Статья:

Жизненные ситуации и их логическая модель

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Столпник Д.В. Жизненные ситуации и их логическая модель // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Жизненные ситуации и их логическая модель

Столпник Дмитрий Владиславович
студент Брянский государственный университет имени ак. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Антошкина Екатерина Александровна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Частное образовательное учреждение высшего образования «Брянский институт управления и бизнеса», РФ, г. Брянск

 

Аннотация. В данной статье анализируется значение логики в повседневной деятельности человека. Исходя из изложенного, автор делает вывод о том, что значение логики в любой сфере жизнедеятельности человека является неоценимым. Несомненным является тот факт, что никакая материальная или духовная деятельность человека невозможна без мышления. Так, сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление человека, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, а также помогает избежать ошибок.

Ключевые слова: логика, роль логики в социальной среде, логическая культура, интеллектуальная культура, мышление.

 

Мышление каждого из нас не зависит не от наших политических убеждений, не от классовой принадлежности, не от национальности, ведь оно протекает в одинаковых формах и подчиняется одним и тем же законам логики. Логика как наука достаточно своеобразна. Она выводит представление о человеческом мышлении и высказывает о нем то, что может показаться на первый взгляд может показаться очень даже усложнённым для восприятия и усвоения. Знание логики требуется всем людям без исключения, поскольку они являются мыслящими существами. Но существуют и такие отрасли производства, профессии, где знание данной науки не совсем необходимо или вообще не нужно. Знание логики в обобщенном виде и ее сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более грамотно, помогает развивать положительное или критическое, в зависимости от ситуации отношение к своим и мыслям чужих людей [1, с. 56].

Мыслить логично -  это значит думать точно и последовательно, при этом не допускать противоречия в своих суждениях и рассуждениях, уметь видеть свои логические ошибки.  Логика - это азбука мышления, как говорится, основа интеллектуальной культуры человека. Сознательное ее использование позволяет делать речь более аргументированной, помогает добиться нам четко установленных целей на жизненном пути. Дадим ответ на следующий волнующий нас вопрос. Нужна ли современному обществу логика? Без сомнения, можно сказать, что нужна. Если недавно логика была сферой интересов лишь для более узкого круга работников, специалистов, то на сегодняшний день она превратилась в более распространенную научную дисциплину, необходимую практически каждому второму грамотному человеку.

Давайте рассмотрим на примере юридической деятельности данный аспект темы. Сотруднику, работающему в данной отрасли, знание логики крайне необходимо. В процессе заполнения документов он должен грамотно все расписать, опираясь на законодательную основу, в своих действиях проявить логичность и правильность. Рассмотрев в кратком виде материал, автор может сказать, что такая своеобразная дисциплина, как логика, в современном мире нужна всем практически без исключения и встречается всегда и везде. 

В настоящее время многие люди, не придерживаясь законов и сущности логики или вообще не зная ее, мыслят и рассуждают довольно-таки правильно. Значение такой своеобразной науки как логика, заключается в том, что логические ошибки допускаются весьма часто – можно сказать гораздо чаще, чем думают представители социальной группы, ссылаясь на то, что будто культура мышления индивида, то есть человека является его прирожденным качеством [2, c. 78]. Но есть такое маленькое исключение, на которое обращают внимание не все, и суть его состоит в следующем: данной культурой, как и всякой другой, нужно владеть и непосредственно оперировать сущими понятиями данной сферы. Необходимо подобрать такое слово или такой набор слов, при этом сделать это настолько грамотно, чтобы все соответствует стилю культуры речи человека. Главное значение логики на современном этапе развития общества в том, что она усиливает наши, то есть человеческие, мыслительные способности, делает мышление более рациональным. Она особенно необходима в наше время, время высоких технологий и развивающегося с высокой скорость социального общества [3, c. 90]. Объясняется это в решающей степени тем, что чем выше будет показатель уровня развития общества, тем больше требований будет предъявляться к самому человеку, также к уровню его собственного развития, к общей и социальной культуре. Важен и такой аспект: высокой должна быть и его логическая культура, культура мышления. Все более настоятельной необходимостью для него становятся умение и одаренность достаточно широко мыслить и рассуждать. Немаловажное значение имеет способность более глубоко разбираться в процессах, происходящих в социальной жизни общества.  В соответствии с этим усиливается во многом роль и значение логики как своеобразной науки о мыслительной деятельности человека. Ее основная направленность — это непосредственно перемещение центра тяжести с узкопрофессиональной в сторону более широкой фундаментальной подготовки специалиста, который будет способен лучше ориентироваться в достижениях науки и техники, полнее отвечать быстроменяющимся потребностям социального общества. В этих условиях особую значимость приобретает такая фундаментальная наука, как логика. В силу своей предельной обобщенности и абстрактности она имеет большое отношение буквально ко всем конкретным и даже узкопрофильным отраслям науки и техники, как бы они ни были различны и своеобразны. Все законы и правила мышления, на которых они основываются, едины [4, с. 67].

Логические связи и закономерности являются важными составляющими структурными компонентами в формировании интеллектуальной культуры человека. В той или иной степени, она была важной, нужной в разные исторические эпохи для человека. Особенно ее роль велика сейчас. Общество развивается, и наука тоже не отстаёт в этом плане, иногда даже набирает обороты и обходит все сферы.  Наука всегда была очень нужна человеку, не было бы науки, не было бы ничего на земле, общество оставалось на одном и том же этапе развития, да и, возможно, и человека бы не было. Поэтому без всяких сомнений наука важна.

Логика, как и любая другая наука, связана с открытием и исследованием объективных законов, однако это законы мышления, а не внешнего мира. Логика занимает важное место в общей системе познания мира, так как выполняет общенаучную, а именно познавательную функцию, то есть предсказательную и объяснительную. Можно сказать, что данная наука дает точное объяснение определенным явлениям и процессам мышления, а, следовательно, предсказанию о том, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и какие будут последствия неправильного хода рассуждения.

В логике мышление служит непосредственной целью познания, тогда как, например, в общественных и естественных науках оно служит лишь средством познания действительности.

Исходя из этого факта, данная наука раскрывает закономерности мышления, как одной из главнейших сфер наряду с обществом и природой. Необходимо также отметить, что логика вносит свой весомый вклад в решение философской фундаментальной проблемы, а именно – отношение мышления к бытию. Так, логика активно участвует в формировании мировоззрения человека, а также некой совокупности его взгляда на мир в целом и на его отношение к этому миру.

Логика зарождалась и развивалась в классовом обществе, однако в борьбе идеологий она никогда не была нейтральной. Так, данная наука служила важным средством аргументирования одной идеологии, а также орудием борьбы с другой. Можно сказать, что в самой логике всегда существовало идейное противоборство главнейших философских направлений: диалектики и метафизики, материализма и идеализма [5, с. 46].

Данная наука всегда, на всех этапах своего развития, выполняла свои важнейшие функции, однако, они по-разному проявлялись в разные эпохи. Следует отметить, что роль и значение логики в современных условиях особенно возрастают. Этот факт обусловлен следующими обстоятельствами.

Итак, в этой связи необходимо отметить особенности современного этапа развития общества. Так, для данного этапа в развитии всех сторон общественной жизни характерно все большее возрастание роли наук. Исходя из этого возрастает и значение логики, которая призвана исследовать средства и закономерности научного познания. Стоит отметить существенную роль логики как науки и в нашей стране, поскольку в условиях перехода России к рыночной экономике возросло требование осмысления новых сложных и разнообразных социальных и экономических процессов, которые происходят в жизни общества.

Другим обстоятельством являются потребности развития научно-технической революции. Так, она означает, что наука и техника переходят на новый и более высший этап своего развития, когда усиливается значение абстрактного мышления. Соответственно, возрастает и значение логики, которая исследует его форму, структуру и законы. Также потребность в логике становится все более ощутимой в России, а именно в обстановке нового этапа становления научно-технической революции, который связан с повсеместной компьютеризацией производства, управления в условиях интенсивного развития информатики и других ее направлений [5, с. 101].

Исходя из изложенного, можно предположить, что научиться мыслить с помощью логики нельзя, однако изучать ее необходимо. Так, для человека главное значение логики состоит в том, что она делает его мышление более рациональным и усиливает его мыслительные способности.

 

Список литературы:
1. Войтов А.Г. Диалектическая логика. Самоучитель мышления [Электронный ресурс] / А.Г. Войтов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 480 c. — 978-5-394-02598-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60597.html
2. Готлоб Фреге Логико-философские труды [Электронный ресурс]: логические исследования. Основоположения арифметики / Фреге Готлоб. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. — 283 c. — 978-5-379-02022-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65276.html
3. Делз Ж. Логика смысла. Logique du sens [Электронный ресурс] / Ж. Делз. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2011. — 473 c. — 978-5-8291-1251-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36401.html
4. Жатканбаев Е.Б. Логика познания смешанной экономики [Электронный ресурс] / Е.Б. Жатканбаев. — Электрон. текстовые данные. — Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2014. — 212 c. — 978-601-04-0265-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59838.html
5. Зигварт Христиан Логика. Учение о суждении, понятии и выводе. Том 1 [Электронный ресурс]: монография / Христиан Зигварт. — Электрон. текстовые данные. — М.: ИД Территория будущего, 2008. — 464 c. — 5-91129-004-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7335.html
6. Иошкин В.К. Философия культуры. Философские основы творчества [Электронный ресурс]: монография / В.К. Иошкин. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 113 c. — 978-5-4486-0429-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78192.html