Статья:

Правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти по стимулированию деловой (экономической) активности: меры по импортозамещению

Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Моденов Н.В. Правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти по стимулированию деловой (экономической) активности: меры по импортозамещению // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(24).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти по стимулированию деловой (экономической) активности: меры по импортозамещению

Моденов Никита Вадимович
студент, Мурманский Арктический государственный университет, РФ, г. Мурманск
Пирогов Павел Павлович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Мурманский Арктический государственный университет, РФ, г. Мурманск

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные меры, предпринимаемые государственными органами в сфере импортозамещения. Сделан вывод относительно необходимости интенсификации работы Правительственной комиссии по вопросам импортозамещения, которая должна стать основным органом в этой сфере.

 

Ключевые слова: импортозамещение, промышленность, развитие промышленности, стимулирование деловой активности.

 

Одним из направлений развития экономики Российской Федерации является организация импортозамещения. Импортозамещение – это процесс выпуска товаров (реже – услуг) на территории Российской Федерации, если ранее аналогичные товары закупались за рубежом. Позитивный эффект импортозамещения проявляется в двух направлениях:

  1. Экономическая политика. Импортозамещение создает новые рабочие места, улучшает торговый баланс, позитивно влияет на курс национальной валюты и покупательскую способность населения.
  2. Национальная безопасность. Чем более автономным в контексте экономической самостоятельности является государство, тем выше его запас прочности, что особенно важно в усложняющейся международно-политической обстановке.

Начиная с 2014 года, меры по импортозамещению во всех отраслях национальной экономики стали приоритетными задачами для органов исполнительной власти Российской Федерации. Импортозамещение широко внедряется практически во всех сферах национальной экономики Российской Федерации.

Как отмечает В.В. Моисеев,  программы импортозамещения действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у России имеются очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырьё, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт [1].

Ключевым органом, координирующим вопросы импортозамещения является Министерство промышленности Российской Федерации. Как справедливо отмечает Б.А. Хейфец, в современном мире вопрос импортозамещения практически равен по смыслу вопросу достижения уровня конкурентоспособности экономики [2]. В некоторых сферах, безусловно, органы государственной власти способны ограничивать конкуренцию путем введения соответствующих пошлин для иностранных товаров и преференций для отечественных. Однако необходимо понимать, что использование тарифных барьеров для международной торговли ограничено правилами ВТО, а за введенными ограничениями, вне всяких сомнений, последуют зеркальные меры торговых партнеров России. Поэтому, именно повышение конкурентоспособности российской экономики является основной задачей органов государственной власти в сфере импортозамещения.

На выполнение этой задачи, постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №328 утверждена государственная программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности [3]. Основным ответственным исполнителем этой программы является Министерство промышленности Российской Федерации, на которого возложены функции по координации деятельности всех органов (Министерство науки и высшего образования, Министерство труда и социальной защиты,  Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и т.д.) относительно выполнения данной программы.

Срок действия данной государственной программы: 2013-2024 год. Избранными целевыми показателями эффективности данной программы является увеличение доли обрабатывающей промышленности, создание высокотехнологических рабочих мест, увеличение количества объектов промышленной инфраструктуры.

Указанные цели сложно считать достигнутыми. В соответствии с данными Росстата, в 2019 году уровень промышленного производства в обрабатывающей промышленности составил 107,8% (за вычетом сезонного фактора) к среднемесячному уровню 2016 г. [4] Такие показатели вряд ли можно считать прорывными и избавляющими Российскую Федерацию от импортной зависимости и сырьевого характера экономики.

В качестве координационного органа также действует Правительственная комиссия по вопросам импортозамещения [5]. Данная комиссия возглавляется Председателем Правительства РФ, а в ее состав входят профильные министры, руководители соответствующих федеральных служб и ведомств.

На работу Правительственной комиссии было, в свое время, возложено много надежд. Как отмечала В.В. Иваницкая, Правительство России с Правительственной комиссией по импортозамещению активно внедряют и реализуют новые законопроекты и вносят поправки в уже существующие. В 2017-2018 гг. насчитывается немалое количество уже реализованных или находящихся на стадии реализации проектов [6] Еще одним положительным итогом работы данной Комиссии стало проведение в 2017 году специализированной выставки «Импортозамещение».

Вместе с тем, данная комиссия работает с очень большими перерывами между заседаниями. Так, в соответствии с ведомостями Правительства Российской Федерации, данная комиссия за весь 2019 г. заседала только два раза: 24 апреля 2019 г. и 10 декабря 2019 г [7]. Очевидно, что такой темп работы комиссии не в полной мере отвечает ее задачам и возложенным на нее функциям. 

Именно интенсификация деятельности этого органа позволит улучшить координацию органов власти в сфере импортозамещения, что должно стать важной предпосылкой для существенного роста промышленного производства в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Моисеев Владимир Викторович, Ницевич Виктор Францевич, Петровичев Владимир Матвеевич Государственная политика импортозамещения: состояние и перспективы // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-importozamescheniya-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 28.01.2020).
2. Хейфец Борис Аронович Импортозамещение и конкурентоспособность // РСМ. 2016. №2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenie-i-konkurentosposobnost (дата обращения: 28.01.2020).
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" [Электронный ресурс] режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/49909175
4. Ведомости Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.gks.ru/enterprise_industrial
5. Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 785 "О Правительственной комиссии по импортозамещению" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] режим доступа: http://base.garant.ru/71152492/
6. В.В. Иваницкая Эффективность политики импортозамещения в Российской Федерации // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-politiki-importozamescheniya-v-rossiyskoy-federatsii-2 (дата обращения: 02.02.2020).
7. Ведомости Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] режим доступа: http://government.ru/department/314/events/