Образовательная услуга как рыночный товар в Республике Беларусь
Секция: Экономика
XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Образовательная услуга как рыночный товар в Республике Беларусь
Анализируя образовательную услугу как рыночный товар, имеет смысл рассмотреть различия в трактовке образовательной услуги, используемых в следующих подходах: классическом рыночном, маркетинговом, институциональном, системном.
Теоретико-методологической основой классического рыночного подхода к исследованию рынка образовательных услуг является теория рыночной экономики, в которой рынок – это сфера обмена, механизм купли-продажи, механизм взаимодействия покупателей и продавцов. Рассмотрение рынка как механизма, который сводит вместе представителей спроса и поставщиков отдельных товаров и услуг, как деятельности, где процессы покупки и продажи вступают в силу рыночной экономики [1, с. 45], позволяет раскрывать рынок образовательных услуг с помощью рыночных категорий:
– спрос как форма выражения потребностей индивидов и общества в образовательных услугах;
– предложение как объем образовательных услуг, продуцируемых и предоставляемых субъектами образовательного процесса;
– цена в виде платы за оказанную услугу, образовательную программу, приобретённые умения, знания, навыки;
– товар – образовательная услуга, образовательная программа, образовательный продукт, которые имеют потребительскую стоимость.
Образовательный продукт имеет стоимость, потому что в процессе образовательной деятельности используется человеческий труд (педагогов, научно педагогических работников, студентов), расходуются технические средства, материалы, электроэнергия и т.п.
Потребительская стоимость образовательного продукта предполагает наличие способности удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, т.е. она имеет не только индивидуальный, но и общественный характер. В рамках классического рыночного подхода можно говорить о существовании в этой сфере экономического закона стоимости [2], по которому производство и обмен товарами осуществляется на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения.
Итак, в соответствии с классическим рыночным подходом, можно сказать, что образовательная услуга – это определённый вид товара, особая потребительская стоимость процесса труда, деятельность для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса.
В теории маркетинга образовательная услуга может рассматриваться как продукт учебного заведения, т. е. комплекс образовательных услуг, направленных на изменение уровня образования потребителей, и которые обеспечены соответствующими ресурсами учебного заведения. Образовательные программы могут классифицироваться по нескольким признакам, например: по уровню образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура); по специализации; по форме обучения и пр.
Заинтересованность УВО в соответствии программ и направлений обучения требованиям рынка заключается в том, что рынок труда через изменение спроса на специалистов определяет ориентиры для образования, уточняет знания и навыки, которыми должны обладать выпускники.
Возросший интерес к экономике образования объясняется значительными институциональными изменениями, процессами институциональных трансформаций в мировой и отечественной системах образования. Основой институционального подхода к изучению рынка образовательных услуг является то, что последний является интересным объектом для изучения экономистами и представителями других специальностей, содержит богатый эмпирический материал. Современный институционализм – научный подход, позволяющий сформулировать целостную систему знаний и расширить представление о поведении экономических субъектов на основе таких факторов, как технологии, власть, частная собственность, корпоративная система, правительство и т. д.
В рамках институционального подхода институты собственности, рынка имеют непосредственное отношение к функционированию рынка образовательных услуг, поскольку в мире растёт доля сегмента рынка с частной формой собственности, усиливается позиция негосударственных УВО, растут требования к государственному регулированию образовательной сферы. На этом рынке свою нишу по предоставлению образовательных услуг занимают классические и исследовательские университеты, а получение населением образовательных услуг опосредуется действием рыночных механизмов и т. п.
Итак, в рамках институционально теории основными субъектами взаимоотношений выступают непосредственные производители образовательных услуг и их потребители. Собственную нишу на рынке образовательных услуг занимают посредники (например, служба занятости, рекрутинговые агентства). Каждый субъект играет свою роль в механизмах работы рынка образовательных услуг. Участниками купли-продажи образовательной услуги являются УВО, будущий специалист и работодатель, а также такой важный институт, как государство, которое определяет стратегические ориентиры развития в понимании, что отношение к образованию является индикатором будущего состояния страны. Причём интересы государства как важного института рынка образовательных услуг, проявляются как со стороны спроса (основной плательщик при предоставлении бесплатного образования), так и со стороны предложения (основной производитель образовательных услуг). Осуществляя политику по соблюдению определённого уровня финансирования всех уровней образования, государство обеспечивает формирование человеческого и социального капиталов, интеллектуального потенциала общества. Среди подходов к изучению рынка образовательных услуг также заслуживает внимания системный подход, согласно которому рынок образовательных услуг – это сложная социально-экономическая система, состоящая из определённых элементов, а именно: производителей этих услуг (научно-педагогического состава УВО) и потребителей (страны, региона, домохозяйств, физических и юридических лиц). Как система этот рынок выполняет следующие функции: образовательную, научную, интеграционную, социальную, предпринимательскую, мотивационную, информационную. Рынок образовательных услуг как система обладает такими системными свойствами, как целостность, иерархичность, эмерджентность, открытость, наличие целей, изложенных в ряде программных национальных документов и законодательных актах по развитию образовательной сферы.
Выводы. Подводя итог, отметим, что приведённые выше подходы к определению категориального аппарата рынка образовательных услуг (классического рыночного, маркетингового, институционального, системного) позволяют нам сделать следующее обобщение. Рынок образовательных услуг – это сложная социально-экономическая система, которая состоит из производителей образовательных услуг (УВО, преподавательского состава, других юридических лиц) и потребителей (страны, региона, домохозяйств, физических и юридических лиц). Это сфера рыночных отношений, которые имеют место между субъектами образовательной деятельности при купле-продаже специфического товара – образовательной услуги. Образовательные услуги являются товаром, имеют стоимость и потребительскую стоимость. Образовательные услуги также являются личным и общественным благом, благом, которое способствует накоплению человеческого и социального капитала общества, региона, личности.
Продавцами на рынке образовательных услуг высшего образования выступают УВО (университеты, институты, академии и др.), а покупателями – абитуриенты, их родители, работодатели, субъекты хозяйственной и административной деятельности, нанимающие выпускников.
Основными особенностями, характеризующими рынок образовательных услуг, являются:
– асимметричность информации, которая предусматривает различие в знаниях одних участников по сравнению с другими;
– неодинаковая доступность образовательных ресурсов для различных субъектов рынка;
– относительная самостоятельность высших учебных заведений в осуществлении образовательной деятельности;
– адаптация системы образования и человека к новым возможностям обучения, переобучения, повышение квалификации;
– ориентация молодёжи на престижные профессии.