Статья:

К вопросу об определении понятия коррупции в российском законодательстве

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Артамонова И.В. К вопросу об определении понятия коррупции в российском законодательстве // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(17).pdf (дата обращения: 11.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об определении понятия коррупции в российском законодательстве

Артамонова Ирина Валерьевна
магистрант Набережночелнинского института К(П)ФУ РФ г. Набережные Челны
Хамитов Радик Накимович
научный руководитель, к.ю.н., д.ф.н, доцент Набережночелнинского института К(П)ФУ, РФ г. Набережные Челны

 

Устойчивое социально-экономическое развитие любого государства невозможно представить без стабильного правопорядка. Коррупция выступает в качестве опасной болезни, снижающей эффективность правовых институтов как в России, так и в зарубежных странах.

В условиях глобализации вопросы, связанные с предупреждением и искоренением коррупции, регламентируются как национальным, так и международным правом: Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 31.10.2003); Конвенцией, принятой на основании статьи K.3 (2) «c» Договора о Европейском союзе, о борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств – членов Европейского Союза (принята Советом Европейского союза 26.05.1997, Россия не участвует); Конвенцией о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках (принята Организацией экономического сотрудничества и развития 21.11.1997); Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию (принята Комитетом министров Совета Европы 27.01.1999) и др. Согласно подходу к определению понятия «коррупция», отражающему позицию международного сообщества, она представляет собой деяние, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. То есть речь идет о таком термине, как коррупционное правонарушение. В национальном праве РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1]. Соответственно, понятие коррупции приводится посредством перечисления виновно совершенных общественно опасных деяний, предусмотренных ст. ст. 285, 286, 201, 290, 291, 204 УК РФ, запрещенных УК РФ под угрозой наказания, – коррупционных преступлений.

Фактически можно констатировать, что в российском уголовном праве на настоящий момент нет однозначного определения коррупции как деяния, а наличествующее легальное определение представляет собой не более чем техническую норму с непрямыми отсылками. Таким образом, в полный рост становится проблема формулировки понятия коррупции, которое могло бы быть практически применимым в рамках российского законодательства.

Составы преступлений, перечисленные в ФЗ «О противодействии коррупции», объединяют следующие признаки: умышленная форма вины; специальный субъект – физическое лицо, использующее свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства; связь деяния со служебным положением субъекта; корыстный мотив: корыстная заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера или иная личная заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. Субъектом коррупционного преступления может выступать также лицо, заинтересованное в осуществлении определенных действий (бездействия) специальным субъектом.

Коррупция в общественно-социальном значении представляет собой девиантное поведение должностных лиц, выражающееся в использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, имеющихся у них полномочий, вытекающих из них возможностей, а также иных общественных ресурсов, доступ к которым они имеют в связи со своим статусом или фактическим положением, для извлечения выгоды в личных, узкогрупповых или корпоративных целях [2].

Можно отметить тот факт, что сущность коррупции как социально-правового явления имеет два аспекта. С одной стороны, она выражается в незаконном использовании публичным лицом своего статуса в целях получения каких-либо выгод, а с другой – в незаконном предоставлении публичному лицу таких выгод любым заинтересованным лицом. Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий или бездействий), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

Ряд других ученых упоминают о том, что коррупция – негативное противоправное социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ или приобретением каких-либо преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных лиц, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей. То есть коррумпированными могут быть не только государственные служащие, но и сотрудники частного сектора, имеющие определенные возможности, обеспечиваемые их должностью, а также «взяткодатели», получающие «услугу» за счет коррупционных действий сторон.

Следует акцентировать, что Федеральный закон «О противодействии коррупции», как основополагающий нормативный документ, регламентирующий деятельность по противодействию коррупции, в том числе и по ее предупреждению, непременно должен содержать и отражать всю глубину такого явления, как коррупция, что необходимо для понимания первооснов коррупции, в результате чего она зарождается, как развивается и к чему приводит. В этой связи целесообразно закрепить на законодательном уровне, что из себя представляет явление коррупции – ее понятие, а возможные действия, которые следует относить к коррупции, должны быть перечислены отдельным пунктом статьи, и их перечень не должен быть исчерпывающим. Также для квалификации деяний как «коррупционные» целесообразно закрепить их конкретные признаки.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Консультант плюс
2. Румянцева, Е. Е. Противодействие коррупции : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 267 с.