Статья:

Система органов местного самоуправления: особенности формирования, понятие, структура

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Казанцева В.В. Система органов местного самоуправления: особенности формирования, понятие, структура // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(11).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 34 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Система органов местного самоуправления: особенности формирования, понятие, структура

Казанцева Вероника Валерьевна
студент, ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск
Потапова Елена Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель, кафедра «Публичное право», ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения» [2].

Органы местного самоуправления занимают огромную роль в демократической системе управления обществом и государством. Эту роль можно определить первоначально тем, что присутствие органов самоуправления обеспечивает достаточную децентрализацию системы управления, делающую данную систему управления более подходящей для обеспечения существующих интересов населения на местах, учитывая многозначительные и другие местные традиций.

Но всё-таки, хочется заметить, что органами местного самоуправления можно считать не только способ децентрализации управления, а также способ организации и реализации власти на местах.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно» [1]. Также, в ст. 131 ч.2 сказано, что «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» [1].

Исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти является структурно-организационное исключением.

Представительный орган местного самоуправления - обязательный орган в системе местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образования является выборным органом местного самоуправления, который имеет право представлять общественные интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительный орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Согласно ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов» [2].

В муниципальных районах представительный орган формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в данный муниципальный район или путём избрания на муниципальных выборах.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке.  Исключительные компетенции представительного органа, согласно ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, вправе:

  1. «принимать устав муниципального образования и вносить в него изменения, дополнения;
  2. утверждать местный бюджет и отчет о его исполнении; устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  3. принимать планы и программы развития муниципального образования, утверждать отчеты об их исполнении;
  4. определять порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  5. определять порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  6. определять порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  7. определять порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  8. контролировать исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения» [2].

Федеральный Закон №131 предусматривает должность главы муниципального образования и наличие в системе местного самоуправления местной администрации.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ: «Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения» [2].

Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Глава муниципального образования может возглавлять местную администрацию или быть председателем представительного органа, одновременное исполнение полномочий исключено.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 36:

«1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации» [2].

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно.

Местная администрация также является обязательным органом местного самоуправления. Согласно ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия» [2].

Главой местной администрации является глава муниципального образования. В муниципальных районах главой местной администрации является лицо, назначаемое представительным органом по контракту.  Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, но не менее чем на два года, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации, только в поселениях с численностью жителей до 100 человек структура утверждается сходом жителей по представлению главы местной администрации.

К исключительным полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования относится:

1) составление проекта местного бюджета;

2) исполнение местного бюджета;

3) составление отчета об исполнении местного бюджета;

4) распоряжение средствами местного бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью.

Существуют факторы, при которых количество органов, а также их структура и объем компетенции могут быть иными, к таким факторам относятся:

1) численность жителей, проживающих в муниципальном образовании;

2) тип самого муниципального образования;

3) возможность социально-экономического развития у муниципального образования;

4) исторические, многозначительные и иных местные традиции;

5) национальные обычаи в муниципальном образовании;

6) политические интересы жителей;

7) другие особенности.

Подводя итог, хочется заметить, что установленная структура Федеральным законом №131 закрепляется в уставе каждого муниципального образования, также в уставе отражены все изменения в структуре органов местного самоуправления.

Главными признаками органов местного самоуправления являются:

1) органы местного самоуправления обладают собственной самостоятельностью в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти;

2) органы местного самоуправления избираются населением, которое проживает на определённой территории;

3) органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями для решения вопросов местного значения (в соответствии с действующим уставом муниципального образования);

5)  для деятельности органов местного самоуправления является свойственным властный характер, так как органы выступают одной из основных форм реализации власти народа.

Хочется также заметить, что органы местного самоуправления представляют единую систему и взаимосвязаны между собой, реализовывают принцип разделения властей. Без органов местного самоуправления невозможно управление в муниципальных образованиях.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 2014г. - №15. - ст. 1691.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/, свободный.