Правовые аспекты эвтаназии
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Правовые аспекты эвтаназии
Проблемы эвтаназии, которые существуют на данный момент в российском законодательстве, обусловлены полной неготовностью общества к принятию такого явления общественной жизни, как добровольная смерть или узаконенное самоубийство. В отечественной юридической науке эвтаназия получила множество эвфемизмов – «убийство из милосердия», «лишение жизни больного с целью облегчить его страдания» и т.д. Эвтаназия переводится с греческого как «хорошая смерть». По данной теме написано множество хороших работ. Ряд из них заслуживает отдельного упоминания и правового анализа. Так, достаточно всесторонне исследуется вопрос эвтаназии в российском праве в работе Е.И.Мирецкой.[4]
Автор указывает, что правовые основания для запрета эвтаназии в России сложились еще с момента присоединения нашей страны к Декларации о трансплатации человеческих органов, принятой 39-ой Всемирной медицинской ассамблеей. Данная декларация закрепила положения о неэтичности преднамеренного прерывания жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких родственников. Конституция РФ гарантирует право на жизнь, однако право на смерть не предусматривается. Более того, в российском законодательстве официально установлен запрет на эвтаназию, о чем пишут многие исследователи проблемы эвтаназии. Так, согласно ст.45 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. Однако Е.И.Мирецкая указывает в своей работе далее, что этот же ФЗ №323 содержит правовую коллизию, которая фактически разрешает отказ от медицинского вмешательства в отношении определенной категории, что фактически означает разрешение эвтаназии.[2] Так, отказ от медицинского вмешательства без согласия самого больного допускается в отношении:
1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
Таким образом, отказ от медицинского вмешательства, то есть, фактически пассивная эвтаназия установлена в отношении социально незащищенных граждан – малолетних и являющихся больными наркоманией, хотя напрямую в законе об этом не говорится.
Другой исследователь данной темы – Н.А.Иванова – указывает на серьезный опыт в законодательстве ряда стран относительно вопроса эвтаназии. Так. Иванова Н.А. вместе с Мирецкой Е.И. указывают, что эвтаназия разрешена в странах Бенилюкса (Бельгия, Голландия, Люксембург). При этом заявки на эвтаназию там исчисляются уже многими сотнями. Отмечается, что международное законодательство, в частности, законодательство наиболее развитых стран достаточно лояльно и терпимо относится к вопросам эвтаназии.
Так, в работе Н.А.Ивановой указывается, что в США в 1990 г. был принят закон о «самоопределении пациента», касающийся в возрастании роли на самостоятельное принятие решений в пограничных терминальных состояниях.[3]
В Бельгии закон об эвтаназии вступил в действие в 2002г., согласно данному закону пациент должен изложить заявление об эвтаназии в письменной форме, пациент должен быть неизлечимо болен, и ему должно быть более 18 лет. В Колумбии врач, исполнивший добровольное волеизъявление пациента об эвтаназии, не несет за это уголовной ответственности.
В Израиле эвтаназия разрешается только в отношении безнадежного неизлечимо больного пациента, которому остается жить не более 2 недель.
В исследовании Ивановой приводятся результаты опросов общественного мнения в России, из которых следует, что ситуация в данной сфере начала меняться, и все более людей склонны к тому, чтобы законодательно допустить процедуру облегчения страданий безнадежно больному человеку.
Что касается современного состояния вопроса эвтаназии, то здесь необходимо отметить следующее: российское общество является глубоко консервативным и закосневшим по своей природе. Очевидно, что всякие нововведения, которые как бы то ни было посягают на сложившиеся традиционно нормы жизни, будут восприняты враждебно. Общественное сознание находится в зачаточном состоянии и не способно к восприятию каких-либо нововведений, особенно связанных с вопросами жизни и смерти.
Тем не менее, анализируя ситуацию с запретом эвтаназии в России, следует согласиться с мнением Мирецкой о том, что косные религиозные догмы, навязанные религиозными учениями, являются основными причинами неприятия эвтаназии. Все основные вероисповедания – христианство, ислам, буддизм – отрицательно относятся к эвтаназии, считая ее грехом. Данные религии неспособны к диалектическому развитию, поэтому если опираться лишь на религиозные догматы, никаких изменений в данной сфере не произойдет. Соображения человечности, гуманности, терпимости и сострадания отвечают принципам эвтаназии. Эти же принципы лежат в основе всех основных религий и верований. На этих же принципах основано международное право. Это означает, что религиозные предпосылки запрета эвтаназии как чего-то греховного основаны на косности, отсталости и религиозном фанатизме.
Кроме того, в России есть свои специфические особенности, связанные с юридической проблематикой эвтаназии. В Конституции указано право на жизнь, однако право на причинение смерти, по умолчанию, де-факто и де-юре остается лишь правом и монополией государства. Государство распоряжается не только жизнью своих граждан, но и их смертью, что выражено в праве на смертную казнь, которая на данный момент находится под запретом, но этот мораторий настолько слаб, что в любой момент может прекратить свое действие, поскольку связан лишь с членством РФ в Совете Европы, откуда множеству популистов-политиков так не терпится выйти. Причинение смерти российское государство видит исключительно насильственным путем, исключительно принудительно и только с причинением максимальных страданий. Гуманность чужда не только российским правоохранительным органам, но и медицине, которая находится в упадке. Эвтаназия – это право на легкую смерть, право на самоубийство, что в странах с режимами, близкими к авторитарным, строго запрещено, поскольку смерть, как и жизнь, находятся во власти государства. Эвтаназия является на данный момент вопросом государственной политики, и вопрос этот гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Разрешение эвтаназии приведет к коренным реформам глубинных слоев аппарата власти. Разрешение на эвтаназию находится в прямой причинно-следственной связи с вопросом смертной казни. Эвтаназия должна привести к полной отмене смертной казни как вида наказания, что является пока неразрешимым вопросом.[1]