трудолюбие, целеустремленность, расчетливость, экономность. Портрет современной женщины предпринимателя представлен в таблице 4.

Таблица 4.

Распределение ответов студентов на вопрос «По Вашему мнению, какими качествами обладает женщина предприниматель, работающая в сфере малого бизнеса?» (Несколько вариантов ответа)

Варианты ответов

Процентное распределение

1

Лидерские качества, активность

68%

2

Умение договариваться, вести переговоры

56%

3

Смекалка, изобретательность

24%

4

Трудолюбие, целеустремленность

38%

5

Склонность к риску, авантюризм

22%

6

Умение установить связи с «нужными людьми», дать взятку

17%

7

Образованность, профессионализм

23%

8

Расчетливость, экономность

27%

9

Нечестность, способность действовать в обход закона

19%

10

Честность, порядочность, законопослушность

13%

 

Таким образом, можно сказать, что в целом образ предпринимателя у студентов носит позитивный характер. Лидерские качества, активность (68%); умение договариваться, вести переговоры (56%); трудолюбие, целеустремленность (38%), расчетливость, экономность (27%).  Негативные качества получили более низкую оценку. Далее студенты ответили на вопрос, чем по их мнению занимается малый предприниматель, результаты опроса представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Распределение ответов респондентов на вопрос «В Вашем понимании, чем занимается малый предприниматель, на что направлена его деятельность?» (Несколько вариантов ответа)

Варианты ответов

Процентное распределение

1

Зарабатывание денег, извлечение прибыли

65%

2

Управление компанией, организация какой-либо деятельности

54%

3

Удовлетворение потребностей потребителя наилучшим образом

34%

4

Внедрение инноваций, реализация оригинальных идей

11%

5

Перепродажа товара по более высокой цене

37%

6

Изготовление, выпуск конкретной продукции

16%

7

Другое

3%

 

Наибольшее число испытуемых считает, что деятельность малого предпринимателя направлена в основном на зарабатывание денег, извлечение прибыли (65%), а также управление компанией (54%). Ответы «изготовление, выпуск конкретной продукции», «внедрение инноваций, реализация оригинальных идей» не получили широкого распространения.

Успешность предпринимателя определяется студентами как высокий уровень профессионализма в своей сфере (74%), материальная обеспеченность (72%), а также длительное ведение прибыльного бизнеса (45%).

Для достижения успеха в бизнесе женщине предпринимателю, по мнению студентов, необходимо обладать предпринимательской хваткой, лидерскими качествами (74%), много работать, быть целеустремленной (64%), иметь стартовый капитал (53%). На достижение успеха, по мнению студентов, практически не влияет хорошее образование (5%), везучесть (7%) и обширные связи (10%). Можно сделать вывод о том, что в представлении современных студентов достижение успеха в предпринимательской деятельности в большей мере возможно благодаря внутренним факторам, чем внешним.

Для создания благоприятного образа в обществе женщине предпринимателю необходимо выпускать качественную продукцию (71%), платить достойную заработную плату (64%), успешно вести свой бизнес (54%), соблюдать законы (48%). При этом практически остался незамеченным фактор благотворительности. Лишь 9% испытуемых считают важным занятие благотворительной деятельностью для создания позитивного имиджа предпринимателя в обществе.

Основные проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране студенты видят в недостаточности поддержки со стороны властей и организаций, содействующих развитию малого бизнеса (64%), высокой налоговой нагрузке (53%), бюрократизме чиновников и отсутствии стартового капитала (38%).  Недостаток знаний и опыта, отсутствие амбициозных молодых людей не рассматриваются как важные проблемы предпринимательства.

Таким образом, можно сказать, что в целом современные студенты благоприятно относятся к женщинам предпринимателям. 87% опрошенных считают, что малые предприниматели являются наиболее активной частью общества, они стремятся к изменениям, реализуют новые идеи, ориентированы на качество, пользуются уважением в обществе.

Предпринимательская деятельность играет большое значение в развитии экономики страны, способствует формированию финансового потенциала России. Поэтому так важен вопрос реформирования политической и экономической сферы общества с целью развития частного бизнеса.  Важным фактором развития предпринимательства среди молодого поколения является создание благоприятных экономических условий: оптимизация деятельности организаций, направленных на развитие и поддержку предпринимателей, реформация налогообложения, снижение уровня бюрократизма чиновников.

 

Список литературы:
1. Абросимова О.В. Возможности современной женщины в сфере предпринимательской деятельности / О.В. Абросимова // Известия Тульского государственного университета. – 2015. – №15. - С. 100-108.
2. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социс. 1999. № 9. С. 75–84. 
3. Козмецки Р. Женщина в бизнесе: женщинам, преуспевающим в качестве менеджера, профессионала и предпринимателя, а также начинающим своё дело / пер. с англ. И. К. Жарского; под ред. О. П. Андреевой. СПб.: Лениздат, 1992. 
4. Назарова, У.А. Социальное предпринимательство как сфера женской занятости: проблемы и тенденции// В сборнике: Социальное предпринимательство в современных экономических условиях. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2016. С. 87-90.
5. Юдина, А.А. Социологический анализ женского малого предпринимательства (на примере малого женского предпринимательства города Гатчина) /А.А. Юдина //Женщина в российском обществе. 2014. № 2. С. 67-71.