Участие женщин в политической деятельности глазами россиян: опыт эмпирического анализа
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Участие женщин в политической деятельности глазами россиян: опыт эмпирического анализа
Традиционно при обсуждении женского и мужского участия в политике исследователи разных научных направлений сходятся во мнении, что представительницы женского пола имеют меньше возможностей по сравнению с мужчинами проявить себя. Нередко «недоверие» ученых к возможностям женщин строится на собственных наблюдениях и теоретических изысканиях, но в подавляющем большинстве случаев составить полную картину женской активности в политической сфере и отношения социума к представительницам слабого пола, принимающих ключевые для государства и общества решения, позволяют результаты общероссийских социологических опросов. Следует отметить, что последние 15 лет ведущие исследовательские центры ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр уделяют большое внимание проблемам, лежащим в области гендерной социологии, что позволило накопить обширный материал для анализа по проблемам гендерного неравенства и социальной роли женщины.
Результаты опроса Всероссийского центра общественных исследований, проведенного в 2020 году, показали: российское общество пока не готово видеть женщину на ключевых государственных постах и доверить ей принятие судьбоносных для страны решений. На рисунке 1 наглядно показано устойчивое сохранение гендерных предпочтений в пользу мужчин, когда речь идет о должности Президента страны, председателя Правительства и ведущих силовых позициях. С большим доверием россияне готовы уступить женщине решение социальных задач: министра здравоохранения, образования и т.д.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы женщины работали на важных государственных постах?»[4]
К женщине-политику с большей лояльностью относится молодежь, в то время как старшее поколение демонстрирует большую консервативность взглядов. Отношение к участию женщин в политике варьируется в зависимости от доходов респондентов: наиболее обеспеченная часть населения не готова уступить женщине ведущие государственные посты и в меньшей степени хочет видеть женщину на посту президента (74% этого сегмента выступают против. В этой же группе наименьшая доля сторонников этой идеи (19%) относительно россиян в целом (21%). Стабильный жизненный уклад при нынешнем распределении ролей в политике наиболее обеспеченной части населения не позволяет последним формировать установки на любые, в том числе гендерные, изменения.
Любые изменения общественного мнения важно проанализировать в динамике. Ретроспективный анализ не позволяет говорить об устойчивом укреплении женских позиций в общественном сознании. Для сравнения, если в 1998 г. почти половина респондентов (45%) считала, что необходимо увеличить число женщин-политиков в нашей стране, то согласно результатам всероссийского опроса 2017 г., эта цифра составила 32% (37% среди женщин против 25% среди мужчин), а доля тех, кто полагает, что их вполне достаточно, выросла с 27% до 38%. При этом, около 10% по-прежнему опрошенных говорят, что женщин в политической сфере не должно быть вовсе (10% в 1998 г. и 8% в 2017 г.) [2]. Ежегодные исследования последних лет также не имеют положительной тенденции в смещении гендерного дисбаланса: опрос ВЦИОМа в 2017 г. показал снижение популярности идеи женщины-политика по сравнению с предыдущим исследованием 2016 г.
Можно выделить три ключевые причины такого стереотипного мышления россиян не в пользу женщины-политика: во-первых, отсутствие ярких личностей в политическом поле, способных составить конкуренцию мужчинам; во-вторых, поступательное закрепление государством патерналистских, консервативных установок, где политически-угодный образ политика формируется на базе мужских качеств. Кроме того, большое влияние оказывает общероссийский курс на «сильную руку»: ключевые позиции, согласно общественной установке, должен занимать решительный и прагматичный человек, а эти качества в большей степени соотносятся с представителями сильного пола.
Исследование «Левада-Центра», проведенное в феврале 2020 г. показало: 2/3 россиян считают, что стране требуется «сильный и властный руководитель». При этом около половины респондентов (49%) уверены в необходимости постоянного силового контроля со стороны власти. На рисунке 2 показано, насколько важной для нашего общества была и остается властная роль политика, хотя имеет место и незначительно смещение данного вектора за последние 2 года.
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «с каким мнением вы согласны?» Левада-центр, N=1603 [1]
Запрос на «сильную руку» ослабляет шансы женщины в политике, поскольку, с одной стороны, обязывает последнюю активно примерять на себя мужские качества (сила, решительность, стойкость, железный характер), с другой – более явно демонстрировать свою социальную роль (близость к народу, внимание к людям и т.д.). Интересно, что россияне отмечают примерно одинаковую значимость обладания этими качествами для женщины-политика (14 и 11% соответственно), что налагает на последнюю более сложные ожидания со стороны электората, по сравнению с мужчиной.
Отсутствие ярких женщин в политике в том числе связано и с действиями СМИ, которые зачастую эксплуатируют образ медийных персон как малоэффективный, противопоставляя политические взгляды женщин их внешности, личной жизни и другим «атрибутам» женской социальности. В результате последним примером сильной женщины-лидера на политической арене остается Екатерина II, а среди современников, обладающих нужными волевыми качествами политика, россияне отмечают давно сделавших карьеру в политике и на госслужбе женщин: Валентину Матвиенко, Марию Захарову, Эллу Памфилову. За последние 10 лет в политике не появилось ни одной женщины, заработавшей политический вес и доверие россиян.
В результате, в расстановке политических сил в России наблюдается гендерный разрыв. Сегодня по уровню представления женщин во власти наша страна занимает 75 место из 149 стран, уступая место не только высокоразвитым европейским странам, но и Таиланду, Гондурасу, Казахстану, Чили, Перу [3]. Гендерное отставание наблюдается в участии женщин в экономической жизни, карьерных возможностях, представительстве в политике в высших органах власти, а также заметна дискриминация по уровню оплаты труда по сравнению с мужской аудиторией.
Выведение женщин из сферы принятия ключевых для страны решений, спекуляция на гендерных ролях и сведение женской роли к материнству и ведению домашнего хозяйства влечет за собой обострение социальных проблем. С одной стороны, политически активные женщины не верят в равные с мужчиной возможности сделать карьеру, с другой стороны – должны балансировать между женским и мужским началом, чтобы соответствовать навязываемому образу политика. Осознание системного нарушения своих прав, невозможность честной конкуренции с мужчинами на рынке труда и наличие гендерных барьеров заставляют женщин действовать доступными им методами в борьбе за власть. Среди самых асоциальных – отказ от исполнения роли матери, жены, эксплуатация своей сексуальности в карьерной борьбе. Только кардинальное решение проблем прав женщин в политике способно помочь решить гендерную асимметрию, а, следовательно, государственные проблемы в демографической и социальной сферах.