Статья:

Проблемы правового регулирования возникновения права собственности на самовольную постройку

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Швецова О.Н. Проблемы правового регулирования возникновения права собственности на самовольную постройку // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(16).pdf (дата обращения: 07.02.2023)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы правового регулирования возникновения права собственности на самовольную постройку

Швецова Олеся Николаевна
магистрант Саратовская Государственная Юридическая Академия, РФ, г. Саратов
Жуковская Мария Андреевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Саратовская Государственная Юридическая Академия, РФ, г. Саратов

 

Одним из оснований возникновения права собственности является признании права собственности на самовольную постройку.

В юридической литературе отмечают О. Г. Ершов и В. А. Бетхер, институт самовольной постройки облада­ет двойственной природой: с одной стороны - это один из первона­чальных способов приобретения права собственности, с другой - санкция за осуществление строительства с нарушением закона [5] Не исключая двойственности правовой сущности самовольной постройки, заметим, что права собственности на нее не возникает из­начально, оно обусловлено определенной процедурой его признания, что, в свою очередь, предполагает наличие вещи (самовольной постройки), без которой ставить вопрос о возникновении вещного права невозможно.

Право собственности на самовольную постройку регулируется пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], который предусматривает два порядка признании права собственности на постройку: 

- судебный порядок, 

- внесудебный порядок.

Во внесудебном порядке право собственности признается иным предусмотренным законодательством лицом. При этом никаких указаний на орган, осуществляющий признание права собственности не предусмотрено в законе. Кроме этого, для проверки условий признании права собственности на самовольную постройку необходимо проведение экспертизы (например, для установления соответствия постройки установленным требованиям). Также судебный способ признания права собственности должен соответствовать принципам осуществления правосудия в России, предполагает закреплённый в законе порядок судопроизводства, представления доказательства, вынесение решения по делу, обязательного для исполнения и возможность принудительного исполнения решения суда, что делает данный порядок преимущественным по сравнению с внесудебным порядком.

Проблемы возникают и при регулирование порядка сноса самовольной постройки.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №258-ФЗ [2]существенным образом изменил правовое регули­рование вопросов, связанных со сносом самовольной постройки. В частности, статья 222 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) была дополнена п. 4, предоставившим право органом местного самоуправления принимать реше­ния о сносе самовольных построек во внесудебном порядке.

Предполагалось, что в результате введения данной нормы значительным об­разом упростится процедура сноса объектов, возведенных с нарушением закона, снизится нагрузка на суды [6].

Из текста нормы абзаца 1 п. 4 ст. 222 ГК РФ следует, что решение о сносе самовольной постройки вправе принять:

  • либо органы местного самоуправления городского округа, если самоволь­ная постройка расположена в границах поселений;
  • либо органы местного самоуправления муниципального района, если са­мовольная постройка расположена вне границ поселений.

Согласно действующему законодательству местное самоуправ­ление осуществляется на всей территории Российской Федерации и не только в городских округах и муниципальных районах, но и в городских, сельских посе­лениях и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 .№131-ФЗ) [2].

В этой связи в юридической литературе вполне справедливо обращается внимание на нелогичность позиции законодателя в части ограниче­ния круга муниципальных образований, органы местного самоуправления кото­рых вправе принимать решения о сносе самовольной постройки [4]

 

Список литературы:
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"  // СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4384.
4. Герега Ю.А. Проблемы самовольной постройки // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 264-267.
5. Ершов О. Г., Бехтер В. А. К вопросу о правовой природе самовольной постройки // Право и экономика. 2015. № 4. С. 37-41.
6. Пронина Ю.О., Крук С.С. Самовольная постройка как способ приобретения права собственности: проблемы теории и правоприменения // В сборнике: Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 123-126.