Статья:

Правовая организация целевого приема в органы прокуратуры

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Коновал А.Р. Правовая организация целевого приема в органы прокуратуры // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовая организация целевого приема в органы прокуратуры

Коновал Ангелина Романовна
студент, Саратовской государственной юридической академии, Россия, г. Саратов
Шевченко Артем Георгиевич
научный руководитель, старший преподаватель, Саратовской государственной юридической академии, Россия, г. Саратов

 

При рассмотрении ряда вопросов, связанных с функциональной деятельностью прокуратуры, необходимо учитывать совокупность определенных факторов доктрины права применительно к кадровому обеспечению прокурорских работников.

К этим факторам относятся: социальный, организационно – технический, социально – психологический, а также правовой характер задач совершенствования деятельности органов прокуратуры и повышения эффективности прокурорского надзора во взаимосвязи.

Принимая во внимание прокурорский надзор как систему правовых норм, определяющую устройство, организацию и деятельность прокуратуры, а также правовые отношения, образующиеся при применении норм о назначении на должность, аттестации, поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров, необходимо сказать, что данные правоотношения возникают внутри системы прокуратуры и носят организационно-правовой характер.

Из этого следует, что совокупность правовых норм, регламентирующих порядок прохождения службы в органах прокуратуры и организацию работы с кадрами, является органической составной частью правового регулирования организации и деятельности прокуратуры.

На сегодняшний день важной научной и практической проблемой является формирование в прокуратуре как в особом государственном органе компетентного прокурорского аппарата, кадровое обеспечение которого повысит эффективность функционирования органа в целом.

Так, в соответствии со ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации «организации, которые уполномочены осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования вправе проводить целевой прием граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [1]».

При этом, правом на обучение в рамках целевого приема имеют граждане, заключившие договор о целевом обучении с органом или организацией, а также прошедшие конкурс в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31 января 2017 года № 54 «Об организации работы по обеспечению целевого приема и целевого обучения граждан в государственных образовательных организациях высшего образования» конкурсный отбор в абитуриенты для поступления в образовательную организацию является обязательной составляющей мероприятий на целевой прием, который выявляет степень пригодности и нацеленности абитуриента на последующее прохождение службы в органах прокуратуры Российской Федерации [2].

Однако, принимая во внимание Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 519 «Об утверждении  квалификационных требований к специальной подготовке выпускников Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для прохождения службы в органах прокуратуры» необходимо отметить, что, в частности, «к требованиям относят честность и принципиальность; чуткость, скромность и нравственную чистоту и в целом соответствие морально – этическим, психологическим и нравственным качествам [3]», а Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» при заключении договора о целевом обучении возлагает на организацию, осуществляющую образовательную деятельность, обязательства по организации целевого приема гражданина, а также обязательства в отношении органа или организации прокуратуры по его трудоустройству [4].

В данном случае, вопрос о морально – психологической, этической и деловой принадлежности, а также пригодности по состоянию здоровья остается открытым, поскольку, приняв гражданина, прошедшего отбор, на целевое обучение, не берется во внимание тот факт, что за период обучения человек может быть подвергнут психологическим изменениям, а также стать непригодным по состоянию здоровья.

В связи с этим, возникает проблема в отношении субъекта ответственности, который понесет убытки по итогам несоответствия студента общим положениям квалификационных требований в конце обучения.

Порядок подбора, приема и обучения лиц, поступающих в Институты прокуратуры, регламентируется Федеральными законами «О прокуратуре  Российской Федерации», «О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании», Законом «Об обра­зовании», приказом Генерального прокурора РФ от 04 октября 2010 года № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональ­ной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации», договорами о целевой подготовке специалистов, заключенными между Генеральной прокуратурой РФ и соответствующими вузами, а также нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, уставом и правилами приема конкретного вуза, положе­ниями об институтах прокуратуры.

Как свидетельствуют статистические данные, приведенные кафедрой судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов, ежегодно на службу в прокуратуру принимается в среднем свыше 3,5 тысяч но­вых работников. Вместе с тем институтами прокуратуры и другими вузами, с которыми прокуратурой заключены договоры о целе­вой подготовке кадров, осуществляется выпуск в среднем 450-500 специалистов [5]. Таким образом, в настоящее время большая часть кадров прокуратуры подбирается из числа выпускников «непро­фильных» образовательных учреждений страны. Такое положение вызывает необходимость поддерживать и развивать всесторонние связи органов прокуратуры с образовательными учреждениями, прошедшими государственную аккредитацию или расширять квоты целевого приема для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Обязательным требованием к кандидатам на службу прокуроров является наличие высоких моральных устоев, а именно, правди­вость, объективность, самокритичность и требовательность к себе и другим, добросовестность и ответственность, отношение к правам и свободам человека, к закону как к высшим социальным ценностям, уравновешенность, тактичность, скромность и нравственная чистота; поскольку  реалии профессии требуют от прокуроров внимательного отношения к обращающимся к ним лицам, умения про­тивостоять любым формам давления на них.

Подводя итоги, необходимо отметить важность вопроса об урегулировании пробелов в отношении субъекта ответственности по обязательствам в случаях непригодности студента, а также рассмотреть возможность разрешения ситуации с кадровым обеспечением организаций и органов прокуратуры.

 

Список литературы: 
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Приказ Генпрокуратуры России от 31.01.2017 N 54 «Об организации работы по обеспечению целевого приема и целевого обучения граждан в государственных образовательных организациях высшего образования».
3. Приказ Генпрокуратуры России от 28.11.2013 N 519 «Об утверждении квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для прохождения службы в органах прокуратуры».
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
5. URL:  http://web-local.rudn.ru/.