Статья:

Психологическая характеристика категории отношения

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Федяинова К.К. Психологическая характеристика категории отношения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическая характеристика категории отношения

Федяинова Карина Константиновна
студент, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж
Гайдар Карина Марленовна
научный руководитель, д-р. психол. наук, доц., Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

Категория отношения – весьма интересный, на наш взгляд, феномен. Отношения человека являются специфическим, неповторимым способом отражать события, явления мира, выступая связующим звеном между индивидом и окружающей действительностью. Выражая отношение к чему-либо, личность определяет дальнейший ход своего существования. Ведь отношение, формируя предпочтение, позволяет субъекту осуществлять свободный выбор, что во многом и отличает человека от животного.

Дадим определение категории отношения. По В. Н. Мясищеву, отношения – форма отражения человеком окружающей действительности и его связи с миром и собой [2]. Отношение возникает там, где есть объект и субъект, в отличие, например, от соотношения, где отсутствует различение роли двух объектов связи. В развитом виде психологические отношения являются целостной системой избирательных, индивидуальных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности. Данная система внутренне определяет действия, переживания индивида и является целостной, так как относится к личности человека в целом. К тому же отношения связывают субъекта не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны, так как у самого объекта они различны, например, его положительные и отрицательные свойства. Свойства объекта стабильны сами по себе в независимости от субъекта, но вызывают у людей различные действия и переживания. Выходит, что источник особенностей этих переживаний и действий лежит в самом индивиде как субъекте отношений, что связано со спецификой его индивидуального неповторимого опыта. Именно опыт определяет опосредствованный характер реакций человека на воздействия окружающего мира.

Категория отношений является важнейшим звеном в организации личности. Так, например, А. Ф. Лазурский определял отношения как системообразующий фактор структуры личности [1]. Личность подразделяется на эндопсихику – совокупность всех взаимосвязанных психических элементов и функций – и экзопсихику – отношение личности к внешним объектам.

Отношения отдельно взятого субъекта, выступая в форме его сознательных избирательных связей, есть продукт индивидуального развития. Само развитие человека неразрывно связано с формированием его отношений. Лчность сама формирует собственное отношение к миру просто в силу свойства быть «я» [4].

С. Л. Рубинштейн утверждал, что субъект в сознательной, деятельной и творческой связях с бытием предстает автором собственной жизни. Он осуществляется в триединстве основных жизненных отношений: к себе, предметному миру и другим людям. Субъектную роль личности в отношении к миру и себе обусловливает единство рефлексивного отрицания и преобразования «я». С. Л. Рубинштейн говорил по этому поводу, что своими действиями субъект активной жизни модифицирует и видоизменяет ситуацию, в которой он находится, вместе с тем постоянно выходя за грани самого себя. Но этот выход за пределы самого себя не является отрицанием сущности личности, а выступает ее становлением и вместе с тем реализацией. Действия индивида в каком-то аспекте отрицают его самого, а в каком-то преобразуют, реализуют и выявляют [3].

Личные, индивидуальные отношения к миру развиваются у человека в действительных взаимоотношениях с другими, которые проявляются в совместном духовном и предметно-преобразующем действиях. Отношения, выступая в роли факторов самоопределения, образуют течение индивидуальной жизни в культуре и обществе, развиваясь в форме «жизненных». Само же качество «отношения» придается жизни индивидуальным сознанием.

Сознающий и деятельный индивид анализирует жизнь, обобщает события. Всю свою жизнь он открывает собственное «я», постигая свою независимость, свободу, действенность и т.д. Рациональная регуляция и познание жизни в качестве «моей», «определяемой мной», «меры моей свободы и ответственности» трансформирует индивидуальную жизнь в рефлексивный процесс, происходит развитие рефлексивного отношения или отношения к себе [3].

С. Л. Рубинштейн также выделил характеристики отношений:

1) личностное порождение отношений;

2) целостность отношений, которая отражает единство их объективных условий, устойчивых качеств, гибких способов реализации;

3) общественность, которая выражает взаимосвязь личности с другими индивидами;

4) предметность, или обусловленность и направленность отношений на значимые для индивида реальные объекты, например, «другие», идеи, знаки и т.д.

5) идеальность и духовность как участие высших интеллектуальных процессов и ценностных образований в становлении отношений;

6) активность самосознания в осуществлении отношений, которая создает возможность для их рефлексивного развития;

7) субъектность отношений в плане их детерминации личностью, а также в значении взаимного воздействия отношений на личность и жизнь человека;

8) единство сознания и бессознательного в протекании, предметной объективации отношений;

9) индивидуальность отношений, которая определяется высоким уровнем развития и уникальностью их внутренних источников, содержания и творческой реализации;

10) проблемность как исходная двойственность отношений, заключающаяся в возникновении, личностном осмыслении и разрешении их противоречий;

11) феноменологичность отношений или их принадлежность «я», а также участие в их реализации процессов самооценки, самопознания, самодеятельности и т.д.;

12) критическое выражение отношений в формах поступка, деяния, воздействия активного субъекта на других;

13) смыслообразующая роль как расширение и углубление жизненных смыслов в результате разрешения коллизий и изменений в отношениях.

Изучая феномен отношений, необходимо рассмотреть их классификацию. В. Н. Мясищев выделял виды отношений по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам [2].

Итак по когнитивному компоненту В. Н. Мясищев выделил:

1) отношение к себе, оценить которое мы можем, изучив самооценку индивида;

2) отношение к другим людям, в первую очередь, к близкому кругу лиц;

3) отношение к социальным группам: различным этносам, семье и т.д.;

4) отношение к живому миру.

По эмоциональному компоненту:

1) положительное отношение;

2) отрицательное отношение;

3) нейтральное отношение;

4) амбивалентное отношение.

По поведенческому компоненту:

1) инициативное / безынициативное отношение;

2) внимательное / невнимательное;

3) зависимое / независимое;

4) конформное / неконформное.

Нам представляется, что предложенная В. Н. Мясищевым классификация отношений является в то же время структурой изучаемого феномена. К примеру, некий индивид имеет определенное отношение к своим соседям ­– это когнитивный компонент отношения. При этом его отношение к соседям амбивалентно: порой он отлично отдыхает с соседями, выезжая на природу, а порой эти соседи по воскресеньям уже в 7 утра начинают громко сверлить стены, поэтому, с одной стороны, человек хорошо относится к ним, но, с другой, – резко негативно. Поведенческим компонентном отношения субъекта к соседям будет выступать, к примеру, безынициативность, если субъект не идет к ним ругаться в 7 утра.

Итак в данной работе мы дали определение феномену отношения, обозначили его характеристики, выделенные С. Л. Рубинштейном, и рассмотрели классификацию отношений по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам, предоставленную В. Н. Мясищевым.

Перспективой настоящего исследования является изучение отношения представителей взрослости к предмету экзистенциального конфликта.

 

Список литературы:
1. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. – С. 
2. Мясищев В. Н. Психология отношений : Избр. психол. труды / под ред. А. А. Бодалева. – Москва ; Воронеж : ин-т практ. Психологии : Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 362 с.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1973. – 416 с.
4. Философия России второй половины ХХ века : С. Л. Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. – Москва : РОССПЭН, 2009. – С. 346–379.