Проблемы правового регулирования возникновения права собственности на самовольную постройку
Секция: Юриспруденция
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблемы правового регулирования возникновения права собственности на самовольную постройку
Одним из оснований возникновения права собственности является признании права собственности на самовольную постройку.
В юридической литературе отмечают О. Г. Ершов и В. А. Бетхер, институт самовольной постройки обладает двойственной природой: с одной стороны - это один из первоначальных способов приобретения права собственности, с другой - санкция за осуществление строительства с нарушением закона [5] Не исключая двойственности правовой сущности самовольной постройки, заметим, что права собственности на нее не возникает изначально, оно обусловлено определенной процедурой его признания, что, в свою очередь, предполагает наличие вещи (самовольной постройки), без которой ставить вопрос о возникновении вещного права невозможно.
Право собственности на самовольную постройку регулируется пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], который предусматривает два порядка признании права собственности на постройку:
- судебный порядок,
- внесудебный порядок.
Во внесудебном порядке право собственности признается иным предусмотренным законодательством лицом. При этом никаких указаний на орган, осуществляющий признание права собственности не предусмотрено в законе. Кроме этого, для проверки условий признании права собственности на самовольную постройку необходимо проведение экспертизы (например, для установления соответствия постройки установленным требованиям). Также судебный способ признания права собственности должен соответствовать принципам осуществления правосудия в России, предполагает закреплённый в законе порядок судопроизводства, представления доказательства, вынесение решения по делу, обязательного для исполнения и возможность принудительного исполнения решения суда, что делает данный порядок преимущественным по сравнению с внесудебным порядком.
Проблемы возникают и при регулирование порядка сноса самовольной постройки.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №258-ФЗ [2]существенным образом изменил правовое регулирование вопросов, связанных со сносом самовольной постройки. В частности, статья 222 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) была дополнена п. 4, предоставившим право органом местного самоуправления принимать решения о сносе самовольных построек во внесудебном порядке.
Предполагалось, что в результате введения данной нормы значительным образом упростится процедура сноса объектов, возведенных с нарушением закона, снизится нагрузка на суды [6].
Из текста нормы абзаца 1 п. 4 ст. 222 ГК РФ следует, что решение о сносе самовольной постройки вправе принять:
- либо органы местного самоуправления городского округа, если самовольная постройка расположена в границах поселений;
- либо органы местного самоуправления муниципального района, если самовольная постройка расположена вне границ поселений.
Согласно действующему законодательству местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации и не только в городских округах и муниципальных районах, но и в городских, сельских поселениях и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 .№131-ФЗ) [2].
В этой связи в юридической литературе вполне справедливо обращается внимание на нелогичность позиции законодателя в части ограничения круга муниципальных образований, органы местного самоуправления которых вправе принимать решения о сносе самовольной постройки [4]