Статья:

Отношение воронежской молодежи к чайлдфри

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Ван-Лен-Жу А.С. Отношение воронежской молодежи к чайлдфри // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Отношение воронежской молодежи к чайлдфри

Ван-Лен-Жу Анастасия Сергеевна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

THE ATTITUDE OF VORONEZH`S YOUTH TO CHILDFREE

 

Van-Len-Zhu Anastasia

Student of Humanities Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

Laktionov Vasily

Candidate of Historical Sciences, associate Professor, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о распространенности феномена чайлдфри в молодежной среде одного из субъектов Российской Федерации и степени лояльности к данному явлению как системе ценностей. Представлены результаты анализа эмпирического социологического исследования, проведенного среди населения Воронежской области. Так же поднимается вопрос о теоретических выводах, основанных на полученных данных. Представлено разнообразие форм отношения к чайлдфри в молодежной среде.

Abstract. The article deals with the question of the prevalence of the childfree phenomenon in the youth environment of one of the subjects of the Russian Federation and the degree of loyalty to this phenomenon as a system of values. The results of the analysis of an empirical sociological study conducted among the population of the Voronezh region are presented. The question of theoretical conclusions based on the obtained data is also raised. A variety of forms of attitude to childfree in the youth environment is presented.

 

Ключевые слова: чайлдфри; добровольная бездетность; семья; репродуктивное поведение; отношение к детям.

Keywords: childfree; voluntary childlessness; family; reproductive behavior; attitude to children.

 

В последнее время все чаще и чаще можно встретить людей, которые добровольно отказываются иметь детей по различным причинам. Данный феномен возник отнюдь не недавно, а имел место быть еще в далеком прошлом (в истории множество случаев, когда люди сознательно отказывались от детей и посвящали себя искусству, науке, религии, общественной деятельности и т. п.). Однако сейчас численность нежелающих иметь детей или «чайлдфри», (т. е. дословно – свободные от детей) с каждым годом растет, они формируют собственные сообщества и организации, открыто заявляют о своих убеждениях и в данный момент составляют ощутимую прослойку в нашем обществе.

Так, например, в 2003 году перепись населения в США показала, что бездетными являются 44 % женщин в возрасте от 15 до 44 лет.

Конечно, далеко не все из них являются чайлдфри, но согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей [10]. В 2008 г. доля женщин репродуктивного возраста сознательно бездетных составляла 25%, в 2014 г. - 14% (однако положительный прирост населения достигается за счет мигрантов) [3].

Историк Р. Храстил, автор книги “Как быть бездетным: история и философия жизни без детей” в 2019 г. приводит следующие данные: примерно 15% женщин в США достигают возраста 45 лет, не став матерью, — либо по своему выбору, либо потому, что не могут родить [5]. Ситуация в России выглядит несколько иначе.

Статистические данные демонстрируют, что современная демографическая ситуация в стране характеризуется снижением рождаемости, согласно отчету Росстата, в 2017 г. в России родилось 1.69 млн детей, что на 10.7 % меньше по сравнению с показателем за предыдущий год [8].

Всероссийский центр изучения общественного мнения в 2018г. спросил у 1200 россиян, что они думают о последних мерах правительства по повышению рождаемости, а также об их планах иметь в будущем детей.  6% сегодня относят себя к «чайлдфри»» (в 2005 году, согласно результатам опроса, таких не было.), а 79% - с учетом жизненных обстоятельств не планируют иметь детей.

Очевидно, что на сегодняшний день данное движение принимает совсем иные масштабы, если раньше приверженцами чайлдфри были в основном состоятельные люди с высоким уровнем образования, то сейчас добровольная бездетность распространилась на группы с меньшим доходом и образованием. Данный процесс изучал американский социолог Лори Чанси, его исследования показали, что за последние 20 лет сознательный отказ от родительства постепенно охватил все слои населения и даже ее религиозную часть. Аналогичный анализ проводили ученые из Нидерландов в 2006 г. Их исследование, которое включало представителей разных слоев населения из 25 стран Европы показало, что на отношение к чайлдфри не влияет ни ВВП страны, которое обычно характеризует уровень ее благосостояния, ни государственная поддержка семей с детьми. М. Т. Тантурри, опираясь на европейские исследования, утверждает, что с увеличением возраста респондентов количество ненамеренно бездетных (те, кто хотели бы ребенка, но не имеют в силу каких-либо причин) уменьшается, а количество намеренно бездетных (те, кто никогда не планировал ребенка) увеличилось. При этом ненамеренная бездетность чаще встречается среди мужчин, а сознательная - среди женщин, при чем, если у мужчин это связано обычно с низким социальным статусом, материальным положением и слабым здоровьем, то у женщин, в противовес, с наличием высшего образования и высоким социальным статусом [2]. Представленная тенденция вливания вышеупомянутого движения в массы, говорит об актуальности изучения этой темы.

Чайлдфри, как явление, получившее такое обширное распространение в западной культуре, стало объектом пристального внимания со стороны психологии и социологии. В первую очередь были предприняты попытки объяснить причины появления этого движения и его распространения в столь больших масштабах. Несмотря на это, до сих пор не удалось классифицировать причины и мотивы данного феномена. Истоки происхождения сознательной бездетности можно рассматривать с разных точек зрения.

Психологи, работавшие с чайлдфри, определяет несколько причин появления данного движения [3],[11].

1.Непробудившиеся инстинкты, которые проявляются в виде инфантильности, эгоизма, отказа расти и развиваться как зрелая личность. А также принимать на себя ответственность за свои решения, психологи связывают это с желанием оставаться дольше в позиции ребенка, нежели взрослого.

2. Бунт против системы, т. е. нежелание следовать устоявшимся канонам в обществе, в том числе упразднение или частичное отвергание семейных ценностей.

3. Перенесенные в детстве психологические травмы — жестокое обращение со стороны родителей подавило внутренние родительские чувства.

4. Страх физического аспекта рождения.

К социальным причинам можно отнести следующее: отсутствие стабильности, низкий уровень материального благополучия и социального обеспечения, финансовая неопределенность, а также отсутствие перспектив. Помимо этого, у современной молодежи отмечают приоритет личного комфорта и самореализации, вследствие чего многие просто не готовы тратить свое время, энергию и ресурсы на воспитание ребенка.

Многие исследователи говорят о кризисе института семьи. В эпоху постмодерна ценности прошлого столетия заменились на противоположные, которые ставят индивидуальность и карьеризм выше семьи.  Идеалогические истоки отказа от родительства уходят корнями в 60-е года ХХ века и связаны с феминизмом. Бездетная тридцатилетняя женщина считалась в то время неполноценным членом общества и подвергалась всеобщему осуждению.

Отстаивая свои права, участницы феминистического движения ввели понятие «чайлдфри», которое обозначало отсутствие детей не из-за болезни или низкого социального статуса, а по собственному желанию [9]

Трудности в определении причин и мотивов чайлдфри состоят в том, что бездетность включает в себя множество ситуаций: трудности в личных отношениях, экономические причины, добровольный выбор, временная перспектива (т. е. является ли это постоянным или временным состоянием) и степень приверженности решению (другими словами, является ли оно пересмотренным или постоянным).

Очевидно, что добровольно лишенный детей человек может также изменить свое мнение в какой-то момент жизни и пожелать иметь детей. Колеблются те женщины, которые, кажется, еще не решили, хотят ли они иметь детей или нет. Амбивалентность по отношению к деторождению отчасти подпитывается воспринимаемыми и реальными трудностями, особенно для женщин, в координации двух противоречивых и сильно взаимозависимых понятий -  работы и фертильности [1].

Причины, по которым люди относят себя к чайлдфри разнообразны, однако большинство участников данного движения есть много общих черт, которые были исследованы канадским социологом Д. Виверс.

После проведенной в течение долгого времени работы с сознательно бездетными, она выявила не очевидную связь между ними, а именно: значительная часть добровольно бездетных имеют атеистические взгляды, более высокий уровень дохода и образования, стремление сделать карьеру, так же многие из них являются либо единственным ребенком в семье, либо, наоборот, выросли в многодетных семьях [7]. Это говорит о том, что данное явление охватывает значительную часть нашего общества.

Следует заметить, что в отличие от зарубежных представителей чайлдфри, которые отказываются от родительства в основном из-за карьеры или индивидуально обусловленных причин, в России главным аргументом в пользу сознательно бездетных является затрудненное финансовое положение молодых супружеских пар и даже материальная поддержка государства кардинально не меняет данное положение дел.

Такие люди либо не заводят детей вообще, либо откладывают рождение ребенка на более подходящее время, которое, как правило, не наступает. Еще одна преобладающая причина отказа от рождения потомства в нашей стране - это нелюбовь к самим детям, на протяжение последних двух десятилетий в молодежной среде утвердилось мнение, что ребенок - это обуза, которая мешает полноценной жизни [6].  Однако, есть немалое количество пар, которые все же заводят детей, несмотря на свои взгляды, обычно это связано с большим давлением общества, в лице родителей предыдущего поколения.

Исследователе данного феномена обычно беспокоит вопрос угрозы этого движения нашему обществу в целом.

Особенно обеспокоены этим явлением в нашей стране, это объясняется устоявшимися семейными и религиозными ценностями, сформированными у российских граждан.

Такое понятие как “чайлдфри” обычно вызывает у общества негативную реакцию, реже - нейтральную, семей, а в особенности женщин, осуждают за невыполнение основной функции ячейки общества, а также за пропаганду ненависти к детям и всему, что с ними связано.

Однако последнее связано скорее с недостаточной информированностью населения, так как люди часто путают чайлдфри с чайлдхейтом. Понятие “чайлдхейт” подразумевает ненависть к детям и самому процессу их рождения, что никак не соответствует идеалогии сознательно бездетных, между ними большая разница.

Большинство исследователей приходят к выводу, что чайлдфри если и влияют негативно на снижение рождаемости в России, то не настолько значительно, чтобы это стало демографической угрозой.

Мнения сводятся к тому, что отказ от рождения ребенка обусловлен экономическими причинами, и в данный момент государство оказывает ощутимую поддержку семьям, собирающимся завести более одного ребенка.

Таким образом, бездетность одних будет компенсироваться многодетностью других, но несмотря на это отмечают медленный, но устойчивый рост численности людей, разделяющих идеалогию чайлдфри [6].

Обзор представленных исследований позволили нам выделить характеристики участников движения чайлдфри, однако недостаточно изученным остается отношение современного общества к данному феномену. Исходя из актуальности данной проблемы и опираясь на предшествующие исследования, мы разработали анкету и провели разведывательное социологическое исследование в форме анкетирования. Опросу были подвергнуты 100 человек различных возрастных групп, проживающих в воронежской области. Мы получили следующие результаты:

Чайлдфри — движение, которое в России получило распространение совсем недавно, поэтому в начале был задан  вопрос - «Что вы знаете о движении чайлдфри?».

Мы выяснили, что 27% опрошенных не знают ничего  о чайлдфри, 26% имеют частичное представление о чайлдфри, 23% слышали о чайлдфри, 16% имеют полное представление о чайлдфри и живут в соответствии с их принципами, 8% эта тема не интересна. Осведомленность населения в данном вопросе можно оценить как удовлетворительную, так как те, кто имеет частичное представление, и те, кто слышал о чайлдфри значительно преобладают.

Следующий вопрос « Сколько у вас детей?» показал, что у большинства (53%) опрашиваемых нет детей, это можно объяснить тем, что в данном опросе преобладает (51%)  возрастная группа с диапазоном 18-25 лет, т. е. молодые люди, которые в силу своего возраста или других объективных причин еще не имеют детей.

Так же можно предположить, что именно преобладание молодежи среди респондентов обуславливает   довольно значительный для региона процент (16%) тех, кто живет в соответствии с принципами чайлдфри. По вышеупомянутому вопросу, 22% отвечающих имеют два ребенка, 16% - одного ребенка, 9% - трое и больше.

Далее мы решили проследить взаимосвязь между наличием детей и отношении к чайлдфри, сравнив ответы на вопрос «Что вы думаете о такой идеологии как чайлдфри?» между бездетными (51%) и теми, кто имеет детей (49%). Проследив динамику ответов, мы установили, что те, у кого один ребенок и те, у кого совсем нет детей считают, что  нет ничего плохого в том, что люди хотят посвятить свою жизнь только себе, некоторые из них, склоняются к тому, что быть родителем — это индивидуальный выбор каждого. Отвечающие, которые имеют двух и больше детей склонны считать нежелание заводить детей либо проявлением эгоизма, либо отклонением. Все вышеприведенное позволяет нам утверждать, что чем больше детей в семье у опрашиваемых, тем негативнее они относятся к движению чайлдфри.

Далее нас заинтересовал вопрос: «Как вы относитесь к родительству?», 41% отвечающих считают, что для каждого родительство имеет индивидуальную ценность. 32% считают, что продолжение рода — самое главное в жизни; 12% утверждают, что родительство важная часть нашей жизни, но не главная. Остальные 7% и 8% считают, что в родительстве больше минусов, чем плюсов, и, что в родительстве нет никаких плюсов соответственно. При этом стоит заметить, что процент тех, кто является чайлдфри значительно больше, чем тех, кто относится к рождению детей отрицательно.  На основании этого можно заключить, что значительная часть опрашиваемых к чайлдфри или же, наоборот, к родительству, относится нейтрально.

Возможно такое отношение обусловлено осознанием трудностей воспитания детей в современных условиях, данный вывод напрашивается вследствие анализа указанных респондентами причин отказа от деторождения.

Среди причин отказа от родительства в основном преобладают социальные: недостаточно денег (50%), нестабильная политическая обстановка (25%), нет своего жилья (19%).

Оставшаяся часть отвечающих указывает такие причины как: не готов/готова к такой ответственности и не готов/готова тратить время на ребенка. 

Вследствие можно прийти к выводу, что большинство опрашиваемых отказываются от рождения детей из-за внешних причин, не связанных с идеалогией чайлдфри.

Следует отметить, что больше половины опрошенных имеют либо высшее (45%), либо среднее специальное (32%) образование, среди респондентов преобладают женщины (71%), у трети участников (35%) отсутствует партнер, 34% женаты, либо замужем, остальные (31%) находятся в отношениях. 

Подведя итоги, можно сказать, что отношение общества к чайлдфри весьма двойственно, с одной стороны лояльность к данному феномену обусловлена тенденцией распространения толерантности и человеколюбия в последнее время, а с другой, сознательный отказ от родительства получает все большую популярность, которой способствует индустриальное общество, подготавливающее экономические, политические и социальные предпосылки. Вследствие чего произошла трансформация традиционного представления о семье, что привело к малодетности и отказу от родительства в целом. 

На сегодняшний день прогнозировать долговременность чайлдфри сложно, так как грань между социальными причинами и идеалогией данного феномена в настоящее время размыта, поэтому однозначная оценка не может быть дана  из-за недостатка эмпирических исследований в данной области.

 

Список литературы:
1. Maria Letizia Tanturri, Melinda Mills, Anna Rotkirch,  Tomáš Sobotka, Judit Takács, Anneli Miettinen,  Cristina Faludi, Venetia Kantsa, and Despina Nasiri State-of-the-art report Childlessness in Europe // Families And Sosieties working paper series. 2015. №32. URL:http://www.familiesandsocieties.eu/wpcontent/uploads/2015/03/WP32TanturriEtAl2015.pdf (дата обращения: 31.03.2020).
2. Белинская Д. В. Социальный портрет чайлдфри. Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – Тамбов, 2018. №13
3. Большунова Т. В. Феномен чайлдфри: макросоциологический анализ. Вестник Государственного университета управления. – Москва, 2018. №4. 
4. Вильданова, С. М., Граничная А. А., Мингалиева А.  Р., Саляхиева Л. М., Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи // Мониторинг. 2017. №3 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-rasprostraneniya-tsennostey-chayldfri-v-rossii-i-ih-vliyanie-na-krizis-instituta-semi (дата обращения: 02.04.2020).
5. Гиллихан Сет Дж. 6 вредных мифов о людях, у которых нет детей URL: https://my.ua/articles/article/2019-11-04-6-vrednykh-mifov-o-liudiakh-u-kotorykh-net-detei (дата обращения: 30.03.2020).
6. Голубова Т.Н., Махкамова З.Р., Литвиненко А.И. ФЕНОМЕН "ЧАЙЛДФРИ" И ПРОБЛЕМЫ РОЖДАЕМОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // ТМБВ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-chayldfri-i-problemy-rozhdaemosti-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 31.03.2020).
7. Исупова О. Добровольно бездетные или "свободные от детей"//Демоскоп,  2010 № 427-428. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0427/gender01.php (дата обращения: 31.03.2020).
8. Калюков Е., Немченко И. Рождаемость в России упала до минимума за десят лет// Е. Калюков, И. Немченко URL: https://www.rbc.ru/society/29/01/2018/5a6ef6f59a7947507175ce75 (дата обращения: 30.03.2020).
9. Литвинская И. Актуальный взгляд и психоанализ // И. Литвинская, Я. Акстилович. – М.: АО «Первая Образцовая типография», 2018.- 110 с.
10. Родина Е. Добровольно бездетные // Журнал "Огонёк". – 2006. - №27 -С. 14.
11. Халфина, Р. Р. Тимченко Т. В., Сафронова Е. В. ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЧАЙЛДФРИ В РОССИИ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiho-sotsialnye-prichiny-razvitiya-chayldfri-v-rossii (дата обращения: 31.03.2020).