Статья:

Проект идеального государства на основе анализа работ известных мыслителей античности и нового времени

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Воеводина У.А., Белова В.А. Проект идеального государства на основе анализа работ известных мыслителей античности и нового времени // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 11.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проект идеального государства на основе анализа работ известных мыслителей античности и нового времени

Воеводина Ульяна Александровна
студент Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов
Белова Валерия Александровна
студент Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов
Гимишян Лилиана Седраковна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент. Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

С древнейших времен философы и ученые всего земного шара исследовали и анализировали проблемы политики и права, разрабатывали концепции и теории идеальных государств, пытаясь создать такой мир, жизнь в котором для всех людей казалась бы «раем на земле». На современном этапе жизни, существуют противоречия в понимании идеального мира, когда власть и личная выгода выходят на первый план во внешней и внутренней политике, актуальной остается проблема политического устройства государства.

Проанализируем работы известных мыслителей античности и нового времени и составим проект идеального, по нашему мнению, государства.

Неотъемлемой частью любого государства должна являться идеология. Идеология - система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество [1, с. 940]. Идеология формирует представление о добре и зле, о смысле жизни, мотивирует человека и общество на намерения и действия. Сильное государство должно основываться на реальных положениях и правилах жизни, а не на вере в сверх естественные силы. Таким образом, идеология сменяет религию, при этом она закрепляет основные заповеди и каноны поведения.

Многие распри между гражданами государства происходят из-за национальных конфликтов. Никколо Макиавелли в своих трудах большое значение отдает объединению народа, определяет это как стратегическую цель спасения государства [2, с. 46-54]. Дружба и братство всех народов государства, нетерпимость к национальной и расовой неприязни – первый канон нашей идеологии.

«В справедливости заключаются все добродетели»  пишет в своем труде один из самых известных философов Античности -  Аристотель. Второй канон - непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат, честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни – положения, которые должны найти свое закреплении в идеологии идеального государства.

Государство начинается с политического устройства. Формой правления в нашем идеальном государстве выступает фракционная монархия. Фракции основываются по основным сферам жизни общества (экономика, внешняя политика, внутренняя политика, духовная сфера, социальная), их представителями выступают профессионалы своего дела.

Обратимся к теории разделения властей Монтескье. В каждом государстве существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. Свобода в максимальной степени обеспечивается только тогда, когда она отделены друг от друга, только тогда возможно  взаимное сдерживание. Исполнительная власть должна находиться в руках монарха. Преимущество монархии заключается в том, что исполнительная власть всегда лучше осуществляется одним, чем нескольким [3, с. 216-217]. Придерживаясь мнению Гуго Гроция,  народ может ограничить власть правителя законами и все противоправные действия будут объявлены недействительными. Власть монарха является бессрочной и преемственной, в случае смерти избранного монарха или прекращении династии власть возвращается народу. Шарль Монтескье предлагает законодательную власть предоставить народу, мы, подобно его теории, передаем законодательную власть фракциям, каждая из которых будет заниматься законотворческой деятельностью в определенной сфере жизни общества. Закон, согласно работам Платона, есть разумное, имеющее общий характер установление, сочетающее в себе два способа воздействия на поведение людей: убеждение и принуждение. Суд у Платона стоит на страже неукоснительного соблюдения законов и сурово карает нарушителей. Никто из граждан никогда не должен поступать вопреки законам, посмевшего же так поступить, надо карать смертью и другими крайними мерами [4]. Эта функция в нашем идеальном государстве отводится судам.

Нарушение законов влечет негативные последствия для граждан любого государства. Придерживаясь основных концепций трудов, Иеремия Бентама предлагаем полностью сменить порядок содержания преступников в тюрьмах. На первое место в системе наказаний выступает смертная казнь. Назначается она за все тяжкие, особо тяжкие преступления и рецидив любой тяжести. Обвиняемые за преступления средней тяжести отбывают наказание в колониях-поселения. Принудительный труд, обучение ремеслу, которое можно реализовать в местах отбывания наказания, сочетание кротости и строгости в обращении с заключенными, соблюдение гигиены – основные принципы реализации наказания за преступления средней тяжести. Ответственность за малозначительные преступления заключается в пожизненном уменьшении заработной платы, фиксированный размер которой установлен специальными регламентами.

Важное место уделяется внешней политике. Целью международного права, как и в работах Иеремия Бентама,  является польза всех наций и стран, именно принцип полезности стоит в основе международных отношений. Гражданам идеального государства разрешен свободный выезд, однако вводится единая туристическая виза, ограничивающая время пребывания за рубежом. Предусмотрен взаимный обмен специалистами и дипломатами по специальным государственным программам. Въезд в идеальное государство разрешен только туристам, страна не предоставляет политическое укрытие беженцам, из-за большой опасности массовых беспорядков и политических свержений.

Семья – первая общность, в которую вступает человек на пути к своей свободе. Он существует уже не сам по себе, а как член некоего единства. Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей работе «Философия права» особое значение уделяет обязанности родителей в нравственном воспитании своих детей. Укрепление института семьи – главная задача идеального государства. Одним из итогов достижения данной задачи является полное исчезновение детских домов, все дети воспитываются в семьях. Опять же, обращаясь к идеологии, у людей будет «заложено на генетическом уровне», что твой ребенок – часть тебя, и ситуаций, в которых будет возникать необходимость в сдаче ребенка в детский дом, просто не будет. Для своеобразной помощи гражданам в воспитании детей, необходимо образование всех уровней сделать бесплатным, так как именно это будет способствовать повышению интеллектуального развития каждого человека. Также, следует ввести распределение по рабочим местам после института, таким  образом, в государстве пропадет безработица, выводя уровень жизни на очень высокий уровень. 

Таким образом, наша модель идеального государства включает в себя несколько основных институтов, таких как введение сильной идеологии, основными идеями которой будет дружба и братство всех народов государства, негативное отношение к национальной и расовой неприязни, а также непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. Следующий важный институт – это форма правления в идеальном государстве. Мы разработали абсолютно новую форму – фракционная монархия, основная идея которой в правлении сильного монарха при помощи нескольких групп, разбирающихся в определенных сферах деятельности, людей, объединенных во фракции. Развитие иерархии наказаний за различные преступления, будет является своеобразным регулятором общественных отношений, который будет способствовать установлению социальной справедливости в обществе.

В заключение, хотелось бы отметить важность такого социального института, как семья, правильная организация которого будет поддерживать всю организацию жизни общества.

Мы считаем, что наша работа не является Утопией, так как каждый из пунктов нашей программы развития идеального государства вполне достижим, главное желание не только со стороны властей, но и со стороны каждого гражданина.

 

Список литературы:
1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник. 2000 – С. 940
2. История политических и правовых учений: учебное пособие для бакалавров/ под ред. С.Н.Туманова; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2017. – С. 46-54
3. И.Ю.Козлихин./ История политических и правовых учений. Курс лекций: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2014. – С.216-217.
4. Платон/ Политик. 297е