Анализ проблем организационных структур управления государственных организаций
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ проблем организационных структур управления государственных организаций
Проектирование государственных организаций – это достаточно сложная и трудоемкая деятельность, так как в качестве структурируемого объекта выступает государственный орган, непосредственно связанный с формированием государственно-управляющих воздействий.
Вопросами проектирования данных организационных структур управления (ОСУ) занимались И.С.Цыпин и А.В.Ртищев, исследуя структуры налоговых органов РФ, О.Л. Гойхер рассматривал эффективность управления инвестиционными региональными институтами и другие [3].
Однако анализ проблем ОСУ государственных организаций является крайне актуальной темой.
ОСУ государственных организаций значит нечто большее, чем структура других хозяйствующих субъектов. Это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Отсюда выделение ОСУ государственных организаций и ее специальное понимание [1].
В нашей стране большинство государственных организаций используют линейно-функциональную структуру управления. Например, налоговые органы, МВД, федеральные органы власти, администрации местного самоуправления, Центральный банк и другие.
Данная структура удобна для управления, когда в отделах собираются люди, выполняющие схожие задачи и функции в каждом регионе [2].
Примером могут служить налоговые инспекции, которые, несмотря на особенности регионов, имеют в основе единую структуру управления или Управления МВД, структуру которых устанавливают Положения и Приказы, действующие на территории всей страны [7].
Недостатками данного типа структуры является чрезмерное развитие вертикального субординационного воздействия, а также слабые связи на горизонтальном уровне.
С одной стороны, это повышает уровень государственного управления, единые стандарты способствуют большему пониманию и взаимодействию регионов, а также снижению рисков из-за отсутствия новшеств в управлении руководителей среднего и низшего звена.
С другой стороны, многоуровневая иерархия приводит к искажению информации, трудности ее прохождения по организационным цепочкам, а, следовательно, к неверно поставленным целям и снижению управляемости.
Выделим наиболее значимые проблемы ОСУ государственных организаций:
− структурно-функциональная неупорядоченность – проявляется в разрыве связей между структурообразующими элементами, что приводит к проблемам, конфликтам и неэффективному использованию ресурсов. Руководители при этом уделяют внимание устранению последствий, а не приведению элементов в соответствие друг с другом;
− каждое подразделение выполняет свою работу в рамках своей направленности, не обращая внимания на цели и задачи организации в целом;
− многоуровневая иерархия, при которой сложно анализировать причинно-следственные связи существующих проблем, а, следовательно, возможны неправильные меры по устранению недостатков;
− человеческий фактор – низкая заработная плата, большой объем работ не привлекают сотрудников в большинство государственных организаций, поэтому возникает процент некомпетентных сотрудников, из-за чего перегружаются квалифицированные работники;
− упразднения подразделений и сокращение сотрудников – постоянное явления в последние годы для государственных организаций. Нестабильная экономическая ситуация вынуждает государство сокращать бюджет, а, следовательно, объединять подразделения, наделяя сотрудников чужими функциями, что приводит к новым последствиям, чаще всего, к снижению эффективности работы организации в целом.
Рассмотрим выделенные проблемы на примере существующих государственных организаций.
Неупорядоченность элементов структуры можно увидеть на примере Инспекции налоговой службы г. Новосибирска. В данной структуре, представленной на рисунке, можно заметить, что отделы камеральных проверок подчиняются разным руководителям, что ведет к сложностям во взаимодействии отделов, а также к возникновению конфликтов в рамках общей деятельности.
Рисунок. ОСУ Инспекции налоговой службы г. Новосибирска
Кроме этого такая иерархия усложняет процесс выявления причин возникновения проблем, связанных, с камеральными проверками, что увеличивает процесс поиска виноватых и время на устранения нарушений.
Рассмотрим пример упразднения подразделений и сокращения бюджета на примере МВД [7]. Из-за проведенной реформы в 2009-2011 годах многие отделы были объединены, а сотрудники сокращены. Например, Управление обеспечения охраны общественного порядка по НСО и Управление обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних по НСО были объединены в одно Управление. Численность сотрудников сократилась на 35%, а объем работ остался неизменным, из-за чего снизилась эффективность деятельности двух данных Управлений. Кроме этого, возникли сложности в управлении из-за множества разноплановых задач, невзаимосвязанных друг с другом.
В результате, через некоторое время, проанализировав данную ситуацию, руководство вновь разделила эти два Управления, вернув прежнюю более эффективную организационную структуру.
Из-за вышеперечисленных проблем, существующих в структуре государственных организаций, многие процессы не являются предсказуемыми, а появление последствий сложно спрогнозировать. Некоторые проблемы выявляются только при анализе определенных ситуаций, некоторые лежат на поверхности, однако, руководители предпочитают решать проблемы по мере их наступления.
Таким образом, в организационной структуре государственного управления должны оптимально сочетаться централизация и децентрализация, присутствовать минимально возможное число иерархических уровней для наиболее быстрого прохождения информации между приказом и его исполнением, а также четко установлены функции за каждым элементом структуры.