ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
Секция: Юриспруденция
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
В статье 33 Конституции Российской Федерации одним из гарантированных прав граждан является право на обращение. Данное право закрепляется также и во многих международных правовых актах. Оно с одной стороны способствует участию населения в управлении делами государства, а с другой – обеспечивает защиту прав и свобод [1].
В целях эффективного развития, государство, должно своевременно и всесторонне совершенствовать законодательство в сфере рассмотрения обращений граждан для качественного и четкого регулирования общественных отношений, возникающих в процессе реализации гражданами своих прав. Рассмотрение обращений граждан – это одно из направлений деятельности органов государственной власти. С другой стороны – это гарантия реализации, восстановления прав человека и гражданина.
Существует единый порядок рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации, который закреплен законодательно, но в разных органах государственной власти есть свои особенности.
В российском государстве прописана возможность для граждан выступать в качестве активной инициативной силы, которая защищает как личные, так и групповые интересы. В процессе такой защиты должны иметь место адекватные ответные действия государства, направленные на предупреждение и исправление возможных выявленных фактов несоблюдения законодательства.
Актуальность работы органов внутренних дел определяется тем, что сама деятельность участкового уполномоченного полиции по рассмотрению обращений граждан представляет собой четко регламентированную нормативно-правовыми актами деятельность по содействию в реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы, поэтому к ее изучению необходимо подходить с позиции нормативно-правового регулирования института обращений граждан. Кроме того, право на обращения также представляется в качестве средства защиты и охраны прав личности, помогает укреплять связь правоохранительных органов с населением. Помимо этого, обращения могут быть существенным источником информации, необходимой для решения вопросов на закрепленном за участковым уполномоченным административном участке.
Большая часть сообщений и заявлений, в том числе о происшествиях, поступает, в частности, к участковому уполномоченному полиции. От того, насколько профессионально грамотными будут действия участкового уполномоченного полиции по приему и разрешению обращений граждан, зависит авторитет полиции в целом.
Рассматривая вопрос о деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению обращений граждан необходимо, для начала, определить, что из себя представляет данный правовой институт. Исходя из того, что гражданин выступает как участник различных общественных отношений, за ним признается его гражданско-правовой статус. В данный статус входят закрепленные в государстве права и обязанности граждан, а также механизм их гарантии и защиты.
Гарантия правового статуса граждан – это комплекс организационных, экономических, политических, идеологических, гражданских и юридических мер, которые обеспечивают реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.
Итак, право на обращение граждан можно отнести к гарантиям правового статуса. Общественные отношения, через которые выражается право граждан на обращения, являются предметом регулирования различных отраслей отечественного права: административного, уголовного, гражданско-процессуального, семейного права, уголовно-процессуального, административно-процессуального, конституционного, трудового. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Реализация данного права способствует удовлетворению интересов личности, общества и государства. Кроме того, они позволяют усилить контроль народа за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с бюрократизмом, волокитой и другими недостатками в их работе.
Считаем, что государство обязано реагировать на каждое обращение гражданина в законодательно установленном порядке и сроках, а также принять по ним какие-либо управленческие решения. Под обращением граждан понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4) Федеральным законом от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59 (далее – Закон № 59-ФЗ) [2]. Анализируя вышеуказанное определение, можно выделить некоторые его признаки: ˗ обращения могут подаваться в письменной, устной или электронной форме; ˗ письменные обращения должны иметь соответствующее наименование; ˗ обращение должно быть адресовано к конкретному должностному лицу. Кроме того, необходимо отметить, что каждый из видов обращений обладает своей спецификой, особенностью.