Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации
Секция: Экономика
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации
Аннотация. В статье анализируются проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации и его значение для развития экономики страны. Дан анализ состояния привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ, перспективы их развития. Показаны инструменты и методы привлечения иностранных инвестиций за счет проведения государственной политики, направленной на привлечение иностранных инвестиций.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, проблемы привлечения иностранных инвестиций, значение привлечения иностранного капитала, иностранный капитал.
Под вложением иностранного капитала в экономику страны подразумеваются иностранные инвестиции. Поэтому, для того, чтобы лучше разобраться в этой теме, необходимо дать определение понятию «инвестиции». Как правило, наиболее полные определения даются в законодательных, нормативных правовых актах.
Итак, согласно Федеральному закону от 25.02.1999 №39 ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестициями называются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1]. Отсюда мы уже можем дать определение «иностранным инвестициям».
Иностранные инвестиции определяются как вложение иностранными инвесторами капитала в объекты какой-либо деятельности, в том числе предпринимательской деятельности с целью получения дохода в будущем.
Под вложением капитала воспринимаются вложения оборудования, ценных бумаг, таких как денежные средства, паи, акции, денежных средств, паев, акций, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и так далее.
Как уже было сказано ранее, более точные определения даны в нормативных правовых актах, так, в Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) существует одно дополнение, а именно – условие, что эти объекты не должны быть изъяты из оборота РФ.
Теперь поговорим о формах международного движения капитала, опираясь на схему, представленной на рисунке 2.
Рисунок 1. Формы международного движения капитала [2]
При квалификации по источникам происхождения иностранные инвестиции разделяют на официальный (государственный) и частный (негосударственный) капиталы.
Государственным капиталом называют такие финансовые активы, которые удовлетворяют одному из двух условий: формирование из бюджетных средств и принятие от иностранных инвесторов или вкладывание в зарубежные экономические сферы хозяйствования на основе решения Правительства Российской Федерации и одобрения данного факта межправительственными организациями.
К государственной форме капитала относят кредиты, они же ссуды, гранты, финансовая помощь, представленная одним государством другому на основе соглашений.
К государственному капиталу также относят тот капитал, которым в праве распоряжаться межправительственные и международные организации от своего лица. Среди таких организаций Всемирный банк, Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ).
Негосударственный капитал – капитал частных компаний, объединений, банков, который вкладывается в предприятия, находящиеся за границей. Финансовые активы, принадлежащие частным компаниям, становятся базой для частного капитала.
По характеру использования выделяют ссудный и предпринимательский капитал.
Ссудный капитал – это те финансовые активы, предоставляемые одной страной другой во временное пользование, формой движения ссудного капитала является, займы, международные кредиты.
Предпринимательский капитал – это те денежный средства, которые вкладываются в производство с целью получения прибыли в дальнейшем. Формой движения предпринимательского капитала является зарубежное инвестирование.
В зависимости от целей использования в мировой экономике капитал разделяют на прямые, портфельные и прочие инвестиции.
Под прямыми инвестициями понимают те инвестиции, которые сделаны физическими и юридическими лицами, под контролем которых находится не менее 10% всех акций организаций или ее уставного капитала. То есть инвестиции такого рода дают инвестору право контроля.
Прямые инвестиции осуществляются рядом способов, среди которых инвестирование «с нуля» - создание заграницей собственного филиала или предприятия, его приобретение или поглощение, финансирование, аренда.
Портфельными инвестициями называют покупку долговых ценных бумаг, размер которых составляет менее 10% в уставном капитале организации. То есть портфельные инвестиции не дают инвестору никакого права на управление коммерческой деятельностью предприятия или влияния на него.
Другие инвестиции, не попадающие ни под определение портфельных, ни под определение прямых инвестиций, указываются как прочие. К прочим инвестициям относятся кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и т.д.
Многие экономисты придерживаются мнения, что иностранные капиталовложения приносят огромную пользу экономике нашей страны. Итак, к положительным сторонам относятся пополнение собственного капитала российских предприятий и организаций в долгосрочной перспективе, восполнение местных и федеральных бюджетов субъектов РФ, воплощение в жизни инвестиционных проектов. Также к положительным сторонам привлечения прямых иностранных инвестиций относят занятость населения, а значит, снижение уровня безработицы, значительный рост конкурентоспособности местных компаний, следовательно, и конкуренции в целом, передачу технологий, благоприятное воздействие на инвестиционный климат страны и др.
Как мы видим, иностранный капитал, точнее его вложение, имеет огромную значимость в масштабах экономики РФ. Значит, необходимо его привлекать.
Рассмотрим же политику государства по привлечению иностранных инвестиций. К способам привлечения иностранных инвестиций относят макроэкономическую стабильность, понятные процедуры приватизации, собственность н землю, предсказуемость, прозрачность, либеральность законов, положений, норм [7]. Существует еще немало факторов, оказывающих влияние на привлечение иностранного капитала в экономику страны, но все они не такие глобальные, как перечисленные.
Отойдем от теоретической части моего реферата, и проанализируем статьи средств массовой информации. Итак, по данным издательства РБК [9], в капитал российского бизнеса из заграницы резко сократились в 2018 году на 6,5 млрд. долл., что показало максимальный отток за период, начинающийся с конца 1990-х годов. Это заметно на графиках, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2. Участие иностранных инвесторов в капитале российских компаний [9]
Мы видим, как менялся объем вложений иностранного капитала в экономику РФ из года в год в период 1997-2018гг.
Наряду с факторами, привлекающими иностранный капитал в экономику РФ, оказывающими благоприятное воздействие на инвестиционный климат в России, существуют и другие, действующие на него неблагоприятно. К таким факторам относятся неэффективная работа государственных органов по проведению инвестиционной политики и допущение государством резкого скачка на продукцию и услуги, предоставляемые естественными монополиями [7].
Теперь, разобрав как положительные, так и отрицательные факторы, оказывающие огромное влияние на инвестиционный климат на территории РФ, поговорим о проблемах привлечения иностранного капитала в экономику страны.
Итак, к ним относятся недостатки правового регулирования, отсутствие практически действенного законодательства, неэффективность системы страхования, высокие уровень коррупции и преступности, нездоровую социальную обстановку в целом, макроэкономическую и микроэкономическую нестабильности страны, неразвитость банковской и налоговой систем, неясность разделения полномочий между властями [3].
Для решения всех этих проблем следует прибегнуть к созданию действующих льгот для иностранных инвестиций, четко разграничивать собственность, создать стабильное экономическое и внешнеторговое законодательства и механизмы страхования инвестиций [3].
В последние годы инвестиционный климат в России заметно ухудшился, это можно проследить на графике, представленном на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, в млрд долл.
Главной причиной такого резкого спада стала позиция страны в конфликте Украины, повлекшая за собой ряд санкций, возложенных на страну как в политическом, так и в экономическом аспекте.
В 2016 году согласно исследованию, проведенным Всемирным банком, Россия заняла [7];
· по степени простоты регистрации бизнеса 101 место в мире;
· по простоте регистрации прав собственности — 46 место;
· по уровню кредитования — 104 место;
· по уровню защиты инвесторов — 117 место;
· по уровню налогообложения — 64 место;
· по легкости ведения международной торговли — 160 место;
· по простоте ликвидации предприятий — 53 место;
· по простоте получения разрешений на строительство — 178 место,
· по степени простоты подключения к системе электроснабжения — 184 место.
Тем самым Россия поднялась на 8 позиций в рейтинге по инвестиционной привлекательности, что послужило причиной роста объемов в экономику страны иностранных инвестиций. Поэтому на графике, представленном на рисунке 2, мы наблюдаем резкий скачок, приходящийся на 2016 год.
Подводя итог ко всему вышесказанному, следует сделать что-то наподобие краткого отчета по цели, что я и проделаю.
Напомню, что целью моей работы является анализ современных проблем и значения привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
В ходе написания своей работы, я выяснила, что к проблемам привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации экономисты относят нестабильность (постоянное изменение) законов, неразвитость банковской и налоговой сфер страны, отсутствие доверия к экономике России со стороны иностранных инвесторов, недочеты в работе местного и федерального аппаратов власти.
Решение части этих проблем кроется в создании по-настоящему действующих, работающих льгот для иностранных инвесторов, четкое разграничение собственности, наличие (создание) стабильного внешнеторгового законодательства и механизмов страхования инвестиций.
Эти проблемы необходимо решать ввиду большого значения иностранных инвестиций в экономику РФ для страны. Ведь с их помощью пополняется собственный капитал российских предприятий в долгосрочной перспективе, восполняются местные и федеральные бюджеты субъектов РФ, воплощаются инвестиционные проекты.
Итак, мы выяснили, что привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ очень важно для страны, а значит, следует искать решений проблем, связанные с ним, с целью увеличения объемов инвестирования.