Статья:

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Конференция: CCLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Галикызы Н. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(253). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(253).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Галикызы Назым
магистрант, НАО Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова, РК, г. Караганда
Куттыбаева Нургуль Болатовна
научный руководитель, PhD, ассоциированный профессор, НАО Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова, РК, г. Караганда

 

Библиометрия — отрасль исследований в области издательского дела и компьютерных наук, возникшая во второй половине XX века. Это количественное исследование, которое включает в себя любые количественные измерения или анализы, применяемые к библиографическим единицам [1]. Распространение международных онлайн-баз данных включает в себя академические журналы и другие публикации, которые облегчают библиометрический анализ и приводят к увеличению количества работ в различных областях, включая экономику. Кроме того, базы данных предоставляют инструменты для отслеживания цитирований и социтирования, а также расчета индексов.

Целью данного исследования является определение основных областей и структур гендерных исследований на основе библиометрического анализа в период с 2001 по 2023 год для предоставления всестороннего обзора предыдущих исследований по гендерным вопросам МСП

Анализ журналов по гендерной экономике охватывает основные этапы развития гендерной экономики. Экономика дисциплин гендерных исследований во многом повторяет экономику и может рассматриваться как часть экономики неравенства. Но ее феминистская философия и методология выделяют гендерную экономику как отдельную область экономических наук, которая дает новые результаты. По данным базы данных OpenAlex, более 90% статей по гендерной экономике публикуются на английском языке. Структура анализируемых стран показывает не только сложность национальных исследований в области гендерной экономики, но и уровень их вхождения в международный научный дискурс, в том числе наличие языкового барьера. Ученый гендерной экономики в первую очередь фокусируются на проблемах развивающихся стран. На страны с низкими доходами приходится менее трети всех публикаций.

С целью выявления современной структуры гендерного аспекта в малом и среднем бизнесе был проведен библиометрический анализ международной базы данных OpenAlex с помощью VOSviewer. Базы данных предоставляют эффективные средства анализа библиометрических данных, но использование международных баз данных позволяет включать в анализ только журналы, представленные в базе данных. OpenAlex, запущенный в 2015 году, представляет собой комплексный научный ресурс, основанный на программе Microsoft Academic Graph (MAG), базе данных знаний и идей, представляющей широкий спектр научных организаций, включая статьи, авторов, учреждения, концепции и публикации. Комплексная структура платформы обеспечивает целостное представление о научных изображениях, что делает ее ценным ресурсом как для исследователей, так и для ученых [2].

В исследовании предпринята попытка оценить ключевые аспекты гендерных исследований с 2001 по 2023 год. Используя качественные методы и программное обеспечение VOSviewer, в исследовании была собрана и проанализирована информация из базы данных OpenAlex, в результате чего были получены следующие результаты.

В базе данных OpenAlex слова «гендер» и «бизнес» встречаются в 791 500 публикациях, в том числе в 689 100 публикациях с 2001 по 2023 годы, которые рассматриваются в исследовании, а 193 900 вакансий относятся именно к «гендерным» и «малому бизнесу» и темы «среднего бизнеса».

Из них в 5460 исследованиях упоминались «Казахстан», «МСП» (малый и средний бизнес) и «Казахстан» в 475 публикациях, 90,1%, т.е. 428 работ, опубликовано в доступных, открытых журналах.

Выявлена тенденция роста интереса к теме «гендер» и «предпринимательство», однако данная тема недостаточно изучена в сфере малого и среднего бизнеса и, в частности, в Казахстане (рис. 1.).

 

Рисунок 1. Публикации с ключевыми словами «гендер» и «предпринимательство», «МСП», «Казахстан»

 

В ходе исследования было рассмотрено 2394 статьи, составленное на основе статей, содержащих в тексте публикаций слова «гендер», «малый бизнес» и «средний бизнес», ключевые слова «Гендер и предпринимательство» (рис. 1.).

После сбора статьи классифицируются и распределяются по 4 основным кластерам:

1. Предпринимательство (бизнес, экономика, финансы, демографическая экономика);

2. Психология (социальная психология, биология, менеджмент, коммуникации);

3. Маркетинг (экономический рост, философия, лингвистика, эмпирические исследования, фокус-группы, женское предпринимательство);

4. Политология (социология, право, гендерные науки).

Результаты отразили следующую картину - за период исследования (2001-2023 гг.) статьи на тему «предпринимательство» взаимоссылались 23 728 раз, в том числе «женщины-предприниматели» 5 973 раза, «женское предпринимательство» 3 287 раз, а публикация, в которой использована цитата «мужское предпринимательство» не обнаружено.

 

 

Рисунок 2. Карта на основе матрицы совпадения публикаций с ключевыми словами «гендер» и «предпринимательство» (2001–2023 гг.)

 

По теме «бизнес» 22 255, «малый бизнес» выявлено 2 321 перекрестных ссылок.

«Экономика» 19 442, «политика» 17 521, «социология» 16 341, «право» 13 771, «маркетинг» 14 438, «психология» 12 590, «информатика» 12 009, «экономический рост» 11 529 раз.

Оказалось, что наибольшее количество опубликованных статей на эту тему было опубликовано в период с 2017 по 2022 год (рис. 3.).

 

Рисунок 3. Карта на основе матрицы совпадения публикаций с ключевыми словами «гендер» и «предпринимательство» (2001-2023 гг.)

 

Таким образом, мы видим, что общие исследования влияния гендерных вопросов на малый и средний бизнес идут по нескольким направлениям, то есть имеют влияние и научный интерес в этих областях.

Следует отметить, что для создания карты ключевых слов был использован прием модульного проектирования, подчеркивающий разделение функционала программы на независимые, взаимозаменяемые модули.

Реализация понятия «гендерный аспект в малом и среднем бизнесе» базируется на двух независимых терминах – «бизнес» и «гендер».

При этом в результате библиометрического анализа совместного проживания ключевых слов создается логическая связь между гендерными характеристиками и деятельностью бизнеса. Тем не менее, отчетливо видно, что данная тема исследования учитывается и во многих других областях науки, доказательством чему являются публикации в 4 кластерах: предпринимательство, психология, маркетинг, политология.

 

Список литературы:
1. Broadus, R. N. Toward a Definition of “Bibliometrics” // Scientometrics. – 1987. – №12. – Р. 373-379. https://doi.org/10.1007/BF02016680
2. Priem, Jason & Piwowar, Heather & Orr, Richard. OpenAlex: A fully-open index of scholarly works, authors, venues, institutions, and concepts.// STI Conference 2022 · Granada, – 2022.