Статья:

Институт частной собственности в Российской Федерации: актуальные вопросы правового регулирования

Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сергачев В.Е. Институт частной собственности в Российской Федерации: актуальные вопросы правового регулирования // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(26).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Институт частной собственности в Российской Федерации: актуальные вопросы правового регулирования

Сергачев Владислав Евгеньевич
магистрант Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург
Лапочкина Елена Петровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург

 

Частная собственность и сегодня, и в давние времена всегда являлась центральным вопросом дискуссий, а динамика отношения к ней становилась индикатором развития демократизма общества в целом. В России смешались различные традиции и институты права, которые были реципированы как из Романо-германской, так и из Византийской и Татаро-монгольской традиции государства и права. В отличие от Европы и стран англо-саксонского мира, Россия не успела выстроить крепкого капиталистического общества, что можно считать одной из предпосылок общего торможения развития института частной собственности и сегодня. Кроме того, Россия все еще остается страной с переходным типом экономики. Институт частной собственности, который активно развивался в Российской Империи в СССР был сломан. На уровне генетической памяти остались последствия раскулачивания, от которого, по самым скромным подсчетам историков, только в Оренбургской области пострадало 3800 крестьянских хозяйств [1]. Институт частной собственности получил свое дальнейшее развитие уже после распада Союза. Долгий период полного отсутствия права частной собственности в целом, и крайне негативный процесс приватизации в 90-е годы подорвали доверие граждан к системе защиты прав и свобод. К сожалению, ежегодно в России наблюдается отток инвестиционного капитала. По данным Банка России от 9 апреля 2019 г. отток прямых иностранных инвестиций в 2018 г. стал рекордным за всю историю наблюдений – с 1997 г.

Вышеуказанные обстоятельства предопределили актуальность, структуру и содержание исследования, на основании которого были сформулированы следующие выводы и предложения:

Во-первых, защита частной собственности должна стать целью деятельности всех органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, в том числе судебной системы.

Во-вторых, необходимо закрепить определение частной собственности в системе законодательства Российской Федерации. Для этого предлагаем наименование и п. 1 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее – ГК РФ) изложить в новой редакции следующего содержания:

«Статья 213. Право частной собственности

1. Частной собственностью является любое имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства и юридическим лицам, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом относится к государственной и муниципальной собственности.».

В-третьих, следует значительно усилить методы и меры по защите частной собственности граждан и юридических лиц в РФ, для этого предлагаем ввести полный мораторий на изъятие земли, находящейся в частной собственности граждан в любых целях, в том числе государственных, за исключением военного и чрезвычайного положения сроком на 10 лет. Данное решение предлагаем утвердить Указом Президента.

В-четвертых, с 1 января 2020 г. в связи с принятием Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» изменились правила исчисления срока приобетательской давности добросовестных владельцев имущества. Так, срок приобретательной давности в отношении вещей, которые можно истребовать по ст. ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается теперь со дня, когда вещь поступила в открытое владение добросовестного приобретателя. Если же за ним зарегистрировано право собственности на недвижимость, которой он открыто владеет, отсчет срока начинается теперь не позднее момента регистрации такого права. До 1 января 2020 г. он начинал исчисляться не раньше, чем истечет срок исковой давности по соответствующим требованиям [3]. Безусловно, данная новелла позитивно влияет на защиту права собственности и права добросовестных владельцев имущества, но необходимы более радикальные меры, связанные с сокращением сроков. Пять лет достаточно большой срок, который проходит с начала владения недвижимым имуществом и за него уже возможно выяснить – сможет ли лицо стать собственником или нет. За сокращение данного срока говорят и некоторые бухгалтерские и экономические аспекты. В этой связи, считаем целесообразным внести изменения в ст. 234 ГК РФ и сократить срок приобретательской давности с 15 до 5 лет для недвижимого имущества, с 5 до 1 года для движимого.

Кроме того, государство в лице Госстандарта России в Постановлении от 30 марта 1999 г. № 97 (в ред. от 16 октября 2012 г.) «О принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов» для целей налогового учета, ведения статистики и формирования различных информационных систем в зависимости от субъекта выделяет ряд «форм» собственности, которые логичнее было бы отнести просто к видам частной формы собственности [4]. На наш взгляд, подобное деление на «формы собственности», указанное в рассматриваемом Постановлении некорректно и относится скорее не к формам, если оценивать их в соответствии с положениями Конституции РФ [5], а видам собственности в зависимости от субъекта (например, по организационно-правовой форме и принадлежности к гражданству). В этой связи, предлагаем внести следующие изменения в Общероссийский классификатор форм собственности: слова «формы собственности» заменить на «виды собственности» в наименовании и по всему тексту постановления в соответствующих формах.

Помимо этого, чтобы позволить частным инвестициям войти в лесной рынок, а также закрепить больший контроль за сохранностью лесов в России, в частности, усилить превентивные меры в борьбе с лесными пожарами, о необходимости чего заявлял в конце 2019 года министр Минпромторга РФ – Денис Мантуров, предлагаем дополнить п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ [6]пп. 1.1 следующего содержания: «1.1. Лесные участки в составе земель лесного фонда могут быть переданы в собственность гражданам Российской Федерации и юридическим лицам в порядке, установленном законодательством.». Порядок приватизации и перевод земель из лесного фонда и федеральной собственности в частную собственность предлагаем обозначить и закрепить путем внесения поправок в Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ»  [7].

Подводя итог выше изложенному, необходимо отметить, что предложенный нами пакет мер во многом, но, безусловно, не исчерпывающим образом, поможет улучшить нормативно-правовую и правоприменительную основу института частной собственности в РФ. Развитие частной собственности не может быть позитивно продолжено без должной реформы судебной системы и общего «разгосударствления» экономики, основанного на принципах социальной справедливости.

 

Список литературы:
1. Жертвы политических репрессий. Тематический список / Центр социальнозначимой и правовой информации; сост. Л. Н. Шилова. Орск, 2017. С. 22.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 16 декабря 2019 г. № 430-ФЗ) // Российская газета. 2019. № 286.
3. Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 51 (часть I). Ст. 7482.
4. Постановление Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97 (в ред. от 16 октября 2012 г.) «О принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов» (вместе с «ОК 027-99. Общероссийский классификатор форм собственности») // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26587/ (дата обра-щения: 27.01.2020).
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. 2018. № 53. (часть I). Ст. 8464.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 47. Cт. 6586.