Развитие системы бизнес-образования в Формате Стартап-школ как необходимое условие для устойчивого развития региона
Секция: Экономика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Развитие системы бизнес-образования в Формате Стартап-школ как необходимое условие для устойчивого развития региона
В наше время экономический рост стран в значительной степени зависит от создания новых инновационных технологий и производств, основанных на передовых достижениях науки и техники. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Устойчивое развитие регионов Республики Беларусь (РБ) также определяется эффективным использованием инноваций. Для развития инновационного предпринимательства в Беларуси активно создается инновационная инфраструктура: технологические парки в г.Минске и областных центрах, парк высоких технологий и индустриальный парк в г.Минске. Практически все стратегии и программы научно-технического развития Беларуси направлены на поддержку инноваций и улучшение условий ведения бизнеса.
В условиях пути инновационного развития страны увеличивается спрос на получение бизнес-образования специалистами и руководителями хозяйствующих субъектов. Бизнес-образование - образовательная деятельность по подготовке профессиональных менеджеров, выполняющих функции управления на предприятиях и хозяйственных организациях, работающих в условиях рыночной экономики. Для Республики Беларусь это направление является актуальным, так как более половины белорусских управленцев и предпринимателей имеют техническое образование. С каждым годом в Беларуси увеличивается количество компаний, которые направляют своих сотрудников на повышение квалификации и дополнительное обучение.
В Республике Беларусь бизнес-образование в основном идет по следующим направлениям:
- получение второго высшего экономического образования;
- обучение по различным программам магистерской подготовки;
- переподготовка и повышение квалификации.
Помимо этих направлений, в Беларуси с каждым годом становится все более популярным получение бизнес-образования посредством участия в Стартап-школах, проектах поддержки малого и среднего бизнеса в РБ. Стартап — это только что созданная компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий.[1]
Глобальный инновационный индекс 2018 г. содержит подробные данные об инновационной деятельности 126 стран и территорий мира. В рейтинге Глобального индекса инноваций 2018 года Беларусь заняла 86 место. Это на две позиции выше, чем в 2017 году [2]. Следовательно, Беларусь медленно, но уверенно движется к достижению своей цели – дальнейшего значительного повышения уровня и качества жизни населения. И достигается это в первую очередь за счет инновационной направленности развития экономики, поддержки эффективных инвестиционных проектов и других важных аспектов.
В таблице 1. представлены проекты поддержки малого и среднего бизнеса, получившие развитие в Республике Беларусь.
Таблица 1.
Cеть проектов поддержки малого и среднего бизнеса в РБ
Проект |
Сфера деятельности |
Стартап-школы и стартап-центры |
Образовательная и менторская программа для многопрофильных бизнес-проектов студентов старших курсов, выпускников, магистрантов, менеджеров, специалистов |
Конкурс «100 идей для Беларуси» |
республиканский конкурс, организатором которого является ОО “БРСМ”. Отбираются идеи для дальнейшей практической реализации. |
Стартап-шоу «Стартап года» |
Цель мероприятия — предоставить пространство для коммерциализации прорывных идей, наладить эффективное сотрудничество между авторами идей и представителями бизнеса для реализации инвестиционных проектов |
Центр поддержки предпринимательства ООО «Стартап технологии» |
«Стартап технологии» — первый центр поддержки предпринимательства, системно работающий над развитием стартап-движения в Беларуси |
На сегодняшний день наиболее активно набирает темпы роста такой проект, как Стартап-школы. Стартап-школа — это цикл образовательных мероприятий. Их формат отличается от традиционного обучения и сочетает в себе элементы тренингов, мастер-классов, семинаров и др. в различных комбинациях. Стартап-школа помогает начинающим предпринимателям в создании бизнеса и способствует реализации перспективных инновационных бизнес-идей и проектов.
Стартап-школа организовывается общественным объединением «Общество содействия инновационному бизнесу» (ОО «ОСИБ»). Работа ОО «ОСИБ» привлекла внимание государственных структур и была поддержана со стороны государственных органов. С 2012 года ОО «ОСИБ» активно - развертывает сеть стартап-школ и проводит регулярные интерактивные конкурсы для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов.
На сегодняшний день по всем регионам Беларуси насчитывается 15 Стартап-школ. База Стартап-школ насчитывает более 10 тысяч участников. В каждое полугодие открывается от 5 новых Стартап-школ. Это значит, что интерес к получению бизнес-образования в таком формате значительно растет.
Таким образом, Стартап-школы могут влиять на развитие инновационного бизнеса для устойчивого развития региона. Для этого важно безостановочно расширять спрос на Стартап-школы в регионах Беларуси.
Для увеличения спроса на занятия Стартап-школ важно понимать, кто потенциальный участник. В связи с этим нами была проведена сегментация участников. Профиль участника Стартап-школы – это специалист, менеджер или директор в возрасте 25-29 лет, которому интересно самообразование, получение новых знаний в бизнес-сфере.
С нашей точки зрения, для увеличения спроса среди клиентов на обучение в Стартап-школах необходимо тщательно подходить к коммуникационной политике. Общение с участниками/потенциальными участниками в первую очередь должно проводиться через социальные сети, e-mail рассылку. У Стартап-школы есть свой выработанный стиль общения, которому придерживаются все менеджеры Стартап-школы. Этот стиль – легкий и дружелюбный. Поэтому предложения в тексте обращения должны строиться как можно проще.
Так, с нашей точки зрения, важным является представление для потенциальных участников самого проекта Стартап-школы, то есть в первую очередь – это презентация. Презентация – один из важнейших пунктов маркетинга и продвижения Стартап-школы. Цель презентации – пробудить в потенциальном партнере/участнике/эксперте интерес к Стартап-школе. Во время проведения мероприятий Стартап-школы также уделяется особое внимание презентации занятий. Мельчайшие детали в проведении мероприятий могут повлиять на имидж Стартап-школы. Поэтому перед каждым занятием нужно убедиться, чтобы помещение подходило по количеству зарегистрированных людей, и чтобы оно было оборудовано всеми необходимыми вещами: проектор, флипчарт, ролл-ап, стол для кофе-брейка. Занятие Стартап-школы всегда начинается с приветственного слова руководителя Стартап-школы. Так как занятия не связаны между собой, и каждый раз приходят разные люди, в начале всегда обязательно будет пара предложений-презентации Стартап-школы, объяснение, что это за школа, для кого она и чего можно достичь благодаря ей.
Таким образом, благодаря Стартап-школе получение бизнес-образования в Беларуси становится более практико-ориентированным. При умении правильно презентовать Стартап-школу, работая с нужной целевой аудиторией и правильно коммуницируя с ней, можно увеличить спрос на Стартап-школу. Увеличение спроса позволит увеличить количество бизнес-образованных специалистов и руководителей. Следовательно, появится больше инновационных продуктов, которые смогут влиять на дальнейшее устойчивое развитие региона страны.