Экономика знаний, как основа инновационного развития
Секция: Экономика
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Экономика знаний, как основа инновационного развития
Новые технологии, появившиеся в конце 1950-х годов, расширились с распространением персональных компьютеров, а затем резко произошло широкое использование электронной почты и Интернета. Все это имеет значительный потенциал для перестраивания характера работы и экономики. Теперь, в эпоху цифровых технологий, наша цивилизация может оказаться в разгаре еще одной столь же большой трансформации - экономики знаний.
Экономика знаний - это система потребления и производства, основанная на интеллектуальном капитале. Она обычно составляет значительную долю всей экономической деятельности в развитых странах [1].
Основываясь на анализе ряда противоречивых концепций современной экономики М. В. Ченцова, сделан вывод о том, что экономика знаний должна систематически и всесторонне рассматриваться в широком смысле. В этом случае она выглядит как [4]:
- постиндустриальная экономика, т.к. растет доля сектора услуг, которая начинает доминировать в процентном отношении к производству;
- информационная экономика, т.к. информация начинает играть в ней решающую роль;
- инновационная экономика, знание внутри экономики позволяет генерировать непрерывный поток инноваций.
Научные знания, технологии и инновации, несмотря на их важность во все времена, в современных условиях становятся критическими факторами экономического роста и благосостояния. Поэтому экономическая политика в эпоху экономики знаний должна основываться на следующих основополагающих принципах [2]:
- создание благоприятного инвестиционного климата и продвижение инвестиций, особенно в высокотехнологичных отраслях;
- развитие науки и техники как важного ресурса, обеспечивающего экономический рост;
- создание и поддержание конкурентных условий для всех экономических агентов в целях содействия инновациям и росту производительности труда;
- формирование людских ресурсов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям и обладать навыками управления, возникающими рисками;
- содействие созданию гибкой институциональной среды.
С экономической точки зрения, центральной особенностью экономики знаний, а именно IT-революции является способность манипулировать, хранить и передавать большое количество информации по очень низкой цене. Не менее важной особенностью этих технологий является их повсеместность. Хотя более ранние эпизоды технических изменений сосредоточены на конкретных продуктах или в промышленных секторах, информационные технологии носят общий характер. Это влияет на каждый элемент экономики, как на товары, так и на услуги; и от каждого элемента бизнес-цепочки, от исследований и разработок до производства, маркетинга и распространения.
Согласно Всемирному банку, экономика знаний определяется четырьмя столпами [1]:
1. Институциональная структура - основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, которое поддерживает масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества.
2. Инновационная система – основывается на создании эффективных организационных форм и делового окружения, которые поощряют инновации и предпринимательство, охватывают коммерческие структуры, научные и исследовательские центры.
3. Образование и обучение - формирует общество квалифицированных, динамичных и творческих людей с перспективами получения достойного образования и пожизненного обучения для всех представителей общества.
4. Информационная инфраструктура - предоставляет собой различные эффективные и конкурирующие услуги и инструменты, предназначаемые для широкого спектра сфер жизнедеятельности общества. Данный процесс реализуется не только в формате высоких технологий — таких, как Интернет и мобильная связь, но также радио, телевидение и разнообразные медиа-средства, компьютерные технологии и другие средства для хранения, реализации операций и применения информации, в том числе большой набор коммуникационных услуг.
Выделяют несколько ключевых факторов, которые отличают экономику знаний от традиционной экономики [3]:
- экономика изобилует. В отличие от большинства ресурсов, которые истощаются при использовании, информация и знания могут быть разделены и фактически расти через приложение;
- эффект местоположения в некоторых экономических действиях: с использованием соответствующих технологий и методов, виртуальных торговых площадок и виртуальных организаций, которые предлагают преимущества скорости, гибкости, круглосуточной работы и глобального охвата. Или, наоборот, усиливается в некоторых других экономических областях, путем создания бизнес-кластеров вокруг центров знаний, таких как университеты и исследовательские центры, достигшие мирового уровня;
- законы, барьеры и налоги трудно применять только на национальной основе. Знания и информационная «утечка» там, где спрос высок, а барьеры самые низкие;
- продукты или услуги, расширенные знаниями, могут управлять ценовыми премиями по сравнению с сопоставимыми продуктами с низкими встроенными знаниями или интенсивностью знаний;
- ценообразование и стоимость в значительной степени зависят от контекста. Таким образом, одна и та же информация или знание могут иметь совершенно различную ценность для разных людей или даже для одного и того же человека в разное время;
- знание, заблокированное в системах или процессах, имеет более высокую присущую ему ценность, чем когда оно может «выходить за дверь» в головах людей;
- человеческий капитал - компетенции - является ключевым компонентом ценности в компании, основанной на знаниях, однако лишь немногие компании сообщают о степени компетентности в годовых отчетах. Напротив, сокращение часто рассматривается как положительная мера «сокращения расходов»;
- коммуникация все чаще рассматривается как фундаментальная для потоков знаний. Поэтому социальные структуры, культурный контекст и другие факторы, влияющие на социальные отношения, имеют фундаментальное значение для экономики знаний.
Эти характеристики требуют новых идей и подходов от политиков, менеджеров и работников знаний.
В экономике знаний фирмы ищут связи для содействия межфирменному интерактивному обучению, а также для внешних партнеров и сетей для предоставления дополнительных активов. Эти отношения помогают фирмам распределять затраты и риски, связанные с инновациями, получать доступ к новым результатам исследований, приобретать ключевые технологические компоненты и распределять активы в сфере производства, маркетинга и дистрибуции. По мере разработки новых продуктов и процессов фирмы определяют, какие мероприятия они будут предпринимать индивидуально, в сотрудничестве с другими фирмами, которые в сотрудничестве с университетами или исследовательскими институтами и которые при поддержке правительства. [2].
Эти инновационные системы состоят из потоков и отношений, которые существуют среди промышленности, правительства и научных кругов в области развития науки и техники. И взаимодействие внутри этих систем влияет на инновационные показатели фирм и, в конечном счете, на экономику. Таким образом, «способность распределения знаний» системы или ее способность обеспечить своевременный доступ новаторов к соответствующим запасам знаний являются, таким образом, основным фактором, определяющим процветание.
Таким образом, общество знаний и информации приносит человечеству новые вызовы и огромные возможности для решения его основных проблем, а также обеспечения дальнейшего развития.