Статья:

Экономика знаний, как основа инновационного развития

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Петухова Я.А. Экономика знаний, как основа инновационного развития // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Экономика знаний, как основа инновационного развития

Петухова Яна Александровна
студент, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волжский
Чередниченко Ирина Аскербиевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волжский

 

Новые технологии, появившиеся в конце 1950-х годов, расширились с распространением персональных компьютеров, а затем резко произошло широкое использование электронной почты и Интернета. Все это имеет значительный потенциал для перестраивания характера работы и экономики. Теперь, в эпоху цифровых технологий, наша цивилизация может оказаться в разгаре еще одной столь же большой трансформации - экономики знаний.

Экономика знаний - это система потребления и производства, основанная на интеллектуальном капитале. Она обычно составляет значительную долю всей экономической деятельности в развитых странах [1].

Основываясь на анализе ряда противоречивых концепций современной экономики М. В. Ченцова, сделан вывод о том, что экономика знаний должна систематически и всесторонне рассматриваться в широком смысле. В этом случае она выглядит как [4]:

- постиндустриальная экономика, т.к. растет доля сектора услуг, которая начинает доминировать в процентном отношении к производству;

- информационная экономика, т.к. информация начинает играть в ней решающую роль;

- инновационная экономика, знание внутри экономики позволяет генерировать непрерывный поток инноваций.

Научные знания, технологии и инновации, несмотря на их важность во все времена, в современных условиях становятся критическими факторами экономического роста и благосостояния. Поэтому экономическая политика в эпоху экономики знаний должна основываться на следующих основополагающих принципах [2]:

- создание благоприятного инвестиционного климата и продвижение инвестиций, особенно в высокотехнологичных отраслях;

- развитие науки и техники как важного ресурса, обеспечивающего экономический рост;

- создание и поддержание конкурентных условий для всех экономических агентов в целях содействия инновациям и росту производительности труда;

- формирование людских ресурсов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям и обладать навыками управления, возникающими рисками;

- содействие созданию гибкой институциональной среды.

С экономической точки зрения, центральной особенностью экономики знаний, а именно IT-революции является способность манипулировать, хранить и передавать большое количество информации по очень низкой цене. Не менее важной особенностью этих технологий является их повсеместность. Хотя более ранние эпизоды технических изменений сосредоточены на конкретных продуктах или в промышленных секторах, информационные технологии носят общий характер. Это влияет на каждый элемент экономики, как на товары, так и на услуги; и от каждого элемента бизнес-цепочки, от исследований и разработок до производства, маркетинга и распространения.

Согласно Всемирному банку, экономика знаний определяется четырьмя столпами [1]:

1. Институциональная структура - основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, которое поддерживает масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества.

2. Инновационная система – основывается на создании эффективных организационных форм и делового окружения, которые поощряют инновации и предпринимательство, охватывают коммерческие структуры, научные и исследовательские центры.

3. Образование и обучение - формирует общество квалифицированных, динамичных и творческих людей с перспективами получения достойного образования и пожизненного обучения для всех представителей общества.

4. Информационная инфраструктура - предоставляет собой различные эффективные и конкурирующие услуги и инструменты, предназначаемые для широкого спектра сфер жизнедеятельности общества. Данный процесс реализуется не только в формате высоких технологий — таких, как Интернет и мобильная связь, но также радио, телевидение и разнообразные медиа-средства, компьютерные технологии и другие средства для хранения, реализации операций и применения информации, в том числе большой набор коммуникационных услуг.

Выделяют несколько ключевых факторов, которые отличают экономику знаний от традиционной экономики [3]:

- экономика изобилует. В отличие от большинства ресурсов, которые истощаются при использовании, информация и знания могут быть разделены и фактически расти через приложение;

- эффект местоположения в некоторых экономических действиях: с использованием соответствующих технологий и методов, виртуальных торговых площадок и виртуальных организаций, которые предлагают преимущества скорости, гибкости, круглосуточной работы и глобального охвата. Или, наоборот, усиливается в некоторых других экономических областях, путем создания бизнес-кластеров вокруг центров знаний, таких как университеты и исследовательские центры, достигшие мирового уровня;

- законы, барьеры и налоги трудно применять только на национальной основе. Знания и информационная «утечка» там, где спрос высок, а барьеры самые низкие;

- продукты или услуги, расширенные знаниями, могут управлять ценовыми премиями по сравнению с сопоставимыми продуктами с низкими встроенными знаниями или интенсивностью знаний;

- ценообразование и стоимость в значительной степени зависят от контекста. Таким образом, одна и та же информация или знание могут иметь совершенно различную ценность для разных людей или даже для одного и того же человека в разное время;

- знание, заблокированное в системах или процессах, имеет более высокую присущую ему ценность, чем когда оно может «выходить за дверь» в головах людей;

- человеческий капитал - компетенции - является ключевым компонентом ценности в компании, основанной на знаниях, однако лишь немногие компании сообщают о степени компетентности в годовых отчетах. Напротив, сокращение часто рассматривается как положительная мера «сокращения расходов»;

- коммуникация все чаще рассматривается как фундаментальная для потоков знаний. Поэтому социальные структуры, культурный контекст и другие факторы, влияющие на социальные отношения, имеют фундаментальное значение для экономики знаний.

Эти характеристики требуют новых идей и подходов от политиков, менеджеров и работников знаний.

В экономике знаний фирмы ищут связи для содействия межфирменному интерактивному обучению, а также для внешних партнеров и сетей для предоставления дополнительных активов. Эти отношения помогают фирмам распределять затраты и риски, связанные с инновациями, получать доступ к новым результатам исследований, приобретать ключевые технологические компоненты и распределять активы в сфере производства, маркетинга и дистрибуции. По мере разработки новых продуктов и процессов фирмы определяют, какие мероприятия они будут предпринимать индивидуально, в сотрудничестве с другими фирмами, которые в сотрудничестве с университетами или исследовательскими институтами и которые при поддержке правительства. [2].

Эти инновационные системы состоят из потоков и отношений, которые существуют среди промышленности, правительства и научных кругов в области развития науки и техники. И взаимодействие внутри этих систем влияет на инновационные показатели фирм и, в конечном счете, на экономику. Таким образом, «способность распределения знаний» системы или ее способность обеспечить своевременный доступ новаторов к соответствующим запасам знаний являются, таким образом, основным фактором, определяющим процветание.

Таким образом, общество знаний и информации приносит человечеству новые вызовы и огромные возможности для решения его основных проблем, а также обеспечения дальнейшего развития.

 

Список литературы:
1. Адаманова, З.А. Концепция экономики знаний: современная интерпретация и области практического применения / З.А. Адаманова // Новый взгляд. Международный научный вестник - №9 – 2015 г. – С. 230.
2. Бекетов Н.В., Денисова А.С. Инновационная экономика России: время перемен //Финансы и кредит.-2017.-№17.-С.63-72.
3. Миндели, Л.Э Концептуальные аспекты формирования экономики знаний / Л.Э. Миндели, Л.К. Пипия // Проблемы прогнозирования - №3 – 2016 г. – с. 125
4. Халитов, А.Р. Экономика знаний как модель современной экономической системы / А.Р. Халитов // Инновации и инвестиции - №12 – 2014 г. – С. 64.