Институт частной собственности в Российской Федерации: актуальные вопросы правового регулирования
Секция: Юриспруденция
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Институт частной собственности в Российской Федерации: актуальные вопросы правового регулирования
Частная собственность и сегодня, и в давние времена всегда являлась центральным вопросом дискуссий, а динамика отношения к ней становилась индикатором развития демократизма общества в целом. В России смешались различные традиции и институты права, которые были реципированы как из Романо-германской, так и из Византийской и Татаро-монгольской традиции государства и права. В отличие от Европы и стран англо-саксонского мира, Россия не успела выстроить крепкого капиталистического общества, что можно считать одной из предпосылок общего торможения развития института частной собственности и сегодня. Кроме того, Россия все еще остается страной с переходным типом экономики. Институт частной собственности, который активно развивался в Российской Империи в СССР был сломан. На уровне генетической памяти остались последствия раскулачивания, от которого, по самым скромным подсчетам историков, только в Оренбургской области пострадало 3800 крестьянских хозяйств [1]. Институт частной собственности получил свое дальнейшее развитие уже после распада Союза. Долгий период полного отсутствия права частной собственности в целом, и крайне негативный процесс приватизации в 90-е годы подорвали доверие граждан к системе защиты прав и свобод. К сожалению, ежегодно в России наблюдается отток инвестиционного капитала. По данным Банка России от 9 апреля 2019 г. отток прямых иностранных инвестиций в 2018 г. стал рекордным за всю историю наблюдений – с 1997 г.
Вышеуказанные обстоятельства предопределили актуальность, структуру и содержание исследования, на основании которого были сформулированы следующие выводы и предложения:
Во-первых, защита частной собственности должна стать целью деятельности всех органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, в том числе судебной системы.
Во-вторых, необходимо закрепить определение частной собственности в системе законодательства Российской Федерации. Для этого предлагаем наименование и п. 1 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее – ГК РФ) изложить в новой редакции следующего содержания:
«Статья 213. Право частной собственности
1. Частной собственностью является любое имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства и юридическим лицам, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом относится к государственной и муниципальной собственности.».
В-третьих, следует значительно усилить методы и меры по защите частной собственности граждан и юридических лиц в РФ, для этого предлагаем ввести полный мораторий на изъятие земли, находящейся в частной собственности граждан в любых целях, в том числе государственных, за исключением военного и чрезвычайного положения сроком на 10 лет. Данное решение предлагаем утвердить Указом Президента.
В-четвертых, с 1 января 2020 г. в связи с принятием Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» изменились правила исчисления срока приобетательской давности добросовестных владельцев имущества. Так, срок приобретательной давности в отношении вещей, которые можно истребовать по ст. ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается теперь со дня, когда вещь поступила в открытое владение добросовестного приобретателя. Если же за ним зарегистрировано право собственности на недвижимость, которой он открыто владеет, отсчет срока начинается теперь не позднее момента регистрации такого права. До 1 января 2020 г. он начинал исчисляться не раньше, чем истечет срок исковой давности по соответствующим требованиям [3]. Безусловно, данная новелла позитивно влияет на защиту права собственности и права добросовестных владельцев имущества, но необходимы более радикальные меры, связанные с сокращением сроков. Пять лет достаточно большой срок, который проходит с начала владения недвижимым имуществом и за него уже возможно выяснить – сможет ли лицо стать собственником или нет. За сокращение данного срока говорят и некоторые бухгалтерские и экономические аспекты. В этой связи, считаем целесообразным внести изменения в ст. 234 ГК РФ и сократить срок приобретательской давности с 15 до 5 лет для недвижимого имущества, с 5 до 1 года для движимого.
Кроме того, государство в лице Госстандарта России в Постановлении от 30 марта 1999 г. № 97 (в ред. от 16 октября 2012 г.) «О принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов» для целей налогового учета, ведения статистики и формирования различных информационных систем в зависимости от субъекта выделяет ряд «форм» собственности, которые логичнее было бы отнести просто к видам частной формы собственности [4]. На наш взгляд, подобное деление на «формы собственности», указанное в рассматриваемом Постановлении некорректно и относится скорее не к формам, если оценивать их в соответствии с положениями Конституции РФ [5], а видам собственности в зависимости от субъекта (например, по организационно-правовой форме и принадлежности к гражданству). В этой связи, предлагаем внести следующие изменения в Общероссийский классификатор форм собственности: слова «формы собственности» заменить на «виды собственности» в наименовании и по всему тексту постановления в соответствующих формах.
Помимо этого, чтобы позволить частным инвестициям войти в лесной рынок, а также закрепить больший контроль за сохранностью лесов в России, в частности, усилить превентивные меры в борьбе с лесными пожарами, о необходимости чего заявлял в конце 2019 года министр Минпромторга РФ – Денис Мантуров, предлагаем дополнить п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ [6]пп. 1.1 следующего содержания: «1.1. Лесные участки в составе земель лесного фонда могут быть переданы в собственность гражданам Российской Федерации и юридическим лицам в порядке, установленном законодательством.». Порядок приватизации и перевод земель из лесного фонда и федеральной собственности в частную собственность предлагаем обозначить и закрепить путем внесения поправок в Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» [7].
Подводя итог выше изложенному, необходимо отметить, что предложенный нами пакет мер во многом, но, безусловно, не исчерпывающим образом, поможет улучшить нормативно-правовую и правоприменительную основу института частной собственности в РФ. Развитие частной собственности не может быть позитивно продолжено без должной реформы судебной системы и общего «разгосударствления» экономики, основанного на принципах социальной справедливости.