Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовных дел
Секция: Юриспруденция
XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовных дел
Как разновидность государственной правоохранительной деятельности оперативно-розыскная деятельность (ОРД) может оказаться малоэффективной для привлечения лиц, подготавливающих и совершивших преступления, к уголовной ответственности, если ее результаты не были впоследствии преобразованы в доказательства по уголовному делу. Вместе с тем значительный объем доказательственной базы формируется именно на стадии досудебного производства, а представление результатов оперативно-розыскной деятельности происходит на стадии возбуждения уголовного дела.
Случаи обнаружения признаков преступления непосредственно оперативными сотрудниками можно рассматривать в следующих аспектах:
1) Оперативный сотрудник случайно становится очевидцем преступного деяния;
2) Оперативный сотрудник получает сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении в результате изучения и документирования преступной деятельности, проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) [5, с. 326].
Проиллюстрируем одно из указанных положений на следующем примере из судебной практики. Феткуллин А.Р. был осужден по ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 2 статьи 228.1 УК РФ, то есть за покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере. Феткуллин в неустановленное время в неустановленном месте незаконно приобрел смесь, содержащую наркотическое средство массой не менее 1,86 грамма, которое с целью последующего сбыта незаконно доставил по месту своего проживания, где незаконно хранил до момента задержания. Феткуллин А.Р., реализуя свой преступный умысел на незаконный сбыт наркотического средства, в телефонном режиме договорился с ранее знакомым В. о сбыте наркотических средств в крупном размере. После чего в тот же день около 15 ч 30 мин А.Р. Феткуллин доставил смесь, содержащую наркотическое средство массой не менее 1,86 грамма, к дому для дальнейшей передачи В. Однако преступление Феткуллин не смог довести до конца по независящим от него обстоятельствам, т.к. в указанное время и в указанном месте Феткуллин А. был задержан сотрудниками полиции в ходе ОРМ «Наблюдение». В ходе личного досмотра у Феткуллина А.Р. были обнаружены и изъяты два свертка с порошкообразным веществом светлого цвета, которое согласно заключению эксперта является смесью, содержащей наркотическое средство массой 1,86 грамма. В отношении Феткуллина было возбуждено уголовное дело [6].
Главным показателем возможности использования оперативно-розыскных материалов при возбуждении уголовного дела предстает наличие в их содержании достаточных сведений, указывающих на признаки преступления (исходя из содержания ч. 2 статьи 140 УПК РФ [1] и 18 пункта Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд [3]. Несмотря на указание в п. 18 Инструкции о представлении результатов ОРД о группах сведений, которые относятся к категории «достаточных», в научных публикациях можно встретить положения о нецелесообразности отождествления фактического основания (представление органам следствия результатов оперативной работы) с наличием достаточных данных обо всех признаках состава преступления. Именно на стадии возбуждения производства, как правило, отсутствует полная информация обо всех признаках состава преступления. В частности, может отсутствовать информация о лице, совершившем преступление, субъективная сторона состава преступления также остается неизвестной, возможно не установить форму вины этого лица, мотивы и цели, которыми это лицо руководствовалось при совершении преступления и т.д. Таким образом, в ч. 2 ст. 140 УПК РФ, а также в п. 18 Инструкции под основаниями для возбуждения уголовного дела, понимается наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, являя собой те достаточные данные, которыми обладает компетентный орган (должностное лицо) и которые указывают на признаки объективной стороны состава преступления (признаки общественно опасного деяния и наступивших вследствие него общественно-опасных последствий), обладающие процессуальным значением. При этом, органу предварительного расследования обязуются предоставлять совокупность материалов (оперативно-розыскной информации), которая придаст уверенность в наличии признаков объективной стороны состава преступления, имеющих процессуальное значение.
В ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об ОРД» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [2] сформулировано, что «Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела…». Такого рода установление противоречит положениям ст. 140 УПК вследствие того, что последняя «не знает» такого повода. Поводом для возбуждения уголовного дела признается сообщение о преступлении, полученное из предусмотренного процессуальным законом источника, принятие которого обязывает органы расследования приступить к процессуальной деятельности. Как правило, именно с момента появления повода для возбуждения дела возникают уголовно-процессуальные отношения и начинается уголовный процесс. Повод - это формальная предпосылка для начала производства, поэтому он должен иметь соответствующую форму (заявление, явка с повинной, рапорт - статьи 141-143 УПК) [7, с. 320].
Поводом к возбуждению уголовного дела сам результат ОРД являться не может. Таким источник информации становится тогда, когда представлен органу дознания, дознавателю, руководителю следственного органа, следователю в документарном виде, приобретая тем самым статус сообщения о преступлении. Следует предположить, что 11 статья закона «Об ОРД» должна быть сформулирована аналогично. При этом подобное сообщение в соответствии со статьей 143 УПК должно оформляться должностным лицом, получившим известие о совершенном и готовящемся преступлении из иных источников информации, как указано в 140 статье УПК, рапортом об обнаружении признаков преступления. В рапорте содержится фактическая информация о признаках противоправного деяния, которую исполнитель обязан довести до соответствующего руководителя правоохранительного органа.
На данный момент в ст. 11 закона «Об ОРД» наряду с п. 9 Инструкции закреплено, что представление результатов ОРД из оперативно-розыскного аппарата в орган дознания или следователю для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу производится не иначе как на основании постановления руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя). Так, основываясь на данных из реальной практики, раскроем существенные моменты содержания конкретного постановления (общий образец структуры постановления обозначен в приложении 2 Инструкции о порядке представления результатов ОРД).
В целях документирования преступной деятельности и изобличения в совершении преступлений лиц, причастных к сбыту наркотических средств на территории Воронежской области, проводился комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем в действиях неустановленных лиц были усмотрены признаки преступления, предусмотренного п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ. В качестве оперативно-служебных документов, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности в данном случае выступили: постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну; рапорт на проведение ОРМ «наблюдение; рапорт на проведение ОРМ «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»; постановление о проведении ОРМ «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»; акт о проведении ОРМ «наблюдение»; протокол проведения ОРМ «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и фототаблица; объяснения; служебное задание на проведение исследования; справка об исследовании и полимерный пакет к справке об исследования. Результаты оперативно-розыскной деятельности были представлены в Следственную часть по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по Воронежской области от имени заместителя начальника полиции по оперативной работе ГУ МВД России по Воронежской области [4].
Кроме того, в соответствии со статьями 140 и 143 УПК должностное лицо, получившее сообщение о признаках преступления (а этим лицом может быть конкретный оперативный сотрудник), посредством рапорта сообщает об этом не только своему непосредственному начальнику, но и также имеет возможность сообщить следователю или дознавателю (статья 144 УПК).
В научной литературе отмечается, что результаты оперативно-розыскной работы, а вместе с тем, и поступившая оперативная информация не могут послужить поводом для возбуждения дела постольку, поскольку они не проверены с использованием процессуальных и oперативно-рoзыскных метoдoв соответственно; итогам оперативно-розыскной деятельности дается оценка с точки зрения достоверности, достаточности и допустимости [8, с. 199].
Исходя из вышесказанного, для решения о возбуждении уголовного дела достаточно лишь установить отдельные признаки, отражающие наиболее существенные свойства конкретного состава преступления. Соответственно результаты ОРД должны содержать достаточные данные, указывающие на эти признаки преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, цели, способа, обстановки и других обстоятельств совершения преступления не входит в задачу стадии возбуждения уголовного дела. Такая задача может быть решена только лишь в последующих стадиях уголовного процесса.