Статья:

Значение государственных закупок для экономического развития города

Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Еприкян А.Г. Значение государственных закупок для экономического развития города // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(25).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение государственных закупок для экономического развития города

Еприкян Ася Гндзаровна
студент, Московский городской университет управления Правительства Москвы, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассмотрено значение механизма государственных закупок для экономического развития города. Выделены основные направления госзакупок в РФ в 2019 г., определена роль субъектов малого предпринимательства в экономике регионов, их конкурентные преимущества относительно крупных корпоративных образований, выявлены возможности и перспективы интеграции данных экономических категорий. Рассмотрена сущность проблемы монозависимости городов от деятельности градообразующих предприятий, обозначена роль Фонда развития моногородов в экономическом развитии страны.

Abstract. The article deals with the importance of the public procurement mechanism for the economic development of the city. The main directions of public procurement in the Russian Federation in 2019 and the role of small businesses in the economy of the regionsare defined.The competitive advantages of relatively large corporate entities and the opportunities and prospects for the integration of these economic categories are investigated. The essence of the problem of mono-dependence of cities on the activities of city-forming enterprises is considered, the role of the Development Fund for single-industry towns in the economic development of the country is indicated.

 

Ключевые слова: государственные закупки, субъекты малого предпринимательства, моногород.

Keywords: public procurement, small businesses, single-industry town (monotown).

 

Одним из инструментов экономической политики государства является механизм осуществления государственных закупок. Государственные закупки представляют собой процесс приобретения товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов [3]. Реализация закупочного процесса обеспечивается путем формирования государственного заказа и последующего бюджетного финансирования. Закупочные процедуры осуществляются участниками закупок на конкурентной и неконкурентной основе.

В научной литературе выделяются различные цели осуществления государственных закупок. Авторы сходятся во мнении, что механизм госзакупок позволяет поддерживать внутренние источники экономического роста, снижать социальную напряженность в обществе, оказывать защиту окружающей среды (например, через «зеленые закупки»). Исследования С. Эрроусмита [5] показывают, что еще одной немаловажной целью осуществления государственных закупок, имеющей непосредственное влияние на развитие городов и регионов, является стимулирование малого предпринимательства. Доступ данной экономической категории к госзакупкам обусловлен необходимостью развития конкуренции и поддержки инновационного развития страны. В отличие от других инструментов государственной экономической политики (к примеру, льготного налогообложения или прямого финансирования через государственные субсидии и гранты), стимулирующих предложение, участие малого предпринимательства в государственных закупках стимулирует спрос. Спрос на продукцию со стороны бюджета снижает риски колебаний рыночной конъюнктуры для малых предприятий, облегчает для них доступ к получению финансовых ресурсов [2].

Государственные закупки осуществляется в различных сферах, однако преимущественными направлениями являются национальные проекты. Лидером среди государственных программ РФ по стоимости заключенных контрактов в III квартале 2019 г. остается государственная программа "Развитие транспортной системы" [1]. Сумма контрактов по данному направлению (301 млрд руб.) превышает аналогичную сумму по программам «Развитие здравоохранения» и «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в 2 и 3 раза соответственно. Высокий приоритет реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры как одного из стратегических направлений развития в соответствии с майскими указами 2018 г. подтверждает и статистика в разрезе ОКВЭД 2. Согласно данным, около 50% стоимости заключенных контрактов приходится на сооружение и строительные работы. Продукция обрабатывающих производств является предметом государственных закупок в 29% заключенных контрактов, продукция горнодобывающих производств – в 5%.

Основу механизма осуществления госзакупок составляют такие принципы, как равное и справедливое отношение ко всем участникам закупок, открытость и прозрачность, эффективное расходование государственных и муниципальных ресурсов, а также высокий уровень ответственности участников закупочного процесса. Однако при работе с малыми и средними предприятиями, зачастую составляющими основу экономического развития городов, часть указанных принципов ставится под сомнение. Как отмечает Л. Преус, малый бизнес не всегда способен производить продукцию с более низкими издержками и/или более высоким качеством, чем средние и крупные компании, поэтому перед государством ставится непростая дилемма: обеспечение поддержки малому предпринимательству или максимальная рациональность использования бюджетных средств. Этот факт является одной из причин доминирования крупных корпоративных образований в российской экономике, которое подкрепляется и основными направлениями осуществления государственных закупок, рассмотренных ранее. Однако такая форма организации бизнеса в условиях кризиса приводит к потере конкурентоспособности, что обуславливает актуальность интеграции малых и крупных игроков [4]. Взаимное органичное существование является одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России в настоящее время.

Экономика города характеризуется кумулятивными эффектами, которые последовательно усиливают концентрацию населения и производства в городе. Концентрация в городе нескольких предприятий (в том числе – малого и крупного размера) одной отрасли увеличивает суммарный спрос этой отрасли на соответствующие факторы производства, например, на закупочное сырье, электроэнергию и т.д. В результате возникает достаточно емкий рынок сбыта, соответствующий промежуточной продукции, что может стимулировать размещение в городе предприятия по производству промежуточной продукции. Если рынок сбыта не справляется с поставленной задачей, то государство через госзакупки стимулирует развитие предприятий и всего города.

Механизм осуществления государственных закупок может служить основой стимулирования интеграции субъектов малого предпринимательства и крупных компаний. Малое и среднее предпринимательство традиционно ассоциируется с созданием рабочих мест, инвестиционной и инновационной активностью, ростом адаптивности и уровня конкуренции в экономике городов. Однако административные и экономические барьеры имеют регрессивный в зависимости от размеров предприятия характер, в связи с чем политика поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства имеет приоритет перед другими направлениями, в частности в России. При этом малые предприятия, расположенные не только в городах ЦФО, но и по всей стране, обладают следующими конкурентными преимуществами:

  • отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами;
  • быстрая адаптация к изменяющейся конъюнктуре рынка, развитая способность к освоению новых видов продукции, переориентации на другие категории клиентуры, а при необходимости - осуществление полного перепрофилирования уставной деятельности;
  • лучшие возможности в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций;
  • способность оперативно «заполнять» рыночные ниши, в которых крупный бизнес малоэффективен;
  • возможность индивидуального подхода к обслуживанию клиента;
  • более низкая стоимость создания рабочих мест.

Перечисленные преимущества оказывают существенное положительное влияние на экономическое развитие городов, в котором находятся малые предприятия. Рост спроса через механизм госзакупок становится наиболее заметным на местном и региональном уровне, что выражается в изменении различных макроэкономических индикаторах, а именно – росте ВРП, уровня заработных плат, снижении безработицы, а также улучшении условий и качества жизни населения города. Если государственные закупки распределяются равномерно по субъектам страны и в соответствии со специализацией этих субъектов, то данный инструмент становится причиной сокращения экономического и социального разрыва между городами и регионами страны, стимулируя при этом внутреннюю торговлю.

Как уже было отмечено ранее, субъекты малого предпринимательства - это неотъемлемая часть экономики городов, в связи с чем механизм государственных закупок оказывает существенное влияние на их развитие. Однако актуальной на сегодняшний день остается другая немаловажная проблема – это существование моногородов. В России существует около 460 поселений городского типа, где есть только одно или несколько взаимосвязанных предприятий, на которых работает более 20% всего местного экономически активного населения. В таких поселениях противостояние рискам внешней среды является практически невозможным, поэтому любые изменения рыночной конъюнктуры (к примеру, падение спроса на продукцию градообразующего предприятия) становятся первопричиной масштабного кризиса всего моногорода.

Для формирования необходимых условий для создания новых рабочих мест, привлечения инвестиций и развития городской среды был создан Фонд развития моногородов. Он также выступает посредником между государством и монопрофильными городами в области осуществления госзакупок. Помимо перечисленных функций, Фонд развития моногородов также занимается софинансированием расходов бюджетов РФ и бюджетов муниципальных организаций в целях реализации мероприятий по строительству и/или реконструкции объектов инфраструктуры, выполняет функции проектного офиса по проектам развития моногородов, координирует деятельность по улучшению социально-экономической инфраструктуры в моногородах и др. Фонд способствует осуществлению государственных закупок не только у градообразующих предприятий по профилю их специализации, но и у местных подрядчиков в сфере строительства объектов инфраструктуры. Монозависимость и безработица таким образом снижается, что положительно влияет на экономическое развитие города в целом.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы о значении государственных закупок для экономического развития города:

  • Основным драйвером роста экономики города выступают субъекты малого и среднего предпринимательства, поэтому стимулирование спроса путем осуществления государственных закупок имеет положительное влияние в первую очередь на экономическое развитие города.
  • Интеграция малого и крупного бизнеса способна нивелировать как неконкурентоспособность крупных корпоративных образований в условиях кризиса, так и ограниченность в ресурсах малых предприятий, а механизм равномерного распределения госзакупок может повлиять на увеличение темпов внутренней торговли и экономического роста.
  • Наиболее чувствительными к изменениям конъюнктуры рынка субъектами экономической деятельности являются моногорода. Экономика таких городов имеет прямую зависимость от эффективности функционирования механизма госзакупок, который, в свою очередь, обеспечивает рабочие места и спрос на продукцию градообразующего предприятия.

 

Список литературы:
1. Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам III квартала 2019 года / Минфин России – М, 2019. 
2. Туманянц К.А., Синицына Е.Д., Интыкбаева С.Ж. Влияние государственных закупок на развитие малого предпринимательства в России // Финансы и кредит. - 2017. - №35(755). – С. 2107-2122.
3. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. – М. ИздтаельствоЮрайт, 2019. – 148 с.
4. Шешукова Т.Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2018. - №20(452). – С. 18-23.
5. Arrowsmith S. Public Procurement as an Instrument of Public Policy and the Impact of Market Liberalisation. Law Quarterly Review, 1995, no. 111, pp. 235–284.